• Движения для удмуртского танца

    30 Дек 2018 admin Комментарии к записи Движения для удмуртского танца отключены

    Русские народные танцы: названия и описание

    Вряд ли кто-либо станет спорить с тем, что танец является едва ли не самым ярким видом народного искусства. Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

    Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них. Поэтому следует дать точную характеристику и более подробно рассмотреть каждое название русских народных танцев, список которых будет представлен ниже.

    Основные танцы России

    Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

    Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

    Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

    • трепак;
    • хоровод;
    • русская пляска;
    • игровые народные танцы;
    • пляски-импровизации.

    Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

    Присядка – русский народный танец

    Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги. Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки. Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

    Хоровод как один из основных русских танцев

    Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

    Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.

    Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры – весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

    Популярная русская пляска-импровизация

    Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

    Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

    Игровые русские народные танцы

    Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр.

    Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

    В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

    Народный танец с медведями

    Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

    Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным.

    Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

    Движения для удмуртского танца

    На современном этапе развития вполне очевидным является многоплановость восприятия слова «Россия», включающая в себя многоконфессиональные, полиэтничнические, многонациональные и другие аспекты. В связи с приобретением многими республиками России суверенитета стала отчетливо проявляться и многовекторность в развитии ее культуры, что наиболее ярко выразилось в формировании региональных культур. Если развитие советской культуры характеризовалось некоторым однообразием и монологичностью, то постсоветский период свидетельствует об обратном: культура России — это многообразие разных региональных и национальных культур. Таким образом, изучение региональных культур становится вполне оправданным, тем более что оно является «одним из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры страны в целом» [2.С.20]. К этому стоит добавить, что современный мир многими учеными характеризуется как эпоха глобализации, для которой характерна универсализация и унификация стандартов и ценностей. Но, как пишет британский социолог З.Бауман, в противовес этому идет и другой процесс — процесс «локализации» и закрепления пространства [1.С.10]. Действительно, многие народы, стараясь не потерять свою самобытность в глобализирующемся мире, ведут в настоящее время активную работу по возрождению и сохранению своих национальных традиций, обычаев, праздников и т.д. В этом отношении не является исключением и Удмуртия, где за последние 15-20 лет появилось большое количество произведений и творческих коллективов, свидетельствующих об интересе к своей национальной культуре. Причем зачастую эти коллективы не ограничиваются в своем репертуаре исполнением только удмуртских песен и танцев. Поскольку в республике проживает большое количество национальностей, то своеобразная полиэтничность отражается и на выборе номеров для концертных программ.

    Одним из новых коллективов, появившихся в 90-е годы XX века стал Удмуртский театр фольклорной песни «Айкай» . По легенде Айкай — это имя удмуртской девушки, которая в давние времена встала на защиту своего племени от свирепого Уйшора — северного ветра. Основной творческой задачей этот ансамбль считает возрождение забытых образцов народной песенной культуры, украшений, костюмов и стремление показать это в ярко-зрелищной театрализованной форме. Научно обоснованная программа дает представление зрителю о песенно-танцевальной культуре удмуртского народа и его быте. Отличительной чертой этого коллектива является универсальность артистов. Театр песни «Айкай» не подразделяется на вокальную, оркестровую и танцевальную группы: в коллективе осуществляется полная взаимозаменяемость, что говорит о достаточно высоком профессионализме артистов. Репертуар этого театра состоит из удмуртских, татарских, марийский, русских, венгерских песен в сочетании с танцами и хороводами этих народов. Как говорит художественный руководитель ансамбля Е.Серебренников: «Наш стиль лежит между традиционной концертной обработкой народного материала, распространенной в советскую эпоху в больших ансамблях песни и танца, и аутентичной народной манерой исполнения» [4].

