• I всесоюзный конкурс бальных танцев

    29 Дек 2018 admin Комментарии к записи I всесоюзный конкурс бальных танцев отключены

    Приглашаем танцевать

    кандидат медицинских наук, лауреат 1-го Всесоюзного и международных конкурсов бальных танцев

    В Литве в последние 15 лет активно культивируются бальные. танцы. В некоторых детских садах Каунаса преподают бальные танцы, и надо видеть, с каким удовольствием малыши вальсируют, отплясывают польку! А в школах на факультативных занятиях мальчики и девочки могут уже совершенствовать свои навыки. Взрослые же люди, которые хотят научиться танцевать, посещают танцевальные школы при клубах и Дворцах культуры. Для тех, кто пожелает участвовать в конкурсах, существует несколько десятков коллективов бальных танцев.

    Хочу подчеркнуть, что овладение конкурсной программой требует отменной физической подготовки. Достаточно сказать, что на соревнованиях, когда в один день проводятся полуфиналы и финал, танцор выходит на площадку двадцать раз, а это больше сорока минут танца! Если учесть, что три минуты вальса по энергетическим затратам примерно равны бегу на 800 метров, станет ясно: участие в соревнованиях требует, помимо всего прочего, немалой выносливости. А зрителям танцы дарят радость встречи с миром изящества, элегантности и оптимизма.

    В танцевальных состязаниях может участвовать не каждый, но хорошо танцевать легко научиться всем. Танцы не требуют ни выезда за город, ни дорогостоящего оснащения—было бы

    Есть чудесное средство борьбы с гиподинамией, доступное всем от мала до велика. Это танцы. Когда меня или мужа Чесловаса спрашивают, почему у нас, врачей, такое «несерьезное» хобби, мы отвечаем: потому, что танцы—это увлекательно, приятно, полезно.

    Поступив в школу бальных танцев, мы убедились, что азбуку танцев следовало бы изучить каждому. Ведь танцы с их разнообразными движениями дают великолепную возможность вовлечь в работу очень многие группы мышц, суставы. Трудно назвать другое, столь же немонотонное, легка дозируемое и эффективное упражнение, развивающее одно из ценнейших физических качеств человека—умение управлять своим телом, двигаться красиво. Такое умение пригодится везде: на работе и в турпоходе, за рулем автомобиля и на улицах современного города. Поэтому, когда некоторые люди говорят, что не танцуют из-за того, мол, что неуклюжи, за них становится обидно: именно им-то и следует учиться танцевать, чтобы развить в себе ловкость и грацию.

    Танцам поистине все возрасты покорны. Нам трижды довелось бывать в Англии, и каждый раз мы удивлялись популярности там бальных танцев. В одном лишь Лондоне имеется семь специальных танцевальных залов, вмещающих около тысячи танцоров. И порой на паркет выходят сразу три поколения: бабушки с дедушками, их дети и внуки. В этих же танцевальных залах проходят и конкурсы бальных танцев.

    Отрадно, что в нашей стране сейчас уделяется большое внимание бальным танцам. Без них не обходится ни один праздник, ни одно торжество. Построены специальные танцевально-концертные залы в Новосибирске, Красноярске, Нальчике и других городах: Одних только любителей танцевальных состязаний насчитывается уже более 100 тысяч.

    Специалисты по физическому воспитанию считают, что составляющие суть танца ритмопластические движения очень полезны. Недаром же движения, характерные для танцев типа шейк, используются не только в художественной,- но и в лечебной гимнастике. Подмечено, например, что танцы, когда тело слегка расслаблено, а маховые движения рук и ног свободны, в какой-то степени снижают тонус сосудов. Это, как известно, особенно полезно страдающим начальной- стадией гипертонической болезни. Умеренные ритмы танго могут служить своего рода средством профилактики болей в суставах и позвоночнике.

    Любые танцы, например, советские бальные танцы «Сударушка», «Рилио», «Вару-Вару», латиноамериканские пасодобль, самба, ча-ча-ча, старинные европейские вальс и фокстрот помогают выработать хорошую осанку и пружинистую походку, дают достаточную нагрузку мышцам. Причем удивительная особенность: несмотря на значительность физической нагрузки во время танцев, восстановление до нормы частоты пульса, дыхания и других физиологических показателей происходит куда быстрее, чем после другой, аналогичной по нагрузке физической работы. Дело, вероятно, не только в высокой эмоциональности танцев, но и в характере ритмопластических движений танцоров.

