• Какие есть русские танцы названия

    26 Дек 2018 admin Комментарии к записи Какие есть русские танцы названия отключены

    Русские народные танцы: названия, музыка, костюмы

    Когда речь заходит о русских народных танцах, возникает образ чего-то яркого, энергичного, разухабистого и заводного. Но называть такой танец простым развлечением, шоу будет неправильно. Это часть культуры. В каждое движение, каждую фигуру заложен смысл, который передается из глубины веков от поколения к поколению.

    Виды танцев

    Русские народные танцы разделяют на виды в зависимости от жанра, хореографической структуры, используемых песен, количества исполнителей. Основные – хороводы и танки, пляски и переплясы, кадрили.

    Хоровод – любимое развлечение молодежи, начиная с конца XVII века. Это симбиоз танца, песни с добавлением элементов игры. Хоровод символизирует дружбу, единение людей и их силы, сплоченность. Хоровод водят под сопровождение песни или диалога участников, по кругу, держа друг друга за руки, платок или пояс.

    Форма хоровода имеет сакральное значение, круг – это символ солнца и соответствующего божества, которому поклонялись наши предки. По этой причине хороводы были неотъемлемой частью славянского праздника и фаворитами народных гуляний. Внутри может быть разыгран сюжет с любой тематикой: любовной, бытовой либо инсценировка содержания песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.

    Орнаментальные хороводы

    В названии заложен смысл танца, от слова «орнамент». Участники как будто плетут хороводной цепью узоры, плавно сменяющие друг друга. Фигуры хороводов отражают народное творчество – ажурные рисунки мастериц-кружевниц, резчиков по дереву. В таком танце нет ярко выраженного сюжета или ключевого действия. В песнях, которые сопровождают орнаментальные хороводы, описывается природа, уклад, возможен лирический мотив. В такие хороводы вовлекали желающих всех возрастов, от мала до велика, передавая друг другу радость и силу солнца.

    Игровые хороводы

    В противовес орнаментальным, в основу игровых хороводов положен сюжет с персонажами и конкретными действиями. Через танец, мимику, жесты проявляется характер героя, выстраивается композиция. При помощи рук, изгибов тел изображают животных, деревья, цветы. Любовь, работа, сказочный сюжет – основные мотивы песен, под которые водят такие хороводы. Хоровод «Веретенице» — сказ про девушек-рукодельниц, «Лебедушка» изображает грацию птицы.

    Виды игровых хороводов:

    • Круг. Такой хоровод умеют водить даже маленькие дети, главное правило – в нем должно принимать участие не менее трех человек.
    • Круг в круге. Это маленький хоровод внутри большого. Они могут двигаться в разных направлениях, большой круг по традиции вращается по часовой стрелке (по солнцу).
    • Корзиночка. Это тоже круг в круге, но оба состоят из одинакового количества людей. Снаружи находятся молодые люди, внутри – девушки. Оба хоровода стоят лицом в центр. Мужской круг, двигаясь, через головы девушек соединяет свои руки с руками партнерш, образуя «корзиночку».
    • Восьмерка получается из двух кругов с равным количеством участников. Хороводы направляются в разные стороны, имея общую точку соприкосновения. В определенный момент хороводы разрывают, и их участники через одного перетекают из круга в круг. Получается рисунок, похожий на восьмерку.
    • Улитка. При таком танце большой общий круг разбивают и заводят новую хороводную цепь внутри. Может повторяться несколько раз, в результате образуется хоровод в форме спирали.
    • Ворота получаются, когда пары, состоящие из молодых людей, движутся в определенном порядке, проходя под поднимаемыми руками (воротами).
    • Гребень. При таком построении две линии танцоров движутся навстречу и свободно проходят друг через друга.

    Обрядовый танец, уходящий корнями в южнорусский (Курская, Белгородская области) и украинский массовый танец, сопровождаемый песней и игрой. Танок относят к хороводам, «водить танки» означает «водить хороводы». У этого вида танца есть специфические черты: он сопровождается пением участников хоровода, а капелла, и движется линиями друг напротив друга.

    Пляску также относят к ранним обрядовым танцам, которые переродились в бытовые и стали фаворитами среди народных танцев. Импровизированные разнообразные движения – отличительная черта пляски. Каждый танцор сам выбирает, какую фигуру использовать для выражения своих эмоций. Самые популярные пляски на Руси: «Барыня», «Камаринская», «Матаня», «Трепака», «Бешеная», «Голубец», «Топтуша», «Тройка». Настоящий русский танец повествует интересную, эмоциональную историю. «Камаринская», например, обыгрывает выход мужичка «навеселе», у которого ноги сами «идут в пляс», «Тройка» — это танец, рисующий образ русской тройки лошадей, запряженных в повозку.