    Стремление к возрождению народной культуры характерно и для другого творческого коллектива — Государственного ансамбля народной песни, музыки и танца Удмуртской Республики «Танок», основанного в 1990 году. «Танок» — носитель местной народно-певческой традиции. В репертуаре ансамбля есть прекрасные образцы песенного и танцевального творчества удмуртов — это удмуртские частушки и песни («Аналтид тон, монэ тугане» («Покинул меня мой милый»), «Отино лыктэ»(«Там идет»), «Бусъясын шобырскизы» («Покрылись туманом»), «Кырзаса»(«Эх, споем»), удмуртский танец «Тыпыртон» и другие примеры. Выезжая за пределы Удмуртии, ансамбль расширяет национальные блоки концертной программы, а у себя на родине упор делается на звучание русского репертуара. Поначалу в него входили такие русские песни, как «Ой, при лужке», «По полю», «Вниз по морю». Позднее появилась возможность использовать местный материал. Студенты ездили в фольклорные экспедиции, записывали, расшифровывали песни, затем аранжировали и разучивали в ансамбле. Так в репертуаре ансамбля появились русские песни «По гороньке гуляла», «Не кукуй, кукушка», «Пошли девушки», «Береза девушкам приказывала». Поиск студентами репертуара по аудиозаписям и изданным сборникам песен привели к появлению в концертной программе ансамбля нескольких блоков, представляющих Россию во всем ее многообразии. Это и песни северных народов («Не вели ветры»), и песни уральского региона («Да от чего хмелек завелся»), и южные песнопения («Девка по саду ходила»), и казачьи мотивы («А я чернява») и еще множество примеров. Подбор песен различных жанров также сыграл положительную роль в успешной работе ансамбля. В концерты включаются различные по жанрам блоки (блок лирических песен, свадебные обряды, блок южно-русских песен и т.д.), а внутри блоков — разные по жанрам песни. Так, например, в рекрутском блоке звучит песня «Э, ой, по дорожечке» с накладывающимся на нее плачем по брату и частушки-страдания «Вот она и заиграла, гармоника Ванюшина».

    Среди танцевальных номеров есть сюжетные и бессюжетные танцы. Бессюжетные танцы построены на отражении определенного характера, колорита той или иной народности. Основой для таких танцев являются несколько характерных движений или походок, по которым мы сразу узнаем их национальную принадлежность: удмуртский «Тыпыртон», танцы башкирских мари «Двенадцать» и «Веревочка». Сюжетные танцы прекрасно разбавляют программу присущими им юмором и зажигательностью: «Подружки» — танец для двух солисток, построенный на игре с большими Павлопосадскими платками; танец «Дудочка», в котором солистка с волшебной дудочкой заставляет плясать ухажеров и т.д.

    Элементы танцев включены в вокально-хореографические композиции, но вполне могут исполняться и как самостоятельный номер — это стэповый фрагмент из композиции «Русский стэп» или кадриль из «Косякинских частушек». Во многих концертных номерах присутствуют элементы импровизации. И музыканты, и певцы в отдельных пьесах или песнях могут импровизировать, украсить партитуру подголоском в песне или пассажем в партии баяна настолько, насколько позволяет профессиональный уровень. Артисты самостоятельно находят образы, соответствующие песне или инструментальной пьесе и танцуют или поют в соответствии с ними, играя какую-либо определенную роль. Импровизация, живое проявление души на высоком профессиональном уровне — неотьемлимая часть работы коллектива. Форма подачи ансамблем народного материала (синкретизм слова, пения, танца, музыки, действа) соответствуют современным требованиям к любому направлению сценического искусства, так как вокалисты двигаются на уровне танцевальной группы, поэтому интерес молодежи к концертам ансамбля «Танок» не ослабевает.

