• Движения на танец скоморохи

    30 Дек 2018 admin Комментарии к записи Движения на танец скоморохи отключены

    Кто такие скоморохи? Скоморохи на Руси

    Веселье и пьянство на Руси всегда были актуальны. Существует предание, что в свое время Киевская Русь приняла христианство, потому что ислам запрещал употреблять спиртные напитки. Веселье – тоже необходимый атрибут радости и счастья русского человека.

    Кто такие скоморохи? Предстоит узнать в этой статье.

    Скоморохи на Руси – кто это?

    Прежде всего, скоморохи – это нестандартные люди своего времени. Среди некоторых ученых бытует мнение, что скоморохи – это отдельный класс народа Руси. Есть дворяне, мещане, крестьяне. Но кто такие скоморохи? На этот вопрос мы попробуем найти ответ в данной статье.

    Русский скоморох – это актер, который передвигался и веселил людей. Такой себе странствующий представитель, у которого музыка Древней Руси была уникальной.

    Эти люди выступали как певцы, музыканты, покорители душ и настроения народа. Они могли одновременно пускаться в пляс, играть на музыкальных инструментах и петь протяжные и веселые песни.

    Народное искусство Древней Руси – это скоморохи. Именно они являются главными носителями народного творчества. Кроме пения, танцев и игры на музыкальных инструментах, они могли показывать разнообразные фокусы, выступать в масках и потешать публику. Это были лучшие таланты своего времени, которые отдали душу народу.

    Но весь ли это ответ на вопрос «кто такие скоморохи»? Нет.

    Скоморохи на Руси были еще и учителями, которые передавали свои умения и науку смеха молодым.

    Они часто принимали приглашения на различные праздничные мероприятия. На русской свадьбе веселый скоморох – это аналог нашего понятия «тамада». Присутствие этих представителей мира, радости и смеха всегда делало любое празднование еще более веселым и ярким.

    Происхождение слова

    Слово «скоморох» в разных источниках трактуется по-разному. Однако все они имеют общую суть. Понять, кто такие скоморохи можно через слово «смех». Именно так переводится это название с арабского и греческого языков.

    «Шутка, смех, насмешка, мастер шутки» — вот приблизительные значения слова с разных языков мира.

    Слово «скоморох» пришло на Русь из Франции, где бродячие музыканты и шуты назывались «scaramouche». Без них не обходилось ни одно празднование, поэтому их с радостью встречали как местные, так и приезжие зрители.

    История. Начало

    Точно неизвестно, когда на Руси появились скоморохи. Ученые спорят на этот счет и приводят в качестве доводов разные факты.

    Однако наиболее распространенная версия говорит о том, что скоморохи появились на Руси в середине XI века. Многие делают такой вывод из-за фресок, которые были обнаружены в Софийском соборе в Киеве. Это был 1037 год. На фресках можно отчетливо увидеть, что там изображены люди, которые с помощью различных инструментов и нарядов веселят толпу.

    Скоморохи постоянно выступали на узких улочках и широких площадях. Они не только самостоятельно проводили представления, но и вовлекали в этот процесс зрителей, которые наблюдали за ними. Выступление скомороха для крестьянина древней Руси – это всегда праздник, на который приходила поглазеть вся семья.

    Скоморохов часто приглашали в свои дворы князья и бояре за отдельную плату. Они были очень популярны при дворе. Князья и бояре любили обсуждать не только дела, но и посмеяться с песен и частушек скоморохов.

    Они были настолько востребованы, что со временем получили свое отражение даже в искусстве и литературе. Искусство – это фрески и множество картин художников, которые изображают скомороха и смеющихся вокруг людей.

    Даже сам Добрыня Никитич явился на пир своей жены. Он переоделся в костюм скомороха, чтобы туда попасть.

    Домра – инструмент скомороха

    В статье упоминалось, что скоморохи использовали специальные инструменты для музыки, которые делали их представления более яркими и насыщенными.

