• Детские народные танцы обучение

    29 Дек 2018 admin Комментарии к записи Детские народные танцы обучение отключены

    ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НАРОДНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ — Дипломная работа

    ГЛАВА 1. История и теория преподавания народного сценического танца в детском хореографическом коллективе

    1.1. История возникновения и развития народного танца…. …. 6

    1.2. Роль руководителя детского хореографического коллектива….….18

    1.3. Методы работы педагога-хореографа в детском коллективе….31

    ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению народного сценического танца в детском хореографическом коллективе

    2.1. Организация образовательного процесса, основные приемы, формы, методы и принципы работы в ансамбле «ДАНК»….…. 41

    2.2. Творческая программа Народного хореографического коллектива Детского Ансамбля Национальных Культур «Данк»…64

    Список использованной литературы.…93

    На сегодняшний день хореографическое искусство является одной из основных форм нравственно-эстетического воспитания личности, как никакое другое искусство оно обладает огромными возможностями для гармонического развития духовного мира ребенка. Влияет на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствует тело физически. Занятия хореографией способствую укреплению здоровья, снятия перегрузок, развития эмоциональности, воспитания силы воли, коллективного сознания, художественного вкуса и т.п.

    На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу, как универсальному средству воспитания. Изучение хореографии помогает развивать творческий потенциал учащихся, активизировать мышление.

    Эстетическое воспитание гармонизует растущего человека, помогает развивать его психологические и личностные функции, Данная проблематика нашла свое отражение в работах: Л.А.Вагнер, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Н.Люблинской, С.Н. Новоселовой и др.

    Задача преподавателя детского хореографического коллектива найти и использовать в своей работе наиболее актуальные методики преподавания, использующие современные технологии. Построение педагогического процесса строится на основе знаний, навыков и умений, помогающих формировать мировоззрение и положительно влиять на взгляды и черты характера.

    Эстетическое воспитание рассматривали в своих работах Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков, Н.И.Киященко, А.Ф.Лосев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др. Закономерности социально-культурной деятельности изучены в трудах А.И. Арнольдова, Е.И.Григорьевой, О.В.Долженко, А.В. Каменец, Т.Г. Киселевой, Э.Е.Орловой, Е.И.Смирновой, В.В.Туева. Основы истории и теории хореографического искусства изложены в трудах Ю.А. Бахрушина, Ю.И. Слонимского, В.М. Красовской, Г.Н. Добровольской. Методическая сторона процесса раскрыта в трудах А.Я.Вагановой, В.С. Костровицкой, Н.И. Тарасова, Р.В. Смирнова, Г.П. Гусева, А.А.Климова, А.В. Лопухова, Т.А.Устиновой, И.А.Моисеева, Н.С. Надеждиной и др.

    Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть и понять особенности преподавания народного сценического танца в детском хореографическом коллективе.

    Объект исследования: процесс обучения народно-сценическому танцу в детском хореографическом ансамбле «ДАНК».

    Предмет исследования: теоретические основы процесса преподавания народно-сценического танца и организация учебной деятельности в детском хореографическом коллективе.

    Гипотеза исследования: заключается в том, что занятия народным сценическим танцем эффективно влияет на формирование исполнительской культуры учащихся, на физиологическое и психологическое развитие школьников, и на раскрытие творческого потенциала личности ребенка.

    1. Изучение литературы по теме исследования.

    2. Разработка методических путей преподавания народно-сценического танца в детском хореографическом коллективе современных башкирских композиторов.

    3. Выявить особенности преподавания народно-сценического танца.

    4. Проверка эффективности предложенных методов в процессе работы.

    5. Обосновать роль руководителя детского хореографического коллектива.

    6. Разработать программу для детского хореографического ансамбля «ДАНК»

    Теоретико-методологической основой исследования явились философские, психолого-педагогические, эстетические, музыковедческие исследования, связанные с темой выпускной квалификационной работы.

    1) анализ литературы по теме исследования;

    2) обобщение и систематизация теоретического материала;

    3) экспериментальное изучение путей и методов преподавания народно-сценического танца.

    Практическая значимость исследования: данная работа может быть рекомендована к использованию в учреждениях дополнительного образования, в детских хореографических коллективах, во внеклассной работе в общеобразовательных школах.

    База исследования: Детский Ансамбль Национальных Культур «ДАНК» г. Москва.

    Структура работы: Введение, Две главы, Заключение, Список использованной литературы, Приложение.

    ГЛАВА 1. История и теория преподавания народного сценического танца в детском хореографическом коллективе

    1.1. История возникновения и развития народного танца

    Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. Танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или музыке.

    В основе первых плясок наших предков лежали движения. Связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов охотой. В плясках некоторых племен Африки и Австралии танцоры раскрашивают лицо и тело, надевают маски. И под однообразную дробь барабана разыгрывается выразительная сцена: исполняющий роль дикого животного подражает его повадкам, а остальные, как охотники, подкрадываются, заманивая его. О большой роли танца в жизни африканцев свидетельствуют многие факты. В том числе наскальная живопись бушменов в Южной Африке.

    Первые танцы были очень распространены у народов Древнего мира, конечно, они были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. С танцем были тесно связаны возгласы, пение, пантомима. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение танца, жесты и мимика выражали какую-нибудь мысль. Поступок действие.