    В ансамбле своеобразный подход к воплощению народной песни и танца на сцене. Все артисты владеют народно — певческой манерой, могут играть на музыкальных инструментах, прекрасно двигаются и воссоздают народное искусство в его изначальной синкретичности. Но то, что предлагается артистами зрителям, не является копированием аутентичного музыкального фольклора. Уровень культуры современной слушательской и зрительской аудитории, мало подготовленной к восприятию подлинной народной песни (в силу оторванности от сельской жизни), требует сценического воплощения аутентичного материала и его режиссерской обработки. В целом можно отметить, что исполнительский стиль ансамбля «Танок» и его репертуарная политика — это воссоздание пласта народной музыки своего региона, отражение специфических черт населяющих Удмуртию народностей и выявление взаимосвязей их культуры с народными песенными традициями России.

    «Танок» стремится к возрождению первоначального смысла своего названия. Современные энциклопедические словари не всегда дают трактовку этого слова, и лишь Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля поясняет, что «танок» означает «хоровод», «игровые пляски на улице». Таким образом, «танком» в старину называлось место, где собиралась на вечеринку молодежь, чтобы потанцевать, попеть, пообщаться. Концерты этого ансамбля не являются чередованием отдельных номеров, поэтому здесь нет четкого разделения на вокалистов, танцоров и инструменталистов. Программа этого коллектива построена на основах традиционного русского народного гуляния: зазывалой и мастером разных трюков, шутом и скоморохом, певцами и танцорами. Стандартный оркестровый набор этого коллектива органично дополняется свистульками из глины, трещетками, ложками, колокольчиками, гуслями. Русские и удмуртские песни концертных программ сочетаются с песнями и танцами казаков, татарским и марийским фольклором.

    Большое значение в сохранении образцов традиционной удмуртской культуры имеет творчество ансамбля «Эктон корка» (в переводе с удмуртского «Дом танца»). Это студия традиционного танца, которая была основана в декабре 1997 года инициативной группой (А.Н.Прокопьев, Н.Н.Чиркова и др.), выступившей с идеей организации в Удмуртии фольклорного движения и популяризации традиционного музыкального и танцевального фольклора удмуртов. Появление в Удмуртии коллективов фольклорно-этнографического направления, проведение серии фольклорных вечеров, праздников, мероприятий были вызваны возросшей потребностью общества в традиционных видах и жанрах искусства.

    Для этого коллектива характерны разные формы творческой деятельности: концерты, программы, вечера, где собираются все желающие и в свободной форме в любой фольклорной ситуации исполняют песни и танцы. Коллектив не стремится к возрождению фольклорных образцов в том варианте, в каком они бытовали раньше, так как аутентичный фольклор — это фольклор общества, находящегося на традиционной ступени развития. Отличительная особенность этого коллектива состоит в наличии разных жанровых направлений. В частности, «Эктон корка» работает в жанре сценической обработки фольклорной песни и танца, что выражается в максимальной приближенности к оригиналу. Исполнению танцев, музыкальному сопровождению, костюмам артистов и общей атмосфере фольклорных действ и концертов «Эктон корка» присущ яркий национальный колорит. Одно из наиболее существенных отличий хореографии «Эктон корка» от хореографии удмуртских коллективов, практикующих постановку танцевальных композиций, — преобладание сильного индивидуального начала в танце, свободное варьирование танцевальных движений, богатая импровизация в рамках, заданных танцевальной традицией удмуртов, поэтому здесь исполнение танцев каждый раз превращается в неповторимый творческий акт (как это и должно быть в традиционном фольклоре), поэтому наполнено особым эмоциональным содержанием [3.С.114]. В этом отношении участники ансамбля считают себя традиционалистиами.

    В западной фольклористике существует несколько видов работы с фольклором: аутентичный фольклор, воспроизведенный фольклор (то, чем непосредственно занимается «Эктон корка») и стилизованный фольклор. По мнению руководителя ансамбля А.Н.Прокопьева, аутентичный фольклор бытует в конкретной среде с участием непосредственных исполнителей (примером может служить совершение свадебного обряда в конкретном селе конкретными исполнителями). Если все это в такой же форме воспроизвести в другом месте, это будет уже не аутентичный фольклор. В этом отношении «Эктон корка» отличается от многих фольклорных коллективов Удмуртии. Участники ансамбля — это люди, которые являются носителями традиции, при этом далеко не всегда имея профессиональное музыкальное или хореографическое образование. Основной критерий в подборе участников — наличие умения традиционного исполнения, наличие интуитивного понимания и знания особенностей фольклорного исполнения.