    Включайте элементы танца в комплекс физических упражнений, выполняемых ежедневно. И не отказывайте себе в удовольствии пройти тур вальса на танцплощадке в санатории, доме отдыха, в клубном зале, на дачной веранде. Танцы—активный вид отдыха, дающий хороший эффект в борьбе с переутомлением. Танцы—отличная эмоциональная разрядка после рабочего дня. А кроме того, это так приятно и красиво!

    Бальный танец

    Изучить основы бальных танцев и освоить их на профессиональном уровне можно в студиях Культурного центра ЗИЛ. Танцами европейской и латиноамериканской программ могут овладеть как дети, так и взрослые.

    Художественный создатель и руководитель Ансамбля и Школы бального танца. Ведущий концертов, конкурсов, показательных выступлений. Член Президиума Российского танцевального союза профессионалов, судья международной категории.

    Бруно Борисович Белоусов — заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Ансамбля, школы и вечеров бального танца. Выпускник балетмейстерского факультета ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Занимается бальными танцами с 1962 г., с 1966 г. ведет активную исполнительскую педагогическую, балетмейстерскую и тренерскую работу. Преподаватель бального танца в Московском академическом хореографическом училище и ГИТИСе в период 1968–1990 гг. Ведущий концертов, конкурсов, показательных выступлений. Член Президиума Российского танцевального союза профессионалов, председатель экзаменационного комитета РТС, судья международной категории. Ансамбль и Школа бального танца были созданы Бруно Белоусовым в 1966 г. С 1976 г. Ансамбль и Школа работают в Культурном центре ЗИЛ.

    • медаль «В память 850-летия Москвы»;
    • почетная грамота Лауреата 4,5,6 Всероссийского конкурса исполнителей бального танца (1972,1975,1978 гг.);
    • нагрудный знак Министерства Культуры СССР «За отличную работу» — преподавателю бального танца МАХУ в связи с 200-летием Московского хореографического училища (1973 г.);
    • почетная грамота Совмина РСФСР-преподавателю танца — Председателю жюри 2-ого Всероссийского конкурса исполнителей бального танца учащихся профтехобразования (1974 г.);
    • нагрудный знак ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве» (1981 г.);
    • нагрудный знак Министерства культуры СССР «За достижения в самодеятельном искусстве» (1986 г.);
    • почетная грамота Лауреата 2-ого Всеросийского фестиваля народного творчества, посвященного 70-летию Октября (1987 г.);
    • заслуженный работник культуры РФ (1998 г.);
    • ветеран труда (1989 г.);
    • нагрудный знак «Ветеран труда ЗИЛ» (2002 г.);
    • благодарственное письмо Единого научно-методического центра за высокий уровень исполнительского мастерства (2000 г.);
    • почетная грамота Управления культуры Южного административного округа города Москвы за многолетнюю плодотворную работу, большой вклад в пропаганду танцевального творчества (2011 г.).

    Руководитель-балетмейстер Ансамбля бального танца Бруно Белоусова, лауреат московских, всероссийских и всесоюзных конкурсов, финалист международных конкурсов бального танца.

    Лариса Викторовна Белоусова — балетмейстер, руководитель «Ансамбля Бального танца Бруно Белоусова». Образование второе высшее ( ГИТИС ). Работает в ЗИЛе с 1977 года. Лауреат Всероссийских, Всесоюзных и Международных конкурсов по спортивным бальным танцам. Имеет высшую квалификацию учителя танца по Европейской и Латиноамериканской программам. Судья международной категории Российского Танцевального Союза (РТС ) и Всемирного Совета по бальным танцам (WDC ) Преподаватель Ансамбля бального танца с 1981 года.

    • Нагрудный знак «Ветеран труда ЗИЛ» ( 1997г.);
    • Медаль «В память 850- летия Москвы» (1997г.);
    • Почетный знак ВЦСПС « За достижение в самодеятельном искусстве» (1985г.);
    • Почетная грамота Управления культуры ЮАО г. Москвы (2011г.);
    • Почетная грамота Управления культуры Исполкома Моссовета;
    • Почетная грамота Комендатуры Кремля;
    • Почетная грамота Департамента культуры г.Москвы.

    «Танцуйте и будьте счастливы!»