    Танец всегда, во все времена был связан с жизнью и бытом людей. В связи с этим каждый танец отвечает духу и характеру того народа, у которого он зародился. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками.

    Описание танцев можно встретить у Аристотеля, Филострата, в трагедиях Эсхила, Еврипида, Софокла, в комедиях Аристофана. Древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» описал хоровод, а в «Одиссее» – мужской дуэт на фоне танцующих юношей. Лукиан написал целый трактат «Диалог о танце».

    О характере древнегреческих танцев рассказывают и многочисленные изображения танцоров и танцовщиц на барельефах, в вазописи, в скульптуре. Наиболее известны барельеф «Танцующие молодые гречанки», вазовая живопись «Корданс» и «Сикиннис», скульптуры – «Танцующая менада», «Танцующая гречанка».

    Танцы древних греков можно разделить на священные, военные, сценические и общественно-бытовые. Священные пляски исполнялись под звуки лиры и отличались строгой красотой. Праздники и танцы посвящались различным богам: Афродите, Афине, Дионису и т.д. Они отражали определенные дни трудового календарного года. Неудержимым буйным весельем отличались пляски в честь греческого бога плодородия и виноделия Диониса. Дионисии отмечали весной, когда оживала природа. Большую роль в воспитании мужества, патриотизма и чувства долга у юношей Древней Греции играли военные танцы. Обычно их исполняли двое мужчин, но существовали и массовые пиррихии, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с ними плясали и партнерши. Эти пляски воспроизводили бои и боевые построения. Это были достаточно сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, мечи, копья, дротики, зажженные факелы и т.п.

    Сценические танцы, как правило, это части театральных представлений. Каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами, для этого надевались специальные деревянные или железные сандалии, иногда такт отбивали руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет.

    Из самых древние танцевальных руководств наиболее понятны египетские изображения, на которых демонстрируются позы. Все эти позы обладали своим значением, поэтому считается. Что именно они и были своеобразными фразами танцевального искусства. Распространены они были не только в ранний период, но и значительно позже. Возникнув за три тысячи лет до новой эры, они «прижились» и передавались из века в век последующим поколениям.

    Приведенные иллюстрации из Египта и Древней Греции дают нам представление об истинном положении вещей и развитии искусства хореографии того времени .Древнейшим аккомпанементом танцующим было хлопанье в ладоши, звуки простейших духовых и струнных инструментов (дудки, гитары, тамбурины, кастаньеты, цимбалы, барабаны и т.п.).

    Ассирийцы танцевали ничуть не меньше других народов, но среди обнаруженных памятников древности почти нет изображения танцующих. От финикийцев, соседей ассирийцев, до нас дошли изображения танцующих ассирийцев. Их танцы исполнялись в довольно серьезной манере, о чем свидетельствую дошедшие до нас изображения. Как правило, танцоры двигались под звуки дудочки, одеты были в накидки, движения носили круговой характер, что характерно для острова Кипр. Солнце было предметом поклонения, вокруг которого кружились танцоры под аккомпанемент свирелей, арф и барабанов.

    От финикийцев до нас дошли иллюстрированные примеры танцев и не имеется никаких письменных свидетельств, в то время как их соседи, израильтяне, оставили нам пространные записи – Библия, и наоборот никаких изображений. Скорее всего, их танец был типичен для всех, мирно соседствующих в то время народов. Так финикийский танец вокруг солнца, вероятно, был похож на танец, который танцевали израильтяне вокруг золотого тельца (Аписа) в пустыне.

    Для этрусков танец был одним из символов радости, обретаемой человеком после смерти. Вот почему они хоронили своих усопших с музыкой и танцами. Аккомпанементом им служили звуки лир, деревянных и стальных духовых инструментов, кастаньет. Все это видно на сохранившихся рисунках и памятниках этрусской культуры.

    Истоки хореографической культуры славян можно поделить на два типа – материальная и культурная. В качестве духовных истоков славянской культуры, ее хореографии следует вспомнить о мифологии, богах и праздниках Древней Руси. К материальным истокам славянской хореографии следует отнести быт древних русичей (земледелие, ткачество, приготовление пищи и т.д.). Также следует выделить сопутствующие хореографии прикладные виды искусства – обустройство изб, роспись по дереву, славянский народный костюм и т.п. Отдельно следует отметить, что на Руси до 1236 года было две религии – языческая и христианская (пришедшая в Х веке). Несмотря на то, что христианство сейчас воспринимается как должное, на самом деле все же исконно славянским является именно древнерусское язычество.

    Для танцевальной культуры тех времен характерно обязательное смысловое наполнение. Каждая фигура танца имела свое значение, символизирующее определенное действие, событие. Общий рисунок танца народ черпал из окружающей среды, природы, в основном это танцевальные узоры передающие силуэты листьев, цветов, животных, птиц.

    В дальнейшем происходила постепенная театрализация танца (жонглеры, скоморохи и т.д.). В Древней Руси скоморохи сыграли большую роль в развитии народного танца. Они явились первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли её рисунок, совершенствовали технику, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркие игровые элементы в хореографическое исполнение.