    При исполнении народных танцев и песен ансамбль стремится сохранить их особенности. На вопрос о выделении особенностей сугубо русских или удмуртских движений в танце руководитель ансамбля А.Н.Прокопьев говорит, что сделать это очень сложно, так как на протяжении большого количества лет в одном и том же танце сплелись традиции разных этнических культур. Но некоторые элементы все-таки можно вычленить. Так, на североудмуртскую хореографию большое влияние оказала русская хореография, что, в частности, выразилось в особом пространственно-композиционном решении: наличие мизансцен, акцентирование возможности общения в танце, а не демонстрация особой лексики ног. Именно там большое распространение получили фигурные танцы: кадриль, ланце. В южной же традиции национально-самобытных особенностей сохранилось больше, но все они, в той или иной степени, представляют собой местную разновидность единого диалекта этносов Поволжья. Здесь воедино слились татарский, марийский, чувашский и другие элементы: один стиль исполнения, один лексический язык. Если о влиянии русской танцевальной традиции на североудмуртскую еще можно говорить, то о влиянии татарской танцевальной культуры на южноудмуртскую говорить очень сложно. Танец — явление не консервативное. За одно десятилетие одна танцевальная система может смениться другой. Танцы могут иметь образную направленность. Так, у удмуртов одной из деревень Агрызского района республики Татарстан есть танец, который в переводе с удмуртского имеет значение «извиваясь червячком», когда несколько участников исполняют танец, двигаясь зигзагообразно.

    С уверенностью можно сказать, что особенностью удмуртского танца является очень подвижная пластика ног и практически полная неподвижность туловища и рук. Связано это со стереотипами поведения в удмуртском обществе. Дело в том, что руки, по представлению удмуртов, являлись наиболее табуированной частью тела. Рукоделие (процесс, где наиболее активно задействованы руки) является делом интимным, а танец — действо публичное, поэтому исполнительницы в танце практически не используют руки. Этим же объясняется представление о красоте человеческого тела: для удмуртки важно в танце показать умение «плести узоры» ногами, причем не показывая стопу.

    Танцевальный фольклор, который ложится в основу репертуара студии и популяризуется фольклорными действами «Эктон корка», представляет собой материалы полевых этнохореологических исследований кафедры этнологии и регионоведения Удмуртского Государственного университета. Причем фиксируется исполнение вариативное (один и тот же танец может быть исполнен одной и той же исполнительницей по-разному). Наблюдается исполнение одного и того же танца в разных деревнях. В основе творчества «Эктон корка» лежит вариативность и индивидуальность. Не существует раз и навсегда застывшего фольклорного произведения. Например, в фольклорной песне есть определенная модель (инвариант), которая подразумевает наличие определенных нот, опевание которых может быть различным. Этот напев в удмуртском языке именуется «гур». Песня — это законченное произведение, напев — лишь приблизительный вариант. Каким образом исполняется напев? Существуют обязательные элементы, ступени, которые обязательно должны быть исполнены. А каким образом это будет происходить — это дело исполнителя. Иногда это зависит от определенной ситуации, от определенного акта. Вобщем, это чисто индивидуальное творчество. То же самое и в танце. Конечно, чтоб не было хаотичного исполнения, существуют какие-то схемы, эстетические рамки — как должна танцевать девушка, как должен вести себя юноша, но в рамках этих канонов допускается проявление свободы интерпретации.

    Таким образом, деятельность студии традиционного танца «Эктон корка», развитие и пропаганда ею — в рамках художественно-сценических, культурно-просветительских проектов — традиционных исполнительских форм фольклора удмуртов направлены на сохранение и популяризацию ценностей традиционной культуры, в том числе фольклорного наследия удмуртского народа.