    Станислав Попов

    Танцор международного класса, победитель II Всесоюзного конкурса по бальным танцам (1975), неоднократный чемпион социалистических стран по бальным танцам (1979-80), финалист Кубков мира по 10 танцам (1985-86) заслуженный деятель искусств РФ, президент Российского танцевального союза, организатор национальных и международных профессиональных турниров, комментатор TV программ по спортивным танцам, танцмейстер Венского бала.

    В каждой области творческой деятельности есть мастера, имена которых наиболее точно ей соответствуют. Когда речь заходит о бальных танцах в России, к числу таких, безусловно, относится Станислав Попов.

    Волею судьбы он родился в то время, когда бальные танцы, ставшие делом его жизни, расценивались в нашей стране как «буржуазное занятие», подрывающее основы существующего строя. Но ему удалось достойно пройти сложный путь сначала танцора, а потом организатора, превратив российский профессиональный танец в сильную и самостоятельную составляющую мирового танца.

    Сегодня среди многих видов хореографии бальные танцы – тот феномен, в котором объединяются спорт и искусство. И «примирить» в одном целом две, казалось бы, взаимоисключающие стороны, та насущная проблема, от решения которой зависит будущее жанра. Говоря о своих мотивах занятия танцами, Станислав Попов неоднократно подчеркивал свою тягу к соревновательности, поскольку его всегда привлекали конкурсы. Но при этом вся его жизнь как исполнителя, педагога и организатора подтверждает, что в его понимании танцы прежде всего – искусство. Так что, наверное, не случайно, что во главе профессиональной организации танцоров, Российского танцевального союза, стоит человек, которому присвоено звание – заслуженный деятель искусств России.

    Танцор

    Танец – без сомнения, любовь всей жизни Станислава Попова. Но нельзя подвергать предмет любви сухому анализу, пытаясь определить, что же все-таки вызывает в душе человека эти светлые чувства? Станиславу всегда нравилось танцевать. Еще в детстве он переживал, что другие это умеют, а он нет. Как-то раз в восемь лет он попал на день рождения одной девочки из своего двора. На праздник ребята даже купили напиток, в те времена он назывался сидр. И в тот момент, когда их обучали одному танцу: шаг в одну сторону, шаг в другую, Станислава вдруг охватило чувство огромной радости. Он подумал, что научился танцевать! Но в итоге в бальные танцы он пришел не сразу. Сначала были занятия спортом – плаванием и пятиборьем, причем весьма серьезно – мастер спорта. Позже, придя в танцевальную школу в парке «Сокольники», у него снова возникло то удивительное чувство. Вероятно, просто потому, что танцующий человек – счастлив. Гормоны счастья, проникающие в сознание и весь организм во время занятий танцами, побуждали Станислава заниматься ими и дальше. Нравилось ощущение музыки, движения. Правда, сначала конкурсов не было, и ему, обладающему спортивной жилкой, это было не так интересно.

    В 1965 году Станислав поступил в МЭИ на факультет электронной техники, а в 1967 году старший брат Виктор, к тому времени уже занимавшийся бальными танцами, привел его в Дом культуры «Химик», чтобы познакомить с хорошей партнершей. Так Аня Кушнарева стала первой партнершей Станислава, а Бруно Белоусов, руководитель танцевальной студии, — его первым педагогом. Успешно выступая по «Д» классу на конкурсах в Москве, Горьком, Тарту, Таллинне, Станислав и Анна танцевали вместе недолго, около полутора лет. Появление турниров и танцевального спорта означало появление профессии танцора-спортсмена. Она и стала делом жизни. Правда, все это было еще впереди.

    А пока среди многих интересных кандидатур на место новой партнерши главной оказалась солистка ансамбля «Школьные годы» Людмила Бородина. Через 7 лет они стали супругами, и после этого прожили вместе еще 20 лет. Их союз для многих являлся идеалом и танцевального, и супружеского дуэта. Сам Попов оценивает эти годы как великолепную жизнь с огромным количеством турниров. Поповы, действительно, были той парой, благодаря которой Советский Союз долгое время показывал, что мы и в области бальных танцев «впереди планеты всей».