    Основной инструмент скомороха – это домра, которая относится к классу щипковых и имеет овальный деревянный корпус. Она бывает двух видов: трехструнная и четырехструнная.

    Трехструнная – это более ранняя модель домры. Она как раз и использовалась скоморохами Древней Руси. Четырехструнный же инструмент появился гораздо позже.

    История домры и история Руси пересекаются как раз на скоморохах. Этот инструмент уникален тем, что в то время использовался исключительно скоморохами и никем больше. Сейчас бы сказали, что это была исключительно их «фишка», которая и стала отличительной чертой странствующих артистов.

    Домра считалась спутницей народных актеров и музыкантов, которые ходили по домам, улицам, площадям и веселили народ. Музыка Древней Руси была неразрывно связана с этим уникальным инструментом. На сегодняшний день с домрой успешно спелись гусли, бубны и волынка. Их совместное звучание является очень гармоничным и неповторимым.

    Как одевался скоморох?

    Разобравшись с образом скомороха, хочется узнать о том, как они одевались. Ведь это не должна быть случайная и первая попавшаяся одежда.

    Скоморохи – это публичные люди, основная цель которых веселить народ. Значит, одеты они должны быть просто, весело и соответственно сценическому образу.

    Скоморохи были одеты в тунику с полосами. У них всегда был длинный и яркий кафтан. Он подпоясывался специальным поясом из ниток, который считался обязательным атрибутом. Без такого пояса ходить на Руси для мужчины считалось самым настоящим позором! Женщин в рядах скоморохов не было.

    Пояс защищал человека от невзгод, плохих и злых сил, которые могли навредить его жизни, и обозначал, что мир принял этого человека к себе.

    Колпак скомороха – это отдельная часть имиджа, которая считалась увеселительной. Он был продолговатым и всегда болтался в разные стороны. Шапка скомороха придавала своему хозяину нелепый вид, что давало возможность людям смеяться не только с его шуток, но и с имиджа.

    Творчество скомороха

    У каждой группы скоморохов, которые действовали вместе, была своя программа и репертуар. Наиболее распространенными жанрами творчества таких артистов являлись шутки, песни, пьесы, постановки, частушки и различные сценки из жизни. В частности, изображались простые и смешные будничные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни между отцом и сыном, мужем и женой, родственниками и друзьями.

    В их творчестве львиную долю занимал юмор и шутки. Именно скоморохам приписывают создание многих былин и сказок. Считалось, что эти люди были связаны с древним язычеством. Они не были подданы церковному влиянию и полагали, что главное быть озорными духом без участия церкви в жизни простых людей.

    Наибольшего расцвета скоморохи добились в самом начале своей деятельности. Приблизительно в XII-XIV веках.

    Это был период, когда скоморохи беспрепятственно ходили по улицам и выступали со своими номерами. Они оказывали влияние на умы людей через призму представлений и юмора. Чаще всего встречались скоморохи на ярмарке, где было много народа. Там они давали свои лучшие концерты. Пляска скоморохов — отдельный элемент, который делал их выступления более впечатляющими.

    Со временем к искусству и творчеству скоморохов у власти и церкви появились вопросы.

    Постепенно музыкальное и увеселительное движение скоморохов пришло в упадок. На то было несколько причин.

    Во-первых, церковь была настроена против скоморохов, потому что они были связаны с язычеством. Большинство церковных поучений горит о том, что увеселение – это грех, который производят люди на земле. Праздность – это не самый лучший способ отдать богу должное за жизнь и счастье, которое имеешь.

    Выступления скоморохов на Руси считалось «богомерзким». Господь не признает такие публичные увеселения. Сатира признавалась вне церкви.

    Во-вторых, шутки и веселые песни скоморохов часто были связаны с церковью и царем. Скоморохи всячески высмеивали официальную христианскую церковь на Руси. Царь тоже не оставался в стороне. Скоморохи шутили про него. Царь такие увеселения воспринимал на свой счет.