    Итак, главными направлениями в деятельности рассмотренных концертно-театральных коллективов являются, во-первых, изучение фольклорных произведений. Во-вторых, приобщение к изучению фольклора молодого поколения. Если в сельской местности еще можно говорить о передаче традиционных представлений от старшего поколения к младшему, то в городской среде интерес представляют, в большинстве своем, эстрадные или авангардные аранжировки фольклорных произведений. В-третьих, -интерпретация фольклорного материала. На данный момент можно выделить коллективы, стремящиеся к этнографически точному воспроизведению фольклорных произведений («Эктон корка», «Айкай») и коллективы, которые представляют произведения народной культуры в художественно-сценической обработке («Танок»).

    1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004. — 188 с.
    2. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания: монография. — Екатеринбург, 2003. — 205 с.
    3. Прокопьев А. Студия традиционного танца «Эктон корка»: просветительская деятельность и научно-практические исследования в области традиционных исполнительских форм фольклора//Егит гондыр веме. Одомаа. Эрумаа. Калмез. Мушому. Тангыра. Идна. Каталог этнофутуристических выставок. — Ижевск, 2002.-С.113-114.
    4. Пузанова Н. «Айкай» спасает от холодного ветра // Удмуртская правда. 2000. 19 апреля.

    Ростелеком в Москве

    Введенный Вами адрес не найден

    К сожалению, по техническим причинам, мы не можем оказать вам данную услугу, но Вы можете оставить свои контакты и мы сообщим Вам как только у нас появится такая возможность.

    Спасибо, Ваша заявка принята!

    Номер Вашей заявки на подключение

    Что дальше?

    В ближайшее время мы позвоним Вам и уточним техническую возможность подключения

    Согласуем с Вами удобное время установки и настройки оборудования

    Приедем к Вам с документами, для подписания договора, установим и настроим оборудование

    В случае возникновения вопросов звоните по тел. 8 800 100 0 800 (звонок бесплатный).

    С уважением, Ваш Ростелеком.

    Специально для Вас мы разработали Бонусную программу. Подробнее

    Правила оплаты услуг связи посредством WEB-ресурса

    Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», именуемое в дальнейшем «Общество», настоящей Публичной офертой (далее — Оферта) предлагает держателям банковских карт заключить Соглашение о предоставлении возможности оплаты услуг связи (оказываемых как Обществом, так и другими операторами связи, оплата за которые принимается на основании соответствующих договоров), посредством перевода средств через настоящий сервис посредством Банка-эквайера (далее « Интернет-эквайринг »), присоединившись к настоящей Оферте посредством ее акцепта.

    1. Термины и определения

    1.1. Абонент — физическое лицо, заключившее договор с Обществом или с другим оператором связи, оплата за услуги которого принимается через Банк-Эквайер и имеющий идентификатор абонента в информационных системах Общества.

    1.2. Плательщик — владелец Банковской карты (в том числе Абонент), инициирующий передачу через Интернет поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на перевод денежных средств в оплату Услуг связи по своему или указанному Идентификатору абонента.

    1.3. Идентификатор абонента — уникальные данные позволяющие идентифицировать абонента в информационных системах Общества (логин, лицевой счет, номер контракта и т.п.).

    1.4. Банковская карта — расчетная или кредитная карта международных платежных систем VISA (Visa Classic, Visa Gold, Visa Platinum) MasterCard (MasterСard Mass, MasterСard Gold, MasterСard Platinum), Карты национальной платежной системы «Мир», эмитентом которой является кредитная организация, действующая на основании лицензии выданной ЦБ РФ, являющаяся инструментом безналичных расчетов, предназначенная для совершения Плательщикам (клиентами Банка) операций с денежными средствами, находящимися у Банка на банковских счетах, или с денежными средствами, предоставленными Банком в кредит своим клиентам в соответствии законодательством Российской Федерации, а также договором банковского счета, или в пределах установленного лимита, в соответствии с условиями кредитного договора между Банком и Плательщиком, при условии, что такая расчетная или кредитная карта может быть использована Плательщиком для оплаты Услуг связи.