    Любительская карьера Станислава и Людмилы насчитывает более ста турниров. Среди наиболее успешных выступления на таких, как «Янтарная пара» (Каунас), «Рижская осень», «Таллиннская регата» и «Таллиннская весна», «Вильнюс», «Неделя Балтийского моря «(ГДР), «Савария» (Венгрия), конкурсы в Финляндии, Австрии, Болгарии и других странах. В 1975 году Станислав и Людмила стали победителями II Всесоюзного конкурса бальных танцев, а, начиная с 1975 года, началась череда их сначала призовых, а потом и победных выступлений на чемпионатах социалистических стран, в том числе и в Москве в 1979 году. 1981 год ознаменовался новым этапом их танцевальной карьеры – Станислав и Людмила перешли в профессионалы. И первое же участие в Дрезденском танцевальном фестивале принесло успех, который они закрепили на последующих чемпионатах Европы и мира в латиноамериканской, европейской программах, а также программе 10 танцев.

    О том, насколько сложна была жизнь танцора, занимающегося в нашей стране бальными танцами, свидетельствует один эпизод. Однажды после выступления Станислава и Людмилы на чемпионате Европы в Великобритании их пригласили на чемпионат мира в Лондон. Тогда в СССР существовало негласное распоряжение о том, что нельзя выезжать в западную страну чаще, чем раз в полгода. Так что по их танцевальному дуэту международный отдел ЦК КПСС принял специальное решение. Однако после выступления в Лондоне их снова пригласили, но на этот раз уже на Блэкпульский фестиваль, крупнейшее событие танцевального мира. Сегодня этому самому престижному и старому турниру уже более восьмидесяти лет. Все участники прибывают на него за свой счет, а советской паре англичане готовы были полностью оплатить расходы: дорогу, проживание, пребывание за неделю до турнира. Сейчас это может показаться не существенным, но в советское время с его командировочными расходами подобное предложение выглядело серьезно. Англичане сами разговаривали с нашим посольством, где их вместе с танцорами обнадежили, но в результате в нужный момент Станислав с Людмилой не смогли ни до кого «дозвониться». И после этого они на три года стали невыездными.

    Последнее выступление Станислава и Людмилы состоялось в 1988 году на крупнейшем в истории бальных танцев турнире All World Stars Champions в Токио, в огромном зале Токио-дома, вмещающем 50 тыс. зрителей. Призовой фонд этого турнира составлял около 300 тыс. долл., а победители получали еще и новые модели «Мазды». Японское телевидение запечатлело волнующий момент: танцоры и педагоги из разных стран устроили москвичам церемонию прощания с конкурсным танцем. А со своими поклонниками в России Станислав и Людмила попрощались медленным вальсом спустя несколько месяцев в том же году на I Международном конкурсе бальных танцев, проведенном ими в Москве.

    Время участия в конкурсах оказалось интересным не только с точки зрения борьбы с соперниками. Острая конкуренция стимулировала творчество танцоров. Нужны были новые профессиональные знания. И в 1980 году Станислав и Людмила стали студентами ГИТИСа по кафедре хореографии (окончили в 1985 году). Им выпала честь учиться на последнем курсе Ростислава Захарова, одного из основоположников советской балетной школы. Совместно с Людмилой Станиславом создано много интересных танцевальных номеров. Несомненно, лучший из них «Кармен» на музыку Бизе в обработке Щедрина, который по праву вошел в историю российского бального танца как первая и очень успешная попытка соединения классической музыки и бальной хореографии.

    Позже на Кубке мира в 1999 году этот номер был возобновлен Игорем Кондрашевым и Ириной троумовой. На юбилейном, 15-м Кубке мира (2009) на гала-шоу с номером «Кармен» выступила пара из США, в то время чемпионы мира в программе 10 танцев, Герман Муштук и Ивета Лукосите. Герман с удовольствием поделилился интересной историей, связанной с этим шоу. Как раз в то время, когда он маленьким мальчиком начинал танцевать, в Кишиневе и Москве он несколько раз видел показательные выступления Станислава и Людмилы Поповых с номером «Кармен». Тогда об этом прекрасном номере говорили все. Судьба распорядилась так, что Герман оказался в США, так же как и один из лучших учеников Станислава — Талят Тарсинов. Сегодня Талят, чемпион СССР в латиноамериканском шоу — один из ведущих бальных хореографов мира. И он предложил Герману с Иветой сделать на ту же музыку свою «Кармен». Так Герман перенесся к своим замечательным воспоминаниям детства, а на юбилейном Кубке мира они подарили этот номер Станиславу.