    В-третьих, скоморохи часто занимались не только весельем и представлениями. Объединившись в группы, они ходили развлекать народ с целью ограбления. В летописях есть сведения о бесчинствах бродячих артистов на Руси.

    Все эти причины начали приводить движение скоморохов к упадку. Через время они передали эстафету балаганам и райкам, которые сохранили некоторые традиции искусства своих предшественников.

    Противостояние церкви

    Скоморохи из-за вмешательства в их творчество церкви пришли в упадок до XV века. Однако официально они отменены не были. В разных областях Руси они возникали и продолжали веселить народ.

    Только в середине XVII столетия знаменитый архиепископ Никон добился того, что такое народное искусство Древней Руси, как скоморошество, было запрещено официальным указом. Это стало одним из главных событий в искусстве того времени. В царских указах об отмене скоморошества на Руси говорилось, что «скоморохов и слушателей их надобно бить батогами и уничтожать инвентарь».

    После этого приказа вольные артисты официально исчезли со страниц истории Руси. Однако их шутки и быт оставались в традициях восточнославянских народов еще долгое время.

    Со временем появились и последователи скоморошьего движения на Руси, которые с удовольствием перенимали технику и задорно шутили.

    Споры о скоморохах

    Скоморохи оставили истории свои музыкальные инструменты, быт и творческое наследие. Они интересны не только как придворные шуты и свадебные увеселители, но и как деятели, которые пошли против официальной власти на Руси.

    Мнение о скоморохах неодинаковое. Некоторые считают, что это люди, которые пошли против церкви, царя и православия, которые на то время были неотделимы. Простые шутки против монарха и православия вызывали гнев среди высших слоев общества. В то же время сами бояре и царь были не против послушать и посмотреть выступления лучших скоморохов на Руси.

    Однако противоречия между церковью, царем, православием и странствующими артистами возникло тогда, когда скоморохи были не только шутами и весельчаками, но и настоящими народными проповедниками, которые не в лучшем свете шутили про монарха и святыню. Мнение скоморохов эмоциональным юмором передавалось и народу.

    Именно это не нравилось церкви и царю. Против них начались гонения и преследования.

    Можно даже сказать, что скоморохи – это первая оппозиция на Руси, которая пыталась показать свое народное альтернативное мнение.

    Вклад в развитие культуры и творчества скоморохов огромен. Они не только веселили народ своими шутками, но и передавали свое творчество следующим поколениям, которые запечатлели в летописях деятельность своих предков.

    Сценарий праздника танца «От скомороха до брейкера»

    Разработка мероприятия адресована педагогам дополнительного образования, хореографам. Рассчитана на учащихся младших и средних классов, при участии детского (школьного) ансамбля танца. В роли ведущего может выступать руководитель ансамбля танца. Дети знакомятся с историей хореографического искусства, начиная с первобытного общества и до нашего времени. В празднике задействованы юные артисты (исполняющие танцевальные номера разных стилей и направлений), а так же дети-зрители, педагоги , родители. Используются музыкальное оформление, игровые моменты, викторины, наглядный материал-карточки, которые помогут зрителям запомнить исторические даты и имена выдающихся хореографов. Увлекательный сценарий (беседа, пояснение, игры с залом) в сочетании с хореографией, настроят аудиторию на «эмоциональную волну» и создадут праздничную атмосферу! Я, как разработчик этого сценария, несколько раз проводила это мероприятие в образовательных учреждениях, и всегда получала слова плагодарности от зрителей и высокую оценку от педагогов и руководства школ.

    Предварительный просмотр:

    Сценарий праздника танца «От скомороха до брейкера».

    Разработка мероприятия адресована педагогам дополнительного образования, хореографам. Рассчитана на учащихся младших и средних классов, при участии детского (школьного) ансамбля танца.

    Цель: эстетическое воспитание учащихся средствами хореографического искусства.

    1. Создание условий для воспитания художественного вкуса.

    2. Расширение кругозора учащихся в области танцевального искусства.