      1.5. Услуги связи:
    • Услуги связи, оказываемые Обществом на основании имеющихся у Общества лицензий;
    • Услуги связи, оказываемые другими операторами связи (включая услуги междугородной и международной телефонной связи), оплата за которые осуществляется посредством Банка-эквайера .

    1.6. «Банк-эмитент» (Банк) — юридическое лицо, осуществляющее эмиссию и ведение счетов Плательщика.

    1.7. «Банк-эквайер» — юридическое лицо — ПАО «Сбербанк», осуществляющее Интернет-эквайринг на основании договора с Обществом.

    1.8. «CVC2/CVV2» — специальный трехзначный код, нанесенный на обратную сторону Банковской карты.

    2. Предмет соглашения

    2.1. Общество предоставляет Плательщику возможность через средства портала https://paycard.rt.ru/ , давать поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на оплату Услуг связи с помощью Банковской карты Плательщика.

    2.2. Совершение Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Правил означает безусловное согласие Плательщика с условиями настоящих Правил.

    3. Порядок оплаты Услуг связи посредством Интернет-эквайринга.

    3.1. Обязательным условием для осуществления оплаты Услуг связи с использованием настоящего сервиса является введение Плательщиком в соответствующем окне номера мобильного телефона или адреса электронной почты для обеспечения передачи Плательщику кассового чека в электронной форме в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В случае отказа предоставления мобильного телефона или адреса электронной почты оплата данным способом не может быть произведена.
    Общество осуществляет сбор и обработку информации в соответствии с Условиями обработки информации о пользователях.

    3.2. Плательщику необходимо на WEB-сайте Общества или в Личном кабинете выбрать раздел «Оплата» или «Оплата банковской картой».

    3.3. На первом этапе Плательщику предлагается ввести параметры платежа:

    • Идентификатор абонента (номер лицевого счета / абонентский номер / логин услуги и т.п)
    • сумму платежа, которая должна составлять не менее 1 руб. и не более 30 000 руб.
    • номер мобильного телефона или адреса электронной почты.

    3.4. На втором этапе Плательщику предлагается ввести реквизиты Банковской карты. На данном этапе Плательщик переходит на специальную страницу оплаты, в которой загружается форма ввода реквизитов с сайта программно-аппаратного комплекса Банка-эквайера , адаптированная под фирменный стиль ПАО «Ростелеком».

    3.4. Для заполнения формы Плательщик должен указать следующую информацию:

    • номер Банковской карты;
    • имя владельца карты (латинскими буквами, указанное на Банковской карте);
    • дата окончания действия Банковской карты -месяц/год (указана на Банковской карте), выбирается из ниспадающего списка;
    • секретный код CVV2/CVC2 (указан на обратной стороне Банковской карты, в поле для образца подписи владельца, сразу после номера карты).

    Для подтверждения информации необходимо нажать кнопку «Оплатить». После проведения оплаты, Плательщику выводится страница с результатом операции, которая выводит информацию об успешности прохождения платежа, о суммах и идентификаторах абонента, на которые будут зачислены средства. Денежные средства зачисляются в режиме реального времени.

    4. Порядок возврата средств

    4.1. Так как Общество, фактически, не осуществляет переводов денежных средств и не оказывает каких-либо банковских услуг, то всю ответственность за правильность осуществления перевода несут, исключительно, Банк (включая Банк-Эквайер ) и Плательщик и все претензии по возврату средств, переведенных в рамках Интернет-Эквайринга , разрешаются непосредственно между Банком (включая Банк-Эквайер ) и Плательщиком

    4.2. Порядок, сроки возврата денежных средств и перечень необходимых документов устанавливаются Банком-эмитентом .

