• План кружка танцев в детском саду

    27 Дек 2018 admin Комментарии к записи План кружка танцев в детском саду отключены

    Кружок в детском саду: танцевальный, театральный, вокальный

    В становлении личности каждого ребёнка немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Поэтому очень многие родители отдают предпочтение тем детским садам, в которых имеются различные секции для их малыша. Дитя взрослеет день за днём, и его желание узнать как можно больше об этом мире и познать себя растёт с такой же скоростью.

    Различная работа кружков в детском саду рассчитана на то, что они помогут ребёнку раньше проявить себя и раскрыть те или иные качества. Сегодня есть определённые детские садики, которые направляют свою деятельность в одно русло, например учат детей лишь танцам или отдают предпочтение изучению иностранного языка с малых лет.

    Но лучше остановить свой выбор на таком заведении, где каждый кружок в детском саду имеет различную специализацию. Вдруг вашему малышу не понравится петь, и он захочет посещать борьбу? В таком случае сменить секцию не составить никакого труда.

    Как правильно подобрать кружок для ребёнка?

    Так как вы наверняка ещё точно не уверены во вкусах вашего малыша, вы выберете садик, в котором есть всесторонне развивающие кружки. Стоит обратить своё внимание на то, что малыш не должен одновременно посещать более 2-3 секций. Иначе он будет очень сильно уставать, и ему быстро надоест работа даже в этих, интересных ему кружках. Детей до 3 лет не нужно записывать на все кружки — в таком возрасте будет достаточно чего-то одного.

    Кружки в детских садах могут быть самые разнообразные:

    — лепка (из глины, пластилина, теста);

    Выбирая наилучший вариант для малыша, стоит отталкиваться от того, что он уже умеет. Так вы поможете ему развить данное качество в полной мере. Если же ваш ребёнок просто не может усидеть на месте, отдайте его на рисование и в спортивную секцию. Физические упражнения и осмысленное изображение деталей на бумаге смогут утихомирить малыша.

    Танцы в детском саду

    Самый востребованный — это танцевальный кружок в детском саду. Практически всем деткам нравится двигаться под музыку, поэтому эта секция сможет направить их энергию в правильное русло.

    Занятие в данном кружке направлено на правильную постановку осанки, позиции ног и рук, развивает ритмику и слух малышей. Самое главное, что танцы учат детей правильно дышать и быть выносливыми.

    Очень важно, чтобы дети имели возможность выступать на сцене, даже пускай в самом детском саду. Это поможет малышам избавиться от стеснительности и стать более уверенными в себе. Некоторые танцевальные кружки даже могут принимать участие в различных районных и городских мероприятиях.

    Танцевальный кружок дети могут посещать начиная с 3-х лет.

    Критерии при выборе танцевального кружка

    Если ваш выбор пал на танцевальный кружок в детском саду, тогда ребёнка можно отдать практически в любое заведение, где он есть. Важно учитывать лишь несколько простых правил:

    1. Разузнайте как можно больше информации о данном кружке во всех интересующих вас детских садах. Поговорите об этом с директором учреждения, хореографом и родителями детей, которые его посещают.

    2. Осмотрите помещение, в котором будет заниматься ваш ребёнок. Оно должно быть чистым, легко проветриваемым, с наличием зеркал и танцевальных станков.

    3. Самый главный пункт: данный кружок обязательно должен быть по душе малышу. Иначе ничего хорошего не выйдет, если вы будете его заставлять посещать танцевальную студию.

    Танцевальный кружок также может иметь свою конкретную направленность. Это могут быть народные, бальные или же эстрадные танцы. Обязательно в программу каждого из них входит классическая хореография, которая и поможет малышу правильно держать спину, голову, избежать плоскостопия.

    Вокальный кружок в детском саду

    Не меньшей популярностью в детских заведениях пользуется вокальная секция. Помимо того, что малыши любят танцевать, они ещё и очень любят петь, даже не зная слов песни.

    Вокальный кружок в садике рассчитан на то, что ребёнок будет учиться нотной грамоте, ритмике, сможет развить в себе певческие способности и природную музыкальность. В этой секции малыш также сможет развить правильное дыхание.

    Вокальную студию могут посещать дети от трёх лет.