    3. Развитие творческой инициативы учащихся.

    Рекомендации к проведению.

    Для проведения мероприятия необходимы аудиоаппаратура, записи музыкальных произведений и фонограммы танцев.

    Стены танцевального (актового) зала оформляются фотографиями и плакатами о танцевальном искусстве разных времен и эпох.

    По ходу мероприятия, ведущий использует карточки, которые помогут учащимся запомнить исторические даты и имена выдающихся хореографов.

    (Слова для карточек подчеркнуты в тексте).

    Ведущая. Искусство танца – одно из древнейших искусств, которое зародилось в первобытном обществе. В одном из складов на Киевщине были найдены старинные серебряные фигурки с изображением пляшущих людей. Ученые утверждают, что они были сделаны в VI веке до н.э.

    Танцы древних людей, в отличии от современных были массовыми. Костюмы готовились из шкуры зверей, перьев птиц, из веток растений и т.д.

    Танцы сопровождались пением, звоном украшений, стуком бамбуковых палочек.

    Танцы первобытнообщинного строя делились на несколько видов:

    1. Охотничьи танцы
    2. Воинственные
    3. Ритуальные, религиозные
    4. Пляски – игры, изображающие трудовые процессы.

    Исполняется танец «Папуасов»

    Идет обсуждение просмотренного танца. Дети – зрители рассказывают ведущей, что они увидели (как первобытные люди греют руки у костра, собирают фрукты, радуются удачной охоте).

    Ведущая. Танцем выражались важные события в жизни людей: свадьба, сбор урожая, рождение, смерть, война и т.д. Вместе с плясками-играми, в которых отображались трудовые процессы, исполнялись и любовные пляски. В основе пляски – игры «Бояре» — обряд сватовства, выдачи девушек замуж.

    Ведущая формирует две группы желающих детей из зала и проводит игру «Бояре» (см. приложение).

    Ведущая. Самым древним русским танцем был хоровод , он сопровождался песней. Хоровод – массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворял движение Солнца вокруг Земли. В хороводе разыгрывались целые сценки.

    Исполняется танец «Хоровод с платками»

    Ведущая спрашивает у зрителей, какие рисунки они разглядели в хороводе и что они обозначают (круг, ручеек, воротца, волна и др.).

    Ведущая. Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи . Скоморохов очень любили на Руси и считали самыми лучшими танцовщиками. Существуют пословицы:

    «Всяк спляшет, да не так как скоморох».

    «Не учи плясать, я и сам скоморох».

    «Что за веселье без скоморохов?!».

    Многие исполнительские приемы скоморохов передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней: присядки, дроби, верчения, и др. В XVI веке сам царь Иван Грозный принимал участие в выступлениях скоморохов.

    Исполняется танец «Скоморохов»

    Ведущая. В 1718 году Петр I издает указ об ассамблеях (публичные балы в России). На ассамблеях все должны были принимать участия в танцах. Начинался бал с медленных танцев. Это боли танцы – шествия, торжественные, парадные: «Полонезы», «Бурре», «Павана». Затем отдельные пары танцевали «Менуэты». Основные движения таких танцев – поклоны и реверансы.

    Звучит «Менуэт», а ведущая показывает несколько реверансов.

    Затем исполнялись танцы – игры: шуточные, быстрые и веселые. Среди них «Кэттен – танец» .

    Ведущая предлагает всем желающим взяться за руки и под веселую музыку, пробежаться по длинному школьному коридору.

    Ведущая . Заканчивался бал прощальным танцем шествием. Впереди шел царь Петр I. Иногда прощальный танец танцевали со свечами.

    Простой крестьянский народ тоже любил танцевать. Это были веселые, задорные пляски, которые отражали характер русского человека. От танцующих требовалось выразительное исполнение – высокое техническое мастерство, актерское дарование и умение передавать содержание танца зрителю. Такие танцы как «Барыня», «Камаринская», «Калинка», «Кадриль», до сих пор передаются из поколения в поколение и исполняются в наше время.