    4.3. Возврат осуществляется исключительно на Банковскую карту, с которой был осуществлен платеж.

    5. Ответственность Сторон

    5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    5.2. Общество не несет ответственности перед Плательщиком за задержки и перебои в работе технических платформ и транспортных сетей или сетей связи, в возникновении которых нет вины Оператора.

    5.3. Плательщик несет ответственность за любые действия третьих лиц, совершенных от имени Плательщика посредством использования Банковской карты Плательщика при осуществлении платежа.

    5.4. Абонент, предоставляя третьему лицу — Плательщику Идентификатор абонента тем самым соглашается со всеми платежами, внесенными данным Плательщиком за Услуги связи, оказываемые Обществом так и другими операторами связи и обязуется самостоятельно урегулировать все споры, возникающие из таких платежей.

    5.5. Ответственность Банка-эмитента и Банка-эквайера за сохранность предоставленных Плательщиком сведений о Банковской карте при пользовании Интернет-эквайрингом устанавливается действующим законодательством Российской Федерации.

    5.6. Плательщик самостоятельно несет ответственность за правильность указания номера Банковской карты, даты истечения срока ее действия, суммы денежных средств, подлежащих переводу.

    6. Обстоятельства непреодолимой силы

    Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельства непреодолимой силы, возникшего после заключения Соглашения в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, а именно: стихийных бедствий, пожаров, землетрясений постановлений правительства России и местных органов власти и т.д.

    7. Срок действия Соглашения

    Соглашение вступает в силу с момента выполнения Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Соглашения, и действует до исполнения Обществом обязательств по Соглашению.

    Движения для удмуртского танца

    Национальные традиции † Калык сямъёс

    Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельско-хозяйственных работ. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний (куриськон), различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: веселое народное гуляние с хороводами, играми, пляскам. Подготовка и проведение праздников санкционировалось общиной. С переходом удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 в. их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, напр.: к рождеству, крещению, пасхе, троице и др. Постепенно и названия традиционно удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

    В дни зимнего солнцестояния, называемого вожодыр, отмечали праздник толсур. На него назначали свадьбы, приглашали гостей. Характерными элементами этих дней были ряженье и гадания. Завершался период обрядом проводов всяких злых духов-вожо (вожо келян). Весело праздновали масленицу. Ее характерные черты – валяние в снегу, катание на всевозможных средствах с гор, на лошадях по улицам, на прялке во дворе, чтобы конопля длинной росла. Обрядами отмечали весеннее пробуждение природы и начало года земледельца. Распустившимися ветками вербы ударяли слегка весь скот, чтобы он плодился, клали ветки в короба, в к-рых утки и гуси высиживали птенцов. Разнообразные обряды связаны с великим четвергом: на ночь на столе оставляли хлеб, соль, к дверным и оконным косякам прикалывали можжевеловые или рябиновые ветки, клали металлические предметы, очерчивали металлическим предметом двор, утром мылись в бане, прыгали во дворе через костер, окуривали помещения, окликали и пересчитывали скот. Устраивали веселье по поводу вскрытия реки (йќ келян) и в честь первых проталинок (гуждор шыд). Самый важный праздник – гырыны потон или акашка, позднее пасха – посвящался началу весенней страды. В ряде южных районов помнят еще приуроченную к этому дню обрядовую мелодию, к-рую пели один раз в год. В разных местах акашку отмечали от 3 до 7 дней, каждый из которых имел свое название и обрядность. В эти дни сначала парни, затем девушки отмечали свое совершеннолетие. Завершению весенне-полевых работ и распустившейся зелени посвящали праздник, называемый в разных местах гербер, гужем юон, куарсур. Проводили обряды благодарения (бусы вќсь) и народные гуляния. В засушливое лето выполняли магический обряд вызывания дождя (зор курон). Праздники осеннего цикла посвящены приготовлению каши и хлеба из нового урожая (выль љук), окончанию уборочных работ (сћзьыл юон), началу забоя скота (выль шыд). Некоторые развлечения приурочивались к определенным праздникам (игры с яйцами – в пасху, качели – от пасхи до троицы, ряженье – осенью в святки), другие – песни, пляски, игры – были неотъемлемой частью любого празднества.