    В ХV-XVI вв. в Западной Европе стали появляться сюжетные танцевальные сцены – морески. В конце ХV века появляется танцевальный учебник, который дает нам представление о социальной роли танца.

    В начале XIX века при создании балетных спектаклей появляется новая танцевальная разновидность. В интермедиях, где главные действующие лица – люди с различными профессиями, крестьяне, матросы, разбойники и т.п., она обозначается новым термином — “характерный танец”. Он определяет гротесковые, комедийные и бытовые сценки, известные и как “антре’’, в королевских балетах в конце XVIII века — антре ремесленников, антре разбойников и т.п. С того момента народным героям придаётся сатирическая, пародийная окраска.

    Впервые характерный танец появился как термин в 1830 году в творчестве итальянского хореографа Карло Блазиса [1]. В своей книге “Manuel komplet de la danse” он впервые называет все танцы в балетных спектаклях, построенные на основе народного танца, термином “характерные танцы”. В конце XIX века был создан экзерсис характерного танца. В его основе лежал экзерсис классического танца. Это позволило при постановках характерного танца широко использовать законы хореографического тематизма. Использование характерного танца активизируется в период расцвета романтического балета в спектаклях Филиппа Тальони, Жуля Перо, Шарля Дидло и Мариуса Петипа. Место и роль характерного танца в балете то расширялось, то сужалось, согласно эстетическим требованиям той или иной эпохи. Он мог быть действенной основой всего спектакля, мог выпадать из действия, сохраняя лишь права вставного номера. Новым этапом в развитии характерного танца является творчество Михаила Фокина, который ищет новые изобразительные средства в достоверности народного танца и костюма — “жизненный сок театрального танца”. Огромный вклад в развитие характерного танца внес А. Горский. Содружество А. Горского началось с Московским балетом на рубеже XIX-XX века. Разрушая традиционную симметричность построения танцев, он превращает кордебалет в живую массу, индивидуализирую каждого персонажа. Горский обогащает лексику классического танца за счет характера и широко вводит в спектакль народный танец. В 1914 году он показал программу «Танцы народов», куда входили театрализованные пляски различных нации. С течением лет оформилось следующее определение характерного танца: специфический танцевальный тип, носящий самые яркие характерные этнографические черты данного народа или образа, но подчинённый законам сценического действия.

    На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Благодаря сохранению и передачи истинно народных движений, мы продолжаем нести нашу культуру. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, так как каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

    В последнее десятилетие в научных исследованиях активно утверждается взгляд на художественную самодеятельность как педагогическое явление, в многочисленных исследованиях убедительно показано, что занятия в творческих объединениях могут значительно повлиять на различные качества личности — ее социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое.

    Детские хореографические коллективы, вызывают сегодня самый большой интерес среди детей и их родителей. Имеющие самый большой количественный в системе детского художественного творчества они обладают весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой хореографического искусства и необычными возможностями построения педагогического процесса.

    Специфика работы педагога-хореографа заключается в том, что опираясь на методы, учитывая возрастные особенности детей, физическую и танцевальную подготовку, он может правильно, а самое главное грамотно выстроить урок и вести педагогическую деятельность в творческом коллективе.

    Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия.

    Преподавателю хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.

    Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.

    Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью учителя и ученика, которая в свою очередь зависит от их подготовки к уроку. Каждое занятие должно нести смысловую нагрузку. Педагогу необходимо учитывать и своеобразие семейного влияния, и индивидуальных особенностей, различные природные задатки и склонности, способность и умение, темперамент и характер, воспитанность учащихся. Все это многообразие индивидуальностей надо организовать в сплоченный коллектив для достижения единой цели.

    В обучении функционируют не только процессы познавательного характера, но и процессы общения педагога и исполнителя, они оказывают сильное влияние на мотивацию изучения, на формирование положительного отношения к занятиям. Увлеченное отношение к своим урокам учителя, четкость, организованность в работе, такт в отношениях с исполнителем значительно повышают воспитательный и исполнительский уровень обучения.

    В процессе обучения на учеников оказывает значительное воздействие формирование нравственных, волевых и психологических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Танцевальная культура представляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движении человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных и волевых качеств.

    Так же можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д.

    В многочисленных кружках народного танца, в настоящее время, занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают хореографические отделения в школах искусств, открываются хореографические школы, причем не только в крупных городах, но и в больших районных центрах. Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся к повышению исполнительского мастерства и имеют перспективу развития, благодаря выстроенной системе образовательного процесса.

    1. БАЛЕТ. Энциклопедия / Под ред. Ю. Григоровича. — М, 1981

    2. Барышникова Т. Азбука хореографии. — М.: Рольф, 1999. — С. 35.

    3. Барышникова Т. Основы хореографии. — М., 2001. — 272 с.

    4. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). — М.: ИЦ «Академия», 2002.

    5. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца // Вестник академии русского балета имени А .Я Вагановой. — №7,1999. — с. 142-151.

    6. Белов М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.:-1953.- 46с.

    7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966. — 349 с.

    8. Блатова А. Учебно-методическое пособие по народно-характерному танцу.— М., 1966;

    9. Богаткова JI.H. Хоровод друзей (танцы народов разных стран). — Л.: изд. Детгиз, 1957. — 688с.