    Критерии при выборе вокального кружка

    Вокальный кружок в детском саду может быть двух видов:

    — Академический вокал. Кружок такого направления оказывает хорошее воздействие на развитие голоса и слуха малыша, так как его не ограничивают в возможностях.

    — Эстрадный вокал. Данная студия не так строго относится к своим подопечным, но от этого не является менее эффективной.

    Но если вы точно уверены, что ваш малыш будет отличным певцом, то предпочтение лучше отдать первому варианту. При выборе вокального кружка остановите своё внимание на таких аспектах:

    1. Если у малыша есть хорошие вокальные данные, узнайте о наличии индивидуальных занятий.

    2. Хороший преподаватель вокала ещё на первом занятии сможет точно сказать вам, есть ли у малыша вокальные данные или же стоит подобрать ему другой кружок.

    Театральный кружок в детском саду

    Следующий по популярности и количеству посещаемости – театральный кружок. Дети очень любят фантазировать и представляют себя в роли мультипликационных и художественных персонажей. Театральная студия поможет им стать любимым героем хотя бы на несколько минут. Малыш в полной мере ощутит себя определённым персонажем и будет в центре внимания.

    Театральные кружки в детском саду направлены на то, чтобы раскрыть в детях духовный и творческий потенциал личности, на развитие актёрского мастерства в каждом участнике.

    Участником театральной студии могут стать все желающие дети в детском саду.

    Критерии при выборе театрального кружка

    Прежде чем отдать ребёнка в театральный кружок в детском саду, стоит уточнить несколько основных критериев качественного обучения в них:

    1. Для начала посетите хотя бы одно представление данного кружка. Это даст вам возможность увидеть, насколько хорошо преподаётся материал детям и как хорошо они его усваивают. В идеале ребята не должны стесняться и забывать свои слова.

    2. Не стоит заморачиваться на том, как с вами общается преподаватель театрального кружка. Иногда это люди очень специфические, поэтому их практика и умения имеют большее значение, нежели просто разговоры.

    3. Различные сертификаты и грамоты преподавателя также особого значения не имеют. Сегодня такие дипломы можно легко купить или даже сделать самому.

    4. По окончании занятия в кружке обратите внимание на то, как дети покидают занятие. Если все идут вместе, то атмосфера в театральном кружке дружественная, если же по одному – то стоит задуматься о качестве преподавания.

    Какие ещё кружки бывают при детских садах

    Эти три секции – самые востребованные кружки в детских садах. Но ни одно заведение не остановится лишь на танцах, пении и театре. Всегда есть много чего интересного. Например, почти всегда имеется кружок ИЗО в детском саду, спортивный (футбол, баскетбол, теннис, борьба), логические секции, где детей учат считать, играть в шахматы или шашки, изучение иностранных языков.

    Некоторые детские сады сегодня направляют свою деятельность на определённый вид спорта. Очень популярной борьбой стало тхэквондо. Но это никак не мешает проводить соревнования по футболу, волейболу или другому виду спорта среди воспитанников детских садов.

    В обязательную программу многих детских садов также входит иностранный язык. Чаще всего детей с 3-х лет начинают обучать английскому. Если же вы хотите, чтобы ваш малыш учил другой язык или не начинал его изучение так рано, тогда стоит поискать заведение, направленное на общеобразовательную программу.

    Когда вы собрались отдать ребёнка в детский сад, обязательно поинтересуйтесь обо всех кружках, которые там есть. Ведь есть шанс, что ваш малыш уже завтра захочет развить в себе какой-то определённый талант, а вот возможности на это не будет.

    Сайт для воспитателей детских садов

    «Путешествие в Зоопарк» конспект занятия фитбол — кружка

    • Психологическое раскрепощение каждого ребенка;
    • Вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в занятии посредствам фитбол-гимнастики;
    • Развитии ритмичности и пластики движения;

    1. Учить сохранять равновесие в различных положениях на фитболе, развивать координацию;

    2. Укреплять различные группы мышц(рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины и таза, ног и свода стоп;

    3. Формировать и укреплять осанку;

    4. Увеличивать гибкость и подвижность суставов;

    5. Вызвать у детей приподнятое настроение, отсутствие страха быть неловким;

    Количество детей: 8

    Место проведения: спортивный зал.