    Педагог

    На протяжении всей своей активной танцевальной карьеры с 1971 по 1988 годы Станислав и Людмила вели не менее активную педагогическую работу в своей танцевальной студии в ДК им. Горького в Москве. В этом необыкновенно творческом по атмосфере коллективе было подготовлено более двадцати пар международного класса. Такие как Петр и Алла Чеботаревы, Владимир и Ольга Андрюкины, Алексей и Светлана Дмитриевы, Артур и Мария Лобовы, Талят и Марина Тарсиновы, Игорь и Иветта Кондрашевы, Владимир и Елена Колобовы, Леонид Плетнев и Татьяна Павлова. Сегодня все они — прекрасные педагоги, передающие своим ученикам как у нас в стране, так и за рубежом ту исключительную преданность танцу, которая всегда отличала самого Попова.

    Один из его учеников, ныне народный артист Украины, создатель и руководитель единственного в мире Театра танца (Севастополь) Вадим Елизаров вспоминает, что Станислав Попов оказал на него огромное влияние. Он был его кумиром. Грамотнейший специалист и человек, обладающий феноменальным вкусом, Станислав был во всесоюзном танцевании системой. А сколько пар воспитали Станислав с Людмилой! Все профессионалы прошли через их руки. Елизаров вспоминает знаменитые сборы в Полтаве и в Крыму, в Севастополе, и Стаса — демократичного и в то же время высокопрофессионального. Для Елизарова он был не просто педагогом, а прежде всего человеком, дающим пример профессионального отношения к своему делу.

    С 1991 по 1995 годы Станислав жил и работал в США, где преподавал в танцевальном клубе «Вашингтон» в Сиэтле. Решением американского правительства ему выдана специальная «грин-карта» как человеку «с выдающимися способностями и международным признанием». В это время Станислав вел преподавательскую работу в Голландии, Германии, Гонконге.

    Российский танцевальный союз

    История становления первой российской профессиональной танцевальной организации началась в 1987 году, когда при Всесоюзном музыкальном обществе была создана Творческая комиссия по бальной хореографии во главе с председателем Станиславом Поповым. Уже на следующий год (1988) на ее базе возникла Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца (АПИУБТ). Именно эта организация в 1994 году была преобразована в Русский танцевальный союз, а Станислав Попов стал его бессменным президентом. Теперь Россия в лице РТС получила право участия в работе международной профессиональной организации – Всемирном совете по танцу (WD&DSC). Расширив свои полномочия, РТС в 2007 году был преобразован в Российский танцевальный союз.

    Первым профессиональным турниром, организованным Станиславом Поповым, стал I Всесоюзный конкурс по бальным танцам, проведенный в 1988 году в УСЗ «Дружба» (Москва). В силу исторических причин он еще не носил официального названия чемпионата, но таковым являлся по сути. Впервые в нашей стране танцевальный конкурс проводился только по международной конкурсной программе, исключая советские танцы. Его победителей с полным основанием можно определить как первых чемпионов страны. Ими стали: в стандарте Станислав и Людмила Поповы, в латине – Юрис и Бируте Бауманис (Рига), в европейском шоу – снова Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканском – Талят и Марина Тарсиновы.

    Начиная с 1990 года, теперь уже чемпионаты России стали проводиться ежегодно по всем программам конкурсного танца: стандарт, латина, европейское и латиноамериканское шоу и программа 10 танцев.

    На протяжении многих лет бальные танцы развивались в нашей стране в отрыве от остального мира. Это тем более важно представить, поскольку родились эти танцы именно там, в «другом» мире. Вот почему так важны были сначала пусть незначительные, а потом все более расширяющиеся связи с мировым танцевальным сообществом. И, пожалуй, задача по организации и проведению международных турниров у себя дома была не менее значимой, чем превращение зарубежных турниров в доступные для наших танцоров.

    Таким первым международным конкурсом профессионалов с участием ведущих пар мира, стал проведенный в 1988 году Станиславом Поповым I Московский международный конкурс. В его рамках состоялось еще одно историческое для танцевального мира событие — шоу чемпионов мира Эспена и Кирстен Салберг и Алана и Хейзел Флетчер «Латинская фантазия II». За первым конкурсом с интервалом в два года последовали еще три — в1990, 1992 и 1994 годах. Полученный опыт позволил, начиная с 1995 года, подойти к проведению Кубка мира, который открыл танцевальному миру нашу страну.

    Как президент Российского танцевального союза, Станислав Попов всегда принимал активное участие в работе Всемирного танцевального совета (WDC). На протяжении ряда лет он являлся вице-президентом с особыми полномочиями Спортивного комитета WD&DSC, а с 2003 по 2012 годы — вице-президентом Всемирного танцевального совета (WDC). В 2013 году, отмечая заслуги Станислава Попова по развитию мирового бального танца, на Ежегодном собрании WDC ему было присвоено звание «почетный вице-президент WDC».