    10. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца. М., 1995.

    11. Бондаренко JI.A. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. Киев, 1985.

    12. Борзов А. Танцы народов СССР. — М., 1983-1984;

    13. Ваганова А.Я.Основы классического танца. С-П.:-2002.-192с.

    14. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического

    воспитания и спорта. — М.* «Академия», 2002

    15. Васильева Е. Танец. М.:- 1968.-248с.

    16. Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья.– изд. Самарский университете, 1992. — 194с.

    17. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия,-2000г. –624с.

    18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: П, 1991. — 93с.

    19. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978. – С.73.

    20. Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы, Уфа, 1958.

    21. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М.,2002.

    22. Гусев Г.П. . Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учеб.пособин для студ. Вузов культуры и искусств. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003. – 208 с.: ил.: ноты.

    23. Дубских Т.М. Народно-сценический танец как особый вид социокультурной деятельности / Т.М. Дубских. – М.: Просвещение, с.175-186.

    24. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 444 с.

    25. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Ф. Учебно-методическое пособие по народно-сценическому танцу. – М., 1976.

    26. Звездочкин В.А. Классический танец. Ростов н/Д.: — 2005. – 410с.

    27. Иваницкая И.Н. Двигательная активность и здоровье детей. – М.: Медицина, 1987.

    28. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. – М., 1985.

    29. Иванникова О.В. Народные танцы. – М.: АСТ; Донецк:Сталкер, 2007. -62с.

    30. Ивановский Н., Ваганова А.Я. Статьи, воспоминания, материалы. Л. –М.: — 1958.

    31. Исламова Р.А. Азбука башкирского народно-сценического танца, Уфа, 2000. – 83 с.

    32. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – 3-е изд. – Айрис-пресс, 2008. – 256 с. – (Высшее образование).

    33. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л. – 1981. – 262с.

    34. Костровицкая В., Писарев А. Классический танец. Л.: — 1968 – 264 с.

    35. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л., 1986.

    36. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование. Ч.1./ В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997 г. – 206 с.

    37. Кутасова Т. Самодеятельный танцевальный коллектив. М.: 1954. – 112с.

    38. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике.- М.: ФИС, 1984.

    39. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. Л.-М.: Искусство, 1039.

    40. Матова Б Азбука характерного танца. – София, 2002.

    41. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М-Л.: -1949. –237с.

    42. Мурашко М.П. русская пляска:Учеб. Пособие. – М.: Изд. МГУКИ, 2010. – 488с., илл., ноты.

    43. Настюков Г.А.Народный танец на самодеятельной сцене. (Советы балетмейстера) М., Профиздат, 1976,64с.

    44. Немов Р.С. Психология. В трех книгах Книга 2. – М.: Владос, 1998. – С.127.

    45. Нуруллин Н.С.Методические указания к ведению урока народного танца. М.: 1979.

    46. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. Пособие. – СПб: СПбГУП, 2006. – 632с.

    47. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова; под общей ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006. -368с.

    48.Пашкова Г.В. Народно-сценический танец: Упражнения у станка и на середине зала: Методические рекомендации для студентов 1-го курса специализации «Хореография (бальный танец)», квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива.

    Преподаватель». — М.: МГУКИ, 2005. — 68с.

    49.Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.]; под ред. С.А.Смирнова. — 6-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 512 с.

    50. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. — 2- е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 576 с.

    51. Петров О. Русская балетная критика конца XVIII первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1982

    52. Петров П. М. Методика преподавания характерного танца: учебно-методическое пособие — Новосибирск: Изд. Hi НУ, 2005 — 217 с

    53.Петров П. Характерные танцы. — Благоевград, 2000;

    54.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. >чео. заведений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.

    55.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.: ил.

    56.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М: Педагогика, 1976.

    57.Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. I амбов: Изд-во II N им. Г.Р. Державина, 2001. — 80 с.

    58.Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Владос. — 2003. — 256 с.: ил.

    59.Рогозин И.В. Танец в коллективе художественной самодеятельности. М.:-1960.-160с.

    60.Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.

    61.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач — М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 174 с.

    62.Станиславский К.С. Этика. М., 1981.

    63.Стенюшина А., Ткаченко Т.С. Танцевальный коллектив в клубе. М.:- 1962.

    64.Степанова Л.Г. Народные танцы. — М.: Изд. «Советская Россия», 1965.—144с.

    65.Степанова Л.Г. Народные сюжетные танцы. — М.: Изд. «Советская Россия», 1967. — 136с.

    66.Степанова Л.Г. Народные сюжетные танцы. — М.: Изд. «Советская Россия», 1969. — 110с.

    67.Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса (уроки характерного танца). — М.: типография Министерства культуры СССР, 1972.

    68.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М. 1981.Т. 3.

    69.Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: Учеб. Пособие. — СПб.: ИГУП, 1996. — 132 с.

    70. Тарасов Н. Школа мужского исполнительства. 2-е издание. М.:-1981.-479с.

    71.Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств — Самара, 2005. — 229 с.

    72.Ткаченко Т.С. Народный танец. М.:-1967.- 656с.

    73.Ткаченко Т. Танцы народов мира. — М., 1975;

    74. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. М., 1996.- 478 с.