    Наиболее известные виды русской пляски:

    • Одиночная женская и мужская пляска.
    • Парная пляска.
    • Перепляс.
    • Пляски по кругу.
    • Групповая пляска.
    • Массовый пляс.
    • Пляска-импровизация.

    Одиночная пляска отражает индивидуальность исполнителя, его характер и мастерство. Одиночные пляски обычно начинаются с движения по кругу (проходки) или выдвижения в круг и исполнения фигуры (выходки).

    Парную пляску исполняют юноша с девушкой, ее смысл – в диалоге любимых. Самый яркий пример парной пляски – свадебная, но иногда такой танец используется для выражения других чувств, ревности или обиды.

    Перепляс — это состязание в мастерстве, изобретательности, выносливости танцора или танцоров (соревноваться можно группами). Смысл перепляса заключается в точном воспроизведении движений противника, которые становятся сложнее с каждым туром. Победителем объявляется тот, в чьем арсенале был самый большой запас танцевальных фигур. Иногда правила позволяли танцевать «до упаду» в буквальном смысле этого слова.

    Пляски по кругу вышли из хороводов. В таком виде танца выделяется мастерство исполнителей и действие ключевых лиц, отличное от основной массы («Полька», «Матаня», «Акулинка»). Смысл песенного сопровождения – шуточный, забавный, иногда лирический, темп — быстрый.

    Групповая пляска — массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации. В групповой пляске может принимать участие большое количество исполнителей. Групповая пляска включает в себя как основную программу (общий мотив, переходы), так и персональное выступление с элементами импровизации. Примеры групповой пляски: «Шен», «Звездочка», «Карусель», «Челнок», «Ручеек». В каждом таком танце содержится смысл, понятный участникам и зрителям.

    Массовый пляс – танец, в котором нет никаких ограничений: пол, возраст, количество участников не имеют значения – участвуют все.

    Пляска-импровизация: основные фигуры таких плясок передаются от старшего поколения к юным девушкам и парням, которые перенимают у известных танцоров движения и затем меняют их, добавляя новые «коленца» — в этом и заключается смысл импровизации. Самые популярные примеры пляски-импровизации: «Барыня», «Валенки», «Танец с ложками», «Круговая-плясовая», «Танец с платками» — русский народный фольклор очень емко передает рисунок и смысл каждого танца.

    Русская кадриль – танец, чьим прародителем стала французская кадриль, зародился в России в эпоху Петра I, в начале XVIII века. Петровские ассамблеи начиная с 1718 года закрепили позиции бальной кадрили, которую постепенно освоили и недворянские сословия, получавшие информацию о танце из рассказов слуг. Особенно запомнившиеся фигуры показывали друг другу и переделывали на новый лад. В результате адаптированный танец быстро распространился по городам и селам и стал очень популярен. Правда, от первоисточника — бальной кадрили — в нем осталось очень мало элементов. Многие фигуры позаимствованы из пляски, перепляса и хоровода, вальса и польки.

    В русской кадрили количество фигур варьируется от трех до четырнадцати. Названия русского народного танца либо отражают его суть («Знакомство», «Девки нарасхват»), либо место («Клинская», «Давыдковская», «Шуйская»). Виды кадрили: четвера (шестера, семера, восьмера), ланце и другие. Большинство фигур завершается вращением пар и поклоном, каждая следующая отмечается объявлением ведущего, паузой, хлопком.

    Русская народная музыка для танцев

    Музыка – душа танца. Музыкальное сопровождение создавалось народом и бережно передавалось от старшего поколения к молодежи. Русская народная песня для танца — это и быстрая разухабистая, и медленная мелодичная композиция, отражающая темперамент, национальные черты и характер народа. В ней сосредоточена энергия, выразительность, внутренняя сила. Сегодня популярным направлением является аранжировка русского фольклора, вдыхающая в старые мелодии новую жизнь.

    Костюм для русского народного танца имел большое значение для воплощения идеи этого действа. Сценический костюм являлся облегченной версией народного, который изменяли для удобства передвижения. Красочные одежды изо льна, хлопка или шелка, украшенные вышивкой с орнаментом, кружевами, часто переходили по наследству от матери к дочери и от отца к сыну.