    Начиная с 2001 года, Станиславом Поповым начали регулярно проводиться в нашей стране официальные чемпионаты WDC: чемпионаты Европы по европейской программе, Москва – 2001, 2009, 2012; чемпионаты Европы по латиноамериканской программе, Санкт-Петербург – 2002, Москва – 2005, 2008; чемпионаты мира по латиноамериканскому шоу, Москва – 2003, 2006, Омск – 2009; чемпионат Европы по программе 10 танцев, Омск – 2008. И наконец главный, с точки зрения статуса, турнир – чемпионат мира по латине. Он прошел в 2007 году в Кремле и стал прощальным для выдающейся пары современности Брайна Ватсона и Кармен (Германия), завоевавшими на нем свой последний, девятый титул. В 2011 году кремлевский паркет снова был предоставлен лучшим танцевальным дуэтам планеты в латине. На сей раз чемпионский титул завоевали Риккардо Кокки и Юлия Загоруйченко (США). А в 2013 году снова в Кремле впервые за всю историю бальных танцев у нас в стране собрались сильнейшие пары мира в европейской программе. На высшую ступень пьедестала поднялись Арунуас Бижокас и Катюша Демидова (США).

    Возникнув как организация профессиональных танцоров и учителей танца, сегодня РТС успешно развивает любительское танцевание в рамках AL WDC. Так на прошедшем объединенном чемпионате РТС 2013 года выступило около 1200 любительских танцевальных дуэтов.

    За последние годы РТС вырос не только количественно, но, что еще важнее, — качественно. Традиции, заложенные 25 лет назад, получили свое дальнейшее развитие, и заслуги своих коллег в РТС теперь отмечают премией «Признание» на специальной торжественной церемонии. Станислав Попов не раз становился обладателем этой премии в номинации «Лучший турнир года». А в 2013 году к этой номинации за проведенный чемпионат мира по европейским танцам добавилась еще и номинация «Лучший организатор года».

    Кубок мира

    Международный турнир, ежегодно организуемый Станиславом Поповым. Но сказать так, это значит показать лишь одну сторону его отношения к этому танцевальному действию. Как для публики, так и для участников турнира не менее важна роль Попова как ведущего. Без этого завершающего штриха не сложилась бы та неповторимая атмосфера Танца, которая отличает Кубок ото всех других конкурсов.

    Начав свою историю в 1995 году, Кубок мира стал турниром, собирающим лучшие пары мира в латиноамериканской программе. Первые два года его победителями становились пятнадцатикратные чемпионы мира Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр (Шотландия) (1995, 1996), четыре раза Кубок выигрывали девятикратные чемпионы мира Брайан Ватсон и Кармен (Германия) (1999, 2000, 2002, 2004) и многократные победители Блэкпульского фестиваля Михал Малитовски и Джоана Ленис (Польша) (2007, 2009, 2010, 2012), трижды – четырехкратные победители Блэкпульского фестиваля Юкка Хаапалайнен и Сирпа Суутари (Финляндия) (1997, 1998, 2001), один раз – вице-чемпионы мира Пол Киллик и Ханна Картунен (Великобритания) (2003) и уже дважды действующие чемпионы мира Рикардо Кокки и Юлия Загоруйченко (США) (2008, 2011). И, конечно, российские пары. Первыми Кубок мира выиграли финалисты чемпионатов мира Сергей Рюпин и Елена Хворова (2005), а на следующий год на высшую ступень поднялись вице-чемпионы мира Слава Крикливый и Елена Хворова (2006).

    За прошедшие почти 20 лет самому организатору больше всего запомнился прежде всего первый турнир, проведение которого потребовало огромной работы с бессонными ночами. В середине 90-х было даже трудно представить, что в Москве выступят все те звезды, которые в итоге приехали в Лужники (первый турнир проходил на Малой спортивной арене). Из шести финалистов мира у нас танцевали четверо. Высочайший уровень, и конечно, радостное событие. Затем ним последовал второй Кубок мира, переместившийся в Кремль. Совершенно другая площадка и условия проведения, но тоже действительно волнующее событие. Попову запомнился и 10-й Кубок мира, на котором впервые за много лет вновь выступили Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр с удивительно красивой румбой.