    Исполняется танец «Русская пляска»

    Ведущая . После указа об ассамблеях, интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев – танцмейстеры , которых выписывали из-за границы. В 1738 году была организована «Собственная Ее Величество танцевальная школа», танцмейстером которой стал француз Жан Батист Ланде. Произошло рождение русской школы классического танца. А во второй половине XVIII века стали появляться постановщики русских балетов. Русское балетное искусство тесно связанно с именами композиторов П. И. Чайковского и А. К. Глазунова и балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова. Современное искусство танца немыслимы без П. И. Чайковского, без его «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика».

    Звучит музыка из балета «Лебединое озеро».

    Эти балеты можно и сегодня посмотреть, сходив в театр Оперы и Балета. Основная тема балетов — борьба добра и зла. А в конце XIX века многие танцовщики считали, что классический балет налагает слишком много ограничений на пластику танцующего. Поэтому на смену жанра классического балета приходят всевозможные ритмопластические танцы. Возникает танец стиля модерн, т.е. современный танец. Основоположницей танца модерн стала американская танцовщица Айседора Дункан.

    В 20-е годы XX века огромную популярность приобрел стиль Джаз-танец. Джаз – энергичный и выразительный танец. Почти все танцы, которые можно увидеть в мюзиклах и танцевальных фильмах – это джаз-танцы.

    Начало ХХ века стало временем новых направлений в русском искусстве. Интересен и разнообразен танцевальный фольклор нашей страны. В 1935 году в Москве был открыт Театр народного творчества. Осенью, 1936 года состоялся первый фестиваль народного танца, а в феврале 1937 года был организован Ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева. Этот Ансамбль существует и по сей день, и пользуется огромным успехом у зрителей нашей страны и за рубежом. Многие танцевальные композиции И. А. Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хореографии.

    В 30-е годы ХХ века стали проводиться смотры художественной самодеятельности, всевозможные конкурсы и фестивали.

    Ведущая спрашивает: Ребята, а какие музыкально-танцевальные конкурсы знаете вы? («Танцы со звездами», «Танцы на льду», «Минута славы», «Битва хоров», «Танцуй», «Голос» и т.д.).

    Проводится конкурс «Кто кого перетанцует»

    Ведущая . Искусство танца не стоит на месте, оно постоянно развивается: в 30-е годы зародился самый стильный вид танца – Чечетка; в 40-е годы затанцевали «Буги-вуги», в 50-е годы стал популярен Рок-н-ролл, а в 60-е годы во Франции, когда отрылись первые дискотеки, появился стиль Диско. В новых клубах молодежь танцевала под записанную на пластинки популярную музыку, а не под живой оркестр, как раньше. Изменяется жизнь, появляются новые танцы, и только один не подвластен времени. Уже 200 лет при звуках этого танца хочется кружиться, качаться, парить! Ребята, вы догадались, о каком танце идет речь?

    Звучит музыка «Вальс». Желающие ребята поднимаются на сцену и исполняют несколько вальсовых движений.

    Ведущая. В 1970-х г.г ., на улицах Нью-Йорка зародился Брейк! На сегодняшний день известно несколько уличных танцевальных стилей: hip-hop, locking, popping, kingtut, c-walk, krump, house, new style, la style, wacking и т.д. Брейкинг, как один из стилей Брейка, очень сложный и даже опасный танец. Он состоит из акробатических вращений на полу. Брейк и сегодня остается самым популярным и самым любим танцевальным стилем мальчишек!

    Исполняется танец «брейк».

    Ведущая . Итак, я повторяюсь, искусство танца не стоит на месте, оно обновляется все более сложными формами. Я призываю вас всех заниматься хореографией. Выбрать свой стиль. А так как вы еще такие юные, то будущее хореографии за вами. Придумывайте, изобретайте новые направления танцевального искусства. Уметь танцевать – это модно, стильно, полезно и просто здорово!