    75. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 2004. — 608 с.

    76. Фоменко И.М. Основы народно-сценического танца: Уч. пос. Орел, 2002.

    77. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М., 2001. — с. 175-178.

    78. ЧекеттиГ. Полный курс классичекого танца /Грациозо Чекетти; под ред. Паппасены; пер. с итал. Е.Лысовой. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 504с.

    Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

    Обучение народным танцам в Москве

    Наш сайт поможет быстро найти опытного исполнителя для заказа любых услуг. Разместите заявку и проверенные специалисты предложат вам свои услуги и цены.

    Выезд на дом — Севастопольский проспект, 53, Москва

    * 2 ученицы по 30 лет каждой, с базовым уровнем подготовки; * необходимо провести урок танцев (по high-hills, strip, mix) * место встречи — зал в районе м.Севастопольская, Нахимовский проспект, Новые Черемушки. * в дальнейшем планируем тренироваться 1 или 2 вечера в неделю * цель — подготовка к выступлениям

    Отзыв на задание

    Катя — отличный преподаватель. Все четко и понятно. Будем сотрудничать.

    Выезд на дом — Краснодарская ул., 8, Москва, Россия, 109382

    Для создания шутливого свадебного танца

    Отзыв на задание

    мастер своего дела! нам очень понравилось. было чудесно. благодарим!

    Выезд на дом — Москва

    Ищу специалиста для постановки свадебного танца. Я в прошлом занималась джаз-модерном, а жених — не танцор. Музыку и стиль мы уже выбрали: Jazmine Sullivan — Bust Your Windows. Это Музыка из фильма Шаг вперёд (сломанное танго). Мы хотим что-то очень близкое. Было бы удобно ходить в зал, расположенный в центре или на северо-западе Москвы.

    Отзыв на задание

    Анастасия — очень талантливая, терпеливая, невероятно обаятельная, улыбчивая девушка и прекрасный постановщик! Мой папа — вообще не танцор, человек военный и суровый. Но Настя нашла подход и к таким трудным ученикам как мы ) Папа ходил на все занятия с большим удовольствием, Настя научила его слышать ритм и танцевать, а не маршировать ) и я попробовала потанцевать в паре, что было для меня новым и интересным опытом! Безгранично рада, что выбрала именно Анастасию постановщиком нашего танца! Теперь, когда свадьба уже позади, мы с папой даже скучаем по тренировкам ) Желаю Насте творческих успехов, старательных учеников и всего только самого лучшего!

    Методическая работа «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств»

    МОУ ДОД «Амурская детская школа искусств №1», г. Амурск

    «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств»

    Глава 1. Особенности организации учебного процесса в детской школе

    Глава 2. Особенности применения традиционных методов обучения.

    2.1. Выбор материала для изучения.

    2.3. Игровые этюды.

    2.4. Использование атрибутов.

    2.5. Уроки по истории хореографического искусства.

    2.6. Танцевальная литература.

    2.7. Костюм в народном танце.

    Глава 3. Инновационные методы обучения.

    3.1. Раннее систематическое ознакомление детей с элементами народной культуры.

    3.2. Работа по ознакомлению с инструментами народного оркестра, с видами хореографии на концертах.

    3.3. Работа по взаимопосещению уроков учащимися, связь с выпускниками ансамбля «Золушка».

    3.4. Создание совместных проектов в репертуаре с другими творческими коллективами.

    3.5. Поддержание свободного творчества детей, связанного с танцем.

    Список использованной литературы.

    Введение. Значение народно-сценического танца. Цели воспитания и образования детей.

    Изучение танцевальной культуры разных народов необходимо так же, как и изучение всемирной истории и мировой художественной культуры, это бесспорно. Танцы своего народа – это такое же культурное достояние, как и родной язык, литература.

    При реализации этой цели на практике приходится сталкиваться с объективными трудностями. Прежде всего, как считает Игорь Александрович Моисеев, «в моральных устоях, которые существуют в обществе, зло набрало большую силу. Оно царит и в эмоциональной сфере. На телевидении господствуют примитив, низменные инстинкты. Мы дышим злыми эмоциями. Нет достойного места и народному танцу, значение которого трудно переоценить». «Искусство должно внушать веру в жизнь и мощь человека» (А. Герцен). А ведь в народном танце «таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней» (И. Моисеев).В литературе отмечено, что из детских танцев очень часто исчезает игра, непосредственность и искренность общения, все меньше танцевальные композиции связываются с интересами детей.

    «Искусство должно давать счастье и радость — иначе оно ничего не стоит» (В. Поленов).

    Анатолий Алексеевич Борзов отмечает, «что появились разговоры о старомодности русского танца, о его несовременности для нашей молодежи, для нашего зрителя». Необходимо принять во внимание ориентированность подростков и молодежи на современную массовую культуру, а нередко приверженность к определенному виду субкультуры.

    Цель: В своей работе я решаю вопрос — как донести до детей и особенно молодежи важность изучения народного танца, как заинтересовать их этим предметом, каким образом сделать так, чтобы исполнитель гордился своей творческой работой в жанре народной хореографии.