    Молодые люди надевали рубахи-косоворотки с поясами (кушаками) и холстяные штаны, украшенные полосками, сапоги, жилет.

    Основная одежда девушек для танца – расшитый длинный сарафан, преимущественно красного цвета, с отделкой из парчи и шелковых лент. Сверху надевали «завеску» — цветной передник, вниз – рубашку из белой ткани. В качестве украшения использовали бусы, ожерелья из жемчуга или янтаря. Головной убор – кокошник и подзатыльник – шили из парчи, обвязывали ярким платком и прикрепляли цветы, шелковые банты.

    Покрой костюма зависел от места проживания его обладателя, каждое селение, деревня, город имели свои отличительные признаки, проявлявшиеся в отделке, цвете, вышивке.

    Детский русский народный танец

    Народный танец – это возможность приобщить малышей к культуре и традициям предков при помощи танцевальных образов в доступной игровой форме. Русские народные танцы для детей не требуют жестких ограничений и слишком серьезной нагрузки, как в балетной школе, например. Но при этом предлагают освоить упражнения на все группы мышц, формируют осанку, развивают координацию. «Матрешки», «Ладошки-хлопушки», «Ручеек» — названия этих танцев знакомы с яслей. Детские ансамбли народного танца существуют практически в каждом городе, многие коллективы принимают участие в федеральных, международных конкурсах.

    Народный танец сегодня

    Современный русский народный танец — одно из популярных направлений хореографии. Специализированные школы и студии занимаются обучением народному танцу, как классическому, так и обновленному, с ритмами, костюмами и движениями из современности. Новый смысл, характер проявляется в произведениях хореографов нашего времени, привлекая к этому жанру зрителей и исполнителей. Музыка современного танца благодаря инструментальной обработке фольклорного материала также претерпела значительные изменения. Темы любви, дружбы, переживаний обретают новое звучание. Старый и новый стили дополняют друг друга, создавая новый образ русского народного танца с сохранением его корней и истоков.

    Какие есть разновидности танцев, названия танцев которые вы знаете?

    ПЛЮС ко всему MJ-style. Странно что этот стиль обычно говорят на русском, но ведь MJ — всё же американец. (поясню: MJ — инициалы Michael Jackson, значит, MJ-style = стиль Майкла Джексона).

    Позвольте немного дополнить Ваш список разновидностей танцев: АНГЛЕЗ — Английский бальный танец БАРЫНЯ — Старинный русский бальный танец БЛЮЗ — Парный бальный танец, самый медленный из джазовых танцев БОСАНОВА — Бразильский бальный танец ВЕНГЕРКА — Русский бальный танец, основан на народном венгерском танце чардаш ВОЛЬТА — Старинный парный танец провансальского или итальянского происхождения КАЛИПСО — Вест-Индийский бальный танец КРАКОВЯК — Польский бальный танец ЛАМБАДА — Бальный чувственный, сексуальный танец ЛИПСИ — Бальный современный немецкий танец МАТРЕДУР — Старинный бальный танец МЕДИСОН — Бальный танец,его ещё называют «блюзом твиста» МЭДИСОН — Американский бальный танец МЮЗЕТ — Старинный французский бальный ПАДЕГРАС — Русский бальный танец, для которого характерно чередование мягких шагов с приседаниями ПАДЕКАТР — Русский парный бальный танец, сочетающий короткий шаг с вальсовыми движениями ПАДЕПАТИНЕР — Русский парный бальный танец установленной композиции ПАДЕСПАНЬ — Русский бальный танец трёхдольного размера ПАЛОТАШ — Венгерский бальный танец, возникший на основе народной танцевальной музыки в начале 19 в. ПАСОДОБЛЬ — Бальный испанский танец, имитирующий корриду ПАССАКАЛЬЯ — Старинный испанский бальный танец РЕГТАЙМ — Американский салонный и бальный танец, вошел в моду в 1910г СИРТАКИ — Бальный танец греческого происхождения, созданный в 1964г ТВИСТ — Американский бальный танец группы рок-н-ролла ТУСТЕП — Американский бальный танец с двухдольным ритмом, получивший распространение в Европе в 20-е годы XX в УАНСТЕП — быстрый маршеобразный танец, распространившийся ок. 1910 в США, затем в Европе