    С древности развито декоративно-прикладное искусство: керамика, изделия из кости, бронзовые украшения. Фрагменты вышитых изделий найдены в могильниках 9 – 12 вв. В 19 в. вышивали на холсте шерстяными, гарусными, шелковыми, х.-б. нитками, мишурой. Традиционный узор геометрический. В цветовой гамме преобладали насыщенные, темные тона, полученные благодаря природным красителям. Пользовались небольшим количеством цветов, часто контрастирующих: красного, черного, коричневого на белом фоне. Вышивка южных удмуртов под влиянием тюркоязычных соседей в конце 19 в. стала более полихромной. Характер орнаментации и композиции рисунка зависели от типа одежды, ее назначения и локализации узора. Наиболее характерные традиционно вышитые изделия – рукава женских рубах и съемные нагрудники – кабачи. В настоящее время традиционная вышивка утрачена, ее образцы являются достоянием музеев.

    В конце 19 в. распространяется узорное ткачество и постепенно вытесняет вышивку. В закладной, браной, многоремизной технике ткали ткани для одежды и украшения жилища: ковры, дорожки, покрывала, занавески, декоративные полотенца. Узорное тканье живет и в наши дни: ткаными изделиями украшают жилище. Узорное вязание – чулки, носки, варежки, запястья, головные уборы. Художественная обработка дерева – долбление, резьба, выпиливание, обточка, плетение, тиснение на бересте – применялись при изготовлении разнообразной домашней утвари; с нач. 20 в. резьбой стали украшать фронтоны домов, наличники окон и ворота.

    Семыкские игры. Театр фольклорной песни «АЙКАЙ»

    В устном народном творчестве – мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Начиная с загадок о человеке, постепенно расширяли тематику: загадывали о предметах, находящихся дома, во дворе, в деревне, поле, в лесу, о природных явлениях и небесных телах. Главное место в фольклоре занимало песенное творчество (кырњан, мадь, крезь). У. более всего выражал себя в песнях, складывая их по разным поводам. В литературе зафиксированы ритуальные песни охотника и пчеловода, у северных удмуртов – специальные похоронные мелодии (ватон крезь). В разных локальных традициях свои свадебные, рекрутские, солдатские песни. Есть сиротские песни о несчастной доле. Молодежь распевала лирические, игровые, плясовые песни. С песнями встречали и провожали гостей, или обменивались как подарками. По народным представлениям, человек, умеющий говорить, должен и петь. В то же время бытовало мнение, что искусство пения – это печать несчастного человека.

    Танец удмуртов Алнашского района в исполнении фольклорно-этнографического ансамля «Чипчирган»

    Самые простые танцы – хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон) и парный перепляс (ваче эктон), женский танец ширъян, плавный, спокойный, без резких движений, фигурные танцы типа кадрили, называвшиеся по кол-ву танцоров: танец втроем (куинен эктон), вчетвером, вшестером. Пение и танцы сопровождались игрой на муз. инструментах: гуслях (крезь), варгане (ымкрезь, ымкубыз), свирели и флейте из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынке (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 в. древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.

    В конце 1980-х гг. возросло национальное движение удмуртов, вызванное усилением национального самосознания, либерализацией социально-политической жизни в стране. Инициатором выступил «Клуб удмуртской культуры» (создан в 1988 г.), на базе которого возникло «Общеество удмуртской культуры» (1989 г.). В 1991 г. создана Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш» во главе с президентом, в 1992 г. – удмуртская молодежная организация «Шунды» («Солнце»).

    Категории: Канкан