    За прошедшие годы Кубок мира стал одним из самых, если не самым, престижным турниром в мире по приглашению. Прежде всего это обусловлено великолепным залом – Кремлем, историческим центром России, Москвы. А еще потрясающим паркетом, красивыми парами, светом – всеми составляющими, дающими возможность этому турниру быть особенным. Кубок мира — не танцевальный марафон, в нем всего три тура. Это, скорее, светское событие, чем спортивное соревнование, особенно учитывая, что во второй день проходит гала-шоу — театрализованное действие, составленное из лучших номеров участников и гостей Кубка мира. А в перерывах на прославленный паркет выходят зрители, чтобы потанцевать и получить заряд позитивной энергии. И уже многие годы помогает им в этом музыкальная группа «7 ветров» под руководством заслуженного артиста РФ Георгия Мушеева.

    Венский бал

    В 2000 году Станислав Попов выступил в новой для себя роли – танцмейстера. В тот раз речь шла об историческом бале Millenium, состоявшемся в Большом театре. А спустя несколько лет в 2003 году организаторы проводимого в Москве впервые Венского бала обратились именно к Попову, выбрав его в качестве распорядителя бала. Со временем к роли танцмейстера Венского бала добавилась еще роль танцмейстера «Русских балов» в Вене, Баден-Бадене, Алма Ате, Пальма де Майорке, Монтрё, Киеве. Надев бальные платья и фраки, мужчины и женщины стремятся перенестись на балу в иное измерение. А регулярность их проведения свидетельствует о том, что погрузиться в это удивительное романтическое состояние, навеянное Наташей Ростовой, в наши дни хочется очень многим. Перед Венским балом проводится отбор дебютанток, где из 800 девушек остается всего 100. И каждый год на их подготовку Попову требуется 2,5 месяца. А дебютанткой может стать далеко не каждая. Конечно, важны и возраст (от17 до 23), незамужний статус и приятная внешность. Но прежде всего это должна быть барышня духовная, хорошо воспитанная и образованная. Она выходит в общество и должна соответствовать определенным идеалам.

    Культура танца

    Огромный пласт общей культуры, который у нас в стране был, но, к сожалению, в значительной мере теперь утерян. Вернувшись в середине 90-х годов из США в Россию, Попову показалось, что в обществе начинают происходить как раз те изменения, которые необходимы для развития бальных танцев и как вида спорта, и просто как вида человеческой активности. Прошло время, но до сих пор у нас в стране приоритет отдан только танцевальному спорту, а общественный, социальный танец не намного продвинулся в своем развитии по сравнению с тем, что было 25-30 лет назад. В те времена, когда существовали танцевальные школы, а не спортивные клубы и просто танцевальные площадки, танцы были намного популярнее. Сегодня просто танцевать не идут никуда, а танцевальные паузы возникают только в рамках каких-то событий, да и то не всегда. В школьные годы никто не приобретает танцевального навыка, поскольку танцев в рамках школьной программы нет, кстати, в отличие от многих европейских стран. Но и повзрослев, люди даже не задумываются о том, чтобы пойти еще на танцевальные курсы и научить свое тело правильно двигаться. А между тем танцы дают человеку не только умение координировать тело, подвижность и элегантность. Многое в их жизни и общении становится проще. По мнению Попова, популяризация бальных танцев и предоставление людям широкой возможности танцевать по-прежнему остается для нашей страны актуальной проблемой.

    В последнее время в культурной жизни общества появился отрадный момент – все более заметное место начинают занимать балы, в том числе и проводимый в Москве Венский бал. Танцевальные события такого ранга дают людям самых разных возрастов возможность почувствовать радость танца.

    Если заглянуть в далекое прошлое, то танцевальная культура занимала в российском обществе совсем иное место. В связи с этим Станислав Попов вспоминает Петровские ассамблеи. Понимая, что танцы — неотъемлемая часть общеевропейской культуры, Петр I заставил всех танцевать. Раньше этот пример Попов вместе со своими коллегами часто приводили в беседах с представителями идеологических органов, которые препятствовали развитию танцевальной культуры. Но даже и в те, советские, времена можно было найти позитивные примеры. Так в свое время министр обороны К. Ворошилов издал приказ, согласно которому во всех военных училищах начали преподавать танцы. Советский офицер должен был уметь танцевать, танцевали и в суворовских училищах. А сегодня трудно себе представить наших офицеров танцующими, поскольку общество опустило их на недостойный офицеров социальный уровень.