    Путь в решении этой проблемы вижу в том, чтобы сформировать определенный пласт общей культуры, сделать знания детей всесторонними, связать их с широким кругом явлений искусства и жизни, вырастить единомышленников.

    Для решения этой цели я использую взаимодействие традиционных и инновационных педагогических методов в рамках учебно-воспитательного процесса на отделении хореографии Детской школы искусств №1 г. Амурска.

    Глава 1. Особенности организации учебного процесса в детской школе

    1.1.Учебный процесс на хореографическом отделении Детской школы искусств №1 г. Амурска осуществляется согласно учебным программам и учебным планам Министерства культуры РФ. На отделении хореографии Детской школы искусств №1 г. Амурска преподаются следующие дисциплины:

    «Ритмика и танец»;

    «Историко-бытовой и современный бальный танец»;

    «Музыкальная грамота и слушание музыки»;

    «История хореографического искусства»;

    Предмет по выбору (современный танец).

    «Сценическая практика»; на базе ОАКТ «Золушка» и создано ОХГ в 1993 году.

    Такая организация учебного процесса определяет комплексный подход к обучению, взаимосвязь всех учебных дисциплин, что обеспечивает возможности всестороннего влияния на воспитание учащихся.

    В основе цикла хореографических дисциплин лежит классический танец.

    Народно-сценический танец является одним из основных предметов. Чем же особенно полезен урок народно-сценического танца в плане воспитания танцора? В нем сочетается логическая система школы классического танца и многообразие народной пластики. Народно-сценический танец способствует развитию у учащихся дополнительных в сравнении с классикой навыков.

    Основные задачи курса:

    1) дать учащимся знания основных элементов народных танцев и привить навыки их исполнения;

    2) совершенствовать координацию движений, восприимчивость к многообразию координаций;

    3) развивать те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа;

    4) воспитывать умение точно передать национальный стиль и манеру, характер и общие законы национальной пластики;

    5) воспитывать умение передавать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразие ее темпов и ритмов;

    6) изучать формы академических характерных танцев из спектаклей классического наследия.

    Таким образом, изучение народно-сценического танца дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.

    Очень важен тот факт, что именно народно-сценический танец открывает возможности профессионального исполнительства для выпускников отделения хореографии Детской школы искусств, при дальнейшем их обучении в ВУЗе, т. к. для работы в классической хореографии необходим целый комплекс профессиональных навыков, который обеспечивается учебным процессом хореографических училищ. ( Петрянина О.- ансамбль «Дальний восток», г. Хабаровск; Николаева О. –театр танца «Фламенко», г. Санкт-Петербург). Исходя из этого, видна актуальность воспитания и поддержания устойчивого интереса и осознанной работы учащихся по освоению народного танца для их дальнейшего профессионального образования.

    Изучение народно-сценического танца на ОХГ начинается в 4 классе и продолжается 4 года до выпуска учащихся и далее в классе профориентации. Знакомство с народной культурой начинается с дошкольного возраста и подчинено цели воспитания интереса и любви к народной хореографии.

    Каковы же методы и приемы этой работы?

    Глава 2. Особенности применения традиционных методов обучения.

    При решении образовательно-воспитательных задач использую максимально эффективные традиционные методы подготовки и возможности смежных дисциплин.

    2.1. Выбор материала для изучения.

    Материал к изучению отбираю в связи с учетом определенных объективных факторов в работе, руководствуясь принципами четкого разделения главного и второстепенного в учебном материале, ориентировки на конечный результат. Не все предложенные программами и проектами программ народности приходится брать к изучению. Это мера вызвана несколькими причинами.

    Во-первых, необходимость качественной подготовки при учете ограниченных профессиональных данных учащихся.

    Во-вторых, предложенный детям, а особенно подросткам тематический и лексический материал должен им очень нравиться. «Искусство тем и драгоценно для человечества, что сосредотачивает в себе самые обаятельные черты нации» (В. Немирович-Данченко).

    В-третьих, руководствуюсь соображениями репертуара: беру к изучению то, что будет иметь продолжение на сцене, причем учитываю основное направление в репертуаре ансамбля — классический танец и подбираю то, что перекликается и не идет вразрез с классической базой, что продолжает, развивает и обогащает основной арсенал исполнителя.

    Так, материал по танцам Прибалтийских народов и украинскому танцу использую в младших классах в групповых учебных постановках; молдавский и татарский характеры используются ограниченно, в период профессиональной ориентации. Большое внимание уделяется русскому, испанскому, венгерскому, польскому, итальянскому характеру, которые заслуженно считаются сложными и требуют большой работы, но очень выигрышны на сцене; восточный характер дается в этюдной работе и в виде стилизации.

    В результате удается вызвать живой интерес учащихся к изучаемому материалу, показать перспективы работы. В репертуаре ОАКТ «Золушка» существуют постановки с яркой национальной окраской: «Самум», «Тарантелла», «Сударушка», «Немецкий танец». Созданы и бережно поддерживаются постановки народно-сценической хореографии на военную тему: «Эх, путь – дорожка фронтовая», «Огонек», и здесь танец приобретает огромное значение как средство воспитания национального самосознания и патриотических чувств.

    2.2. Музыкально-ритмическая работа.