    Аллеманда – немецкого происхождения. Аргентинское танго сопровождался ритмами барабанов. Бас-данс 16 век.; появились при Бургундском дворе. Бачата. зародившаяся в Доминиканской Республике. Бергамаска. Танец 16–17 веков. Болеро. это испанский национальный танец, могут участвовать несколько пар сразу. Бранль. Обобщающее название танцев 16–17 веков. Свои варианты бранля есть и сейчас в разных провинциях Франции. Брейк. Придумали американские негры. Бурре. Французский танец в 17 веке ставший придворным танцем. Вальс. Название от немецкого слова walzen – «вращаться» и «кружиться». Венский вальс. Тоже имеет свою историю. Гавот. Радостный французский танец 18 века.. Галоп. Близких по типу к польке. Гальярда. Веселый танец 16–17 веков. Гопак. Быстрый украинский танец. Джиттербаг Американский танец под музыку стиля свинг и особенно буги-вуги. Жига. Английский танец, распространенный в 16 веке. Кадриль. Французский танец. Исполняется двумя или даже четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику, друг против друга. Канкан. Не приличный французский танец 19 века.. Катхак. Классический танец Северной Индии. Квик-степ. Это веселый танец, напоминающий быструю игру. Конга. Кубинский танец, исполняющийся целой шеренгой танцующих. Контрданс. Английский танец фольклорного типа. Танцуют лицом друг к другу. Котильон Француский танец, распространенный в конце 18 веке. Куранта. Танец известный с 16 веков. Об это танце упоминают писатели тех времен.. Лендлер. Название медленных баварских танцев. Мазурка. Польский народный танец, в темпе немного медленнее вальса. Мамба. Это Американский танец, ведущий свое происхождение от румбы. Медленный вальс. Окончательно сформировался в Англии. Менуэт. Танец 16 века, в умеренном темпе, разновидность бранля. Меренге. это Латиноамериканский танец доминиканского происхождения, а также принятый в США. Милонга Танго — разговор между мужчиной и девушкой посредством языка танца. Мореска. Пантомимический танец. Одисси. Является одним из самых изысканных индийских классических танцев. Павана. Этот танец представляет собой медленное, величавое шествие. Происходит из Испании, переводится pavo как («павлин»). Паспье. Французский танец 17века довольно живой танец. Полонез. Польский национальный танец довольно в умеренном темпе. Полька. Этот танец чешского происхождения, он исполняется в быстром темпе. Редова. Чешский танец крестьянского происхождения довольно в умеренном темпе. В середине 19 веке вошел в моду как в парижских танцевальных залах, так прошелся по всей Европе. Ригодон. Танец 17века., происхождением из французского Прованса,исполняется в быстром темпе. Рил . Это старинный танец неясного происхождения, немного напоминающий норвежский халлинг, ну и другие скандинавские танцы. Румба. Это современный афроамериканского происхождения кубинский танец. Сальса — это стиль латиноамериканской музыки, а в переводе означающий «соус» разных танцев, разными корнями с индейскими, испанскими и даже африканскими ингредиентами. Сальтарелло. Это энергичный итальянский танец довольно в быстром темпе. Название происходит от слова saltare – «прыгать». Самба. Это Бразильский танец.. Сарабанда. Танец 17века в медленном темпе.. Сегидилья. Это Испанский танец довольно в быстром темпе.. Сицилиана. Этот танец из Южной Италии или даже из Сицилии.. Слоу-фокс. Своей популярности достигла в 40-х годах 20 века. Танго. Это бальный танец свободного характера и немного умеренного темпа, исполняемый парами. Танец живота. Это загадочный восток стал родиной этому удивительному танцу, получивший название танец живота. Тарантелла. Это очень живой танец. Трепак. Русский танец довольно в быстром темпе одиночный мужской.. Фанданго. Испанский танец 18 века, под ритмический аккомпанемент кастаньет и гитары. Фарандола. Это Французский танец. Фокстрот. Быстрый танец. Хабанера. это Кубинский танец по ритму немного

    Русские народные танцы: названия и описание

    Вряд ли кто-либо станет спорить с тем, что танец является едва ли не самым ярким видом народного искусства. Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

    Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них. Поэтому следует дать точную характеристику и более подробно рассмотреть каждое название русских народных танцев, список которых будет представлен ниже.

    Основные танцы России

    Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

    Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

    Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

    • трепак;
    • хоровод;
    • русская пляска;
    • игровые народные танцы;
    • пляски-импровизации.

    Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

    Присядка – русский народный танец

    Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги. Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки. Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

    Хоровод как один из основных русских танцев

    Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

    Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.

    Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры – весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

    Популярная русская пляска-импровизация

    Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

    Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

    Игровые русские народные танцы

    Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр.

    Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

    В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

    Народный танец с медведями

    Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

    Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным.

    Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

    Категории: Танго