    Автор материала: Русинова Наталия Вадимовна

    1. Т. Барышникова «Азбука хореографии», г. С-Петербург, «Респекс», 1996г.
    2. Поэль Карп «Младшая муза», г. Москва, «Детская литература»,1986г.
    3. Г.М. Науменко, «Фольклорная азбука», г. Москва, 1996г.
    4. Люси Смит «Танцы. Начальный курс», г. Москва, «Астрель», 2001г.

    Взята из книги «Фольклорная азбука», автор Г.М. Науменко, г. Москва, 1996 год. Игра записана со слов жителей села Красный Бор, Шатковского района, Нижегородской области, в 1986 году.

    Условия игры: Играющие делятся на две команды А и В, и выстраиваются в линии друг на против друга.

    Линия А шагает к линии В и поет

    — Бояре, а мы к вам пришли, возвращается обратно и поет

    — Молодые, а мы к вам пришли

    Линия В шагает к линии А и поет

    — Бояре, а зачем вы пришли?, возвращается обратно и поет

    — Молодые, а зачем вы пришли?

    А — Бояре, мы невесту выбирать

    Молодые, мы невесту выбирать

    В – Бояре, сюртуки у вас худые

    Молодые, сюртуки у вас худые

    А — Бояре, этот чем вам не сюртук?

    Молодые, этот чем вам не сюртук?

    В – Бояре, сапоги у вас худые

    Молодые, сапоги у вас худые

    А — Бояре, это чем не сапоги?

    Молодые, это чем не сапоги?

    В – Бояре, вам которая мила?

    Молодые, вам которая мила?

    А — Бояре, нам вот эта мила

    Молодые, нам вот эта мила

    В – Бояре, она у нас глупая, глупая

    Молодые, она у нас глупая, глупая

    А — Бояре, а мы ее выучим, выучим

    Молодые, а мы ее выучим, выучим

    В – Бояре, а как ее выучить, выучить?

    Молодые, а как ее выучить, выучить

    А — Бояре, а мы ее плеточкой, плеточкой

    Молодые, а мы ее плеточкой, плеточкой

    В – Бояре, она будет плакати, плакати

    Молодые, она будет плакати, плакати

    А — Бояре, а мы ее пряничком, пряничком

    Молодые, а мы ее пряничком, пряничком

    В – Забирайте невесту! (девушка перебегает в линию А)

    Движения на танец скоморохи

    Танцы для мальчиков.

    Ноты. Движения. Минусовки

    Известно, что мальчики и девочки — два разных мира. Различие возможностей, вкусов и интересов, особенностей психического и физического развития у мальчиков и девочек обусловлено самой природой. Внимательный педагог всегда учитывает эти различия, подбирая не только игрушки, сказки, игровые образы (Золушка и Принц, Кай и Герда, Белоснежка и Гномы и т.п.), но и музыкальный материал с учетом гендерного подхода.

    Однако на практике осуществлять этот подход не так просто по нескольким причинам.

    Одна из них — это то, что почти все воспитатели и музыкальные руководители — «девочки», поэтому им ближе девичьи роли и образы: Цветочки, Бабочки, Снежинки, Куколки. А что же танцуют наши мальчики? Хорошо, если в группе детского сада равное количество девочек и мальчиков — в этом случае очень удобно исполнять различные парные танцы, где мальчик ведет свою партнершу, подавая ей правую руку, бережно подхватывая ее в кружении и учтиво провожая на место после танца (этикет является неотъемлемым элементом танцевальной культуры!).

    Однако бывает и так, что в группе подавляющее большинство — мальчики (особенно часто это встречается логопедических детских садах, где в группе только две-три девочки). В этом случае необходимо придумать такие танцы, которые были бы органичны для исполнения мальчиками разного возраста. Подобрать такой репертуар — непростая задача, поэтому танцы для «подрастающих мужчин» всегда представляют некоторый дефицит для практиков.

    Категории: Классические