    Бальные танцы — это всегда красиво. А посольку в советское время красота была дозирована, она была особенно ценна. В новогоднюю ночь люди с нетерпением ждали после «Голубого огонька» в 4 утра не только программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», но и «Танцы, танцы». Появляясь на экранах телевизоров раз в год, программа становилась очень запоминающейся. Танцевальную пару Поповых зрители старшего возраста хорошо помнят не только по этой программе, но и благодаря их участию в многочисленных эстрадных концертах. Сегодня практика сборных концертов ушла, с сожалением замечает Попов. Но даже в тех, которые проходят, есть вокалисты, танцевальные коллективы, однако полностью отсутствуют на сцене танцевальные пары.

    А что касается телевидения, то сегодня, по мнению Попова, манипулирование сознанием – вещь абсолютно очевидная и реальная. Телевидение не хочет транслировать показательные выступления с танцевальных турниров, зато появляются сомнительные реалити-шоу. Можно только сожалеть об уровне той основной массы, которая их смотрит. Все забыли о том, что телевидение должно нести воспитательную функцию и уж ни в коем случае не шокировать, не играть на пороках, предлагая неэстетичную продукцию. Именно этой идеей руководствовался Станислав Попов, когда в течение шести лет возглавлял жюри, ставшего популярным шоу «Танцы со звездами» на канале РТР. Его профессиональный и интеллигентный комментарий давал возможность миллионам зрителей лучше понять и полюбить красоту бальных танцев.

    И еще один штрих к культуре танца, «подсмотренный» Поповым в США. В этой стране ни один пятизвездочный отель не строится без большого convention-центра, который может использоваться как бальный зал. Говоря «бальный», имеется в виду его предназначенность не для бала высокого статуса, а для танцев участников конференции по ее завершении. Это особая, бальная, форма общения. У нас в принципе нет таких залов, даже на уровне проектов гостиниц, поскольку этого нет в менталитете людей, от которых зависит разработка и принятие проектов. В лучшем случае имеется большое помещение под дискотеку, что тоже хорошо: проходя через определенный этап своего развития, молодежи нужно «наплясаться» от души, может быть, даже сломав мебель. Но все это должно быть в комбинации с другими возможностями, когда люди могут реализовать себя еще и в иной среде.

    Общественный танец

    Для чего люди танцуют? В одном из своих интервью Ханна Картунен, танцовщица мирового уровня, заметила, что нигде, кроме танцев она не получает такого удивительного ощущения перемещения в иное измерение, которое возникает у нее от полного единения с партнером. Так говорят чемпионы, но и любой человек, танцующий на любом уровне в итоге стремится к тому же. Только происходит это у него не на международном блестящем турнире, а в его частной жизни, важность которой для него первостепенна. «Танцуйте и будьте счастливы!» — говорит Станислав Попов. И многие встают на этот путь счастья, и получают его от достижения не только высшей цели, но и просто от свободы движения, от возможности слиться с музыкой, от повышения своей самооценки, приобретения красивой осанки и, конечно, общения. Общения мужчины и женщины, их совместного музыкального и танцевального действия, где проявляются лучшие качества человека.

    По мнению Попова, бальные танцы – тот вид социальной активности, значимость которого в нашем обществе еще до конца не осознана. Яркий пример – дети. Если они начинают танцевать лет в 6-8, то в 11-12 уже сильно отличаются от сверстников и манерой общения, и постановкой корпуса. Существует не так много видов деятельности, где бы учили общаться мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин. Приводя на танцы детей, многие родители спустя какое-то время сами начинают танцевать, а потом бывает, что включаются и бабушки с дедушками. Получается, что на уровне физической культуры бальные танцы — самое массовое движение. Ведь далеко не все играют в футбол, а вот танцуют абсолютно все.

    До появления шейка, брейка и им подобных танцы были парными. Во многом это объясняется произошедшими изменениями в социальном укладе. Сегодня у института семьи много проблем, люди все больше разделяются, и танцы тоже становятся другими. Но Станислав Попов не теряет надежды. что, когда люди «натрясутся» по отдельности, у них возникнет ностальгия по высоким человеческим отношениям, и они начнут сближаться. Может быть, они опять соединяться и станут счастливы.

    Ведь бальные танцы – это идеальные отношения мужчины и женщины.

    Танцуйте и будьте счастливы!

    Категории: Бачата