    В народном танце главенствует ритмическое начало, которое подчеркивается танцовщиком: притопывания, хлопки, звон бубенчиков, удары в бубен. Ритм – это увлекательнейшая стихия, он дает яркость звукообразов; поддержание ритма в танце какими-либо приемами позволяет детям почувствовать себя создателями, соавторами музыкально-танцевального действия. Работа над ритмом очень важна и начинается с 1-го класса на уроках ритмики и танца, продолжается далее в рамках предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки». Такая систематическая учебная музыкально — ритмическая работа формирует особый, специальный интерес к ритму, в результате дети очень любят ритмические этюды, дроби; кроме того, уровень музыкальных знаний и навыков позволяет осваивать в старших классах такой интересный и сложный материал, как ритмические приемы фламенко: сапатеадо (отбивание ритма каблуками) и пальмас (ритмичные хлопки). На основе лексики фламенко создана постановка «Маракабо.

    2.3. Игровые этюды.

    К изучению предмета «Народно-сценический танец» на ОХГ в ДШИ учащиеся приступают на 4-м году обучения, после того, как усвоена азбука классического танца, т. к. только получив определенные навыки в классическом тренаже, можно без вреда для мышечной системы осваивать специфику народно-сценического танца. На первом году обучения народно-сценическому танцу не предусмотрена работа у станка. На середине избегаю слишком раннего введения тех особенностей в лексике, которые не согласованы с начальной стадией обучения классическому танцу (скошенная на ребро стопа, завернутые положения ног, резкие приседания, изломы корпуса). Практика работы показывает, что детьми особенно любима такая форма работы, как ритмические образные этюды, особенно в паре. Такие этюды являются продолжением работы с ритмом, проводимой на уроках ритмики и танца, они удобны и понятны детям, позволяют развивать навыки координации, эмоциональную отзывчивость, импровизацию.

    2.4. Использование атрибутов.

    Многие народные танцы исполняются с бытовыми аксессуарами. Учитывая образность мышления у детей, максимально использую работу с предметами и атрибутами: платочки, шали, шарфы, венки, ленты, веера, кувшины. В результате легче идет дифференцировка детьми характерных национальных особенностей. Сценические номера с использованием атрибутов обретают свою неповторимость, приобретают черты игры, любимой и понятной детям.

    2.5. Уроки по истории хореографического искусства.

    С самого начала организации отделения хореографии была ясна необходимость преподавания истории хореографического искусства, для обеспечения учащихся систематизированными знаниями. Мною ведется доработка программы по ИХИ на основе своего опыта работы на протяжении 15 лет. При изучении видов хореографического искусства и народно-сценического танца в том числе, говорится о значимости этого пласта культуры, идет ознакомление учащихся с творчеством ведущих народных коллективов через видео-просмотры. Дети приобретают яркие впечатления, познают красоту народной хореографии, впитывают в себя манеру исполнения, что позволяет им быть более артистичными в танце.

    2.6. Танцевальная литература.

    Изучение формы академических характерных танцев накладывает особенную ответственность на учащихся, позволяет предъявлять к совместной работе большие требования, дает ощущение значимости труда. В период изучения академических образцов с учащимися ведется серьезный разговор о русской хореографической культуре. В репертуаре ОАКТ «Золушка» — фанданго и сегидилья из балета «Дон Кихот», испанский танец из балета «Лебединое озеро» в постановке .

    2.7. Костюм в народном танце.

    В воспитании подростков важно помнить, что этот возраст характеризуется потребностью в самоутверждении, осознанием своей внешности. Если взрослый, находящийся в этот период с подростком, поможет ему в самоутверждении себя как успешной и привлекательной личности, то это обеспечит доверие к педагогу, дополнительный сильный мотив для работы в коллективе. Поэтому костюму придается большое значение в работе ОАКТ «Золушка», костюм должен быть не только точным, «работающим» на номер, он должен обязательно украшать ребенка, делать его красивым, привлекательным, особенным. К этому мы стремимся в своей работе над созданием костюмов для постановок.

    Глава 3. Инновационные методы обучения.

    Одно из направлений в понимании инновации – это процесс введения новых элементов, подходов, принципов. В своей работе я сформировала и поддерживаю наиболее эффективные формы и методы создания и поддержания устойчивого, растущего интереса к народному танцу.

    3.1. Раннее систематическое ознакомление детей с элементами народной культуры.

    За время своей работы на отделении хореографии я разработала несколько методических пособий для детей младшего возраста.

    1) пособие «Русский оркестр» по народным инструментам;

    2) пособие «Русские красавицы» по русскому костюму; в дальнейшем эта работа обеспечит понимание детьми линий, колорита, характера костюма и его значения для раскрытия содержания номера;

    3)пособие «Русские промыслы» по декоративно-прикладному искусству.

    Работа с этими пособиями ведется систематически в течение первых 5 лет обучения на отделении хореографии; она включает в себя беседы о русском искусстве, показ иллюстраций, фотографий и закрепление полученных знаний в виде самостоятельной работы в тетради, в конце каждого такого «курса» выбирается лучшая тетрадь, победитель награждается. В итоге такой работы у детей пополняются знания, появляется привычка к систематической учебной работе, пробуждается внимание и живой интерес к творчеству русского народа. Кроме того, у родителей учащихся появляется необходимость и возможность контроля за учебной работой ребенка, что важно на первом периоде обучения.

    3.2. Работа по ознакомлению с инструментами народного оркестра, с видами хореографии на концертах.

    1)экскурсии в классы народных инструментов, посещение концертов учащихся музыкального отделения, а именно народного отделения;

    2)традиционные концерты для младшей группы. Лекция — концерт «Каким бывает танец» рассказывает о видах хореографического искусства, концерт «Как музыка и танец подружились» — о танцевальных жанрах в народной музыке. Благодаря концертной форме информация преподносится детям в живой, яркой форме, вызывает большой эмоциональный отклик, хорошо запоминается детьми.

    3.3. Работа по взаимопосещению уроков учащимися, связь со студентами-хореографами, выпускниками ансамбля «Золушка».

    1) посещение открытых уроков старших учащимися младших и средних классов, проводится два раза в год;

    2) совместный урок-перепляс по русскому танцу со средними и старшими учащимися, очень интересная форма работы сформировалась при подготовке к 10-летнему юбилею отделения хореографии и проводится теперь в год выпуска старших учащихся со средними группами;

    3)мастер-классы студентов, выпускников ОАКТ «Золушка»;

    4) участие студентов в творческой жизни коллектива: педпрактика; сочинение концертных номеров, лучшие из которых сохранены в репертуаре ансамбля до сих пор, например, танцы кукол из балета на музыку «Детский альбом» — «Камаринская», «Неаполитанский танец», поставленные выпускницей ансамбля,

    Эта работа обеспечивает связь поколений ансамбля, показывает учащимся перспективы, обогащает ценными знаниями, новым интересным лексическим материалом, способствует выработке артистичной манеры исполнения, дети от такой работы становятся взрослее, смелее, раскованнее на сцене.

    3.4.Создание совместных проектов в репертуаре с другими творческими коллективами.

    1) композиция «Мост», посвященная юбилею Победы в ВОВ, создана совместно с народным хором «Колечко мое», руководитель , ансамблем народных инструментов «Барыня», руководитель ;

    2) участие ОАКТ «Золушка» в хореографической постановке «Земля бескрайняя» коллектива «И-Версия», руководитель

    Участие в совместных творческих синтетических номерах, объединяющих разные жанры и стили, позволяет детям приобщиться к созданию серьезной работы, попробовать себя в другом стиле, научиться понимать выразительные средства других видов искусства и значимость именно народной хореографии в решении творческой задачи, ощутить себя и свою работу по народному танцу современной, актуальной.

    3.5. Поддержание свободного творчества детей, связанного с танцем.

    1) После каждого концерта в группах младших учащихся проводятся конкурсы рисунков о танце для закрепления полученных детьми впечатлений, лучшие работы демонстрируются на выставке в витрине торгового центра «Остров», где директор – выпускница ансамбля.

    2) В ансамбле ведется папка «Я и танец», куда помещаются стихи, рассказы, сочинения, рисунки детей на тему «Танец».

    Таким образом, практика работы по раннему приобщению детей к ознакомлению с русской культурой, использование возможностей традиционных и инновационных методов и приемов обучения народно-сценическому танцу в системе обучения на отделении хореографии ДШИ №1 г. Амурска показывает эффективность выбранной системы работы.

    В итоге происходит формирование у учащихся профессионального интереса к народному танцу, что обеспечивает стабильное посещение занятий на отделении хореографии на протяжении всего многолетнего периода обучения, качественное и осознанное освоение учебного материала, собственно профессиональную ориентацию выпускников отделения хореографии. В Детской школе искусств как первоначальном звене образования в сфере искусства и культуры учащийся получает нравственно-эстетическое воспитание, ориентировку на истинные духовные ценности в противовес эрзац – культуре и патриотическое воспитание средствами народной хореографии.

    Список используемой литературы:

    1. Сборник «Русский народный танец. История и современность». Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. Издательство Государственного Российского Дома народного творчества. Москва, 2003.

    2. Программа (проект) «Народно-сценический танец» для хореографических отделений ДМШ, ДШИ, составитель , Москва, Министерство культуры РСФСР, 1987.

    3. Программа для лицеев искусств, хореографических школ, школ искусств и студий (отделение хореографии) «Теория и методика преподавания народно-сценического танца», составитель , Хабаровск, Хабаровский Государственный институт искусств и культуры, 1995.

    4. Программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств «Ритмика и танец», составитель , Москва, Министерство культуры РСФСР, 1984.

    5. , «Методика преподавания народного танца», Москва, Владос, 2002.

    6. Балет. «Энциклопедия», коллектив авторов под редакцией , Москва, Большая русская энциклопедия, 1981.

    7. , «Учить прекрасному», Москва, Молодая гвардия, 1973.

    8. «Русский народный костюм», Государственный Исторический музей, Москва, Советская Россия, 1989.

    9. , «Музыкальная грамота», Москва, Музыка, 1984.

    10. И. Моисеев «Народный танец в опале», «Культура»,№ 000 за 31.10.2003.

    11. Игорь Моисеев. «Я вспоминаю. Гастроль длинною в жизнь». Москва, Согласие, 1998г. Издание 2-е, исправленное и дополненное.

    Категории: Вальс