    Инвентарь: фитбол — мячи и массажные коврики по количеству детей, массажные мячики диаметром 6-8 см по количеству детей, массажные дорожки; музыкальный центр и подборка бодрящей, ритмичной музыки.

    Ход занятия

    Дозировка

    (минуты)

    Темп

    Вводная часть.

    Инструктор: Здравствуйте, ребята! Хочу всех вас пригласить совершить со мной увлекательное путешествие в зоопарк. Ну что, готовы в путь!

    Инструктор: Тогда в путь! Берем с собой хорошее настроение. Выпрямили спины, голову вниз не опускаем, расправили плечи, следим за осанкой, и вперед в зоопарк. «Шагом-марш!

    Музыка.

    Ходьба друг за другом обычная, на носках, на пятках, ходьба высоко поднимая колени.

    Ходьба по массажным коврикам;

    Бег друг за другом; бег высоко поднимая колени;

    Упражнение на дыхание.

    Основная часть

    «Повороты головы» И.п. сидя на мяче, руки на бедрах. Поворот головы вправо, медленно повернуть голову влево

    «Незнайка» и.п .сидя на мяче спина прямая, живот втянут, подбородок приподнят, стопы параллельно и прижаты к полу. Подъем плеч, руки скользят вдоль мяча вверх.

    «Хлопни рукой» И.п. сидя на мяче, руки свободно. Хлопок прямыми руками справа, затем слева.

    «Силачи» и.п. сидя на мяче, руки к плечам. 1- руки с силой в стороны; 2- и.п.

    «Наклоны» и.п. сидя на мяче руки на поясе. Наклон вправо, правой рукой задеть пол, то же влево.

    «Дотянись!» и.п. сидя на мяче, ноги врозь, руки на поясе. Наклон вперед, соединить ладони вместе и потянутся.

    «Мы шагаем» и.п сидя на мяче высоко поднимая колени, переходящие в бег на месте.

    «Пловец» И.п. лёжа на мяче, руки на поясе. Выполнять руками движения пловца. Руки внести вперед, развести в стороны, вернуться в и.п.

    «Катаемся» и.п. лечь животом на мяч, упор на руки, ногами имитируем бег; упор на ноги, машем руками.

    «Мячики» (с движениями рук). И.п. сидя на мяче, руки опустить. Легкие подпрыгивания с движениями рук вперед-назад, «качели», с хлопками перед собой и за спиной.

    «Расслабление на мяче»

    Быстрый с переходом на средний, затем медленный

    Инструктор: Зоопарк находится далеко и мы отправляемся на паровозе.

    «Паровоз» и.п. сед с прямыми ногами, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Выполнять передвижение на ягодицах вперед, затем назад. Имитация движения паровоза.

    Инструктор: Приехав в зоопарк, мы встречаем необычной красоты цветы. К этим цветам приползли веселые жуки и красивые бабочки.

    «Жуки» и.п. ложа на спине, поднять руки и ноги вверх. Выполнять сгибания и разгибания рук и ног. «Жуки шевелят лапками»

    «Бабочки» и.п. сед, ноги согнуты, стопы соединить. Колени развести, руками обхватить стопы. Спина прямая. Поднять и опустить развёрнутые колени.

    Инструктор: Дети, давайте отправимся с вами в террариум. А кто же там живет?

    Дети: Змеи, черепашки, ежики.

    «Змея» и.п. лёжа на животе ноги в месте, руки в упоре около груди ладонями вниз. Медленно подняться на руках, одновременно прогнуться, повернуть голову вправо – влево. Медленно вернуться в исходное положение.

    «Черепашка» и.п. сед на пятка. Наклонится в перед, коснуться лбом пола, ягодицы на пятках, спина округлая, руки вдоль тела ладонями вверх.

    «Ёжики» самомассаж спины в парах под песенку «Ходит ёжик». Мячики «Ёжики» вам помогут. и.п. сидя парами на коврики, один сидит спиной к другому. «Ёжик ходит»- лёгкие постукивания по спине.

    «Катают шишки» — катание мячиков по спине.

    Инструктор: В центре зоопарка, стоят большие клетка, в которых живут жираф, зебра, слон.

    Под музыку Е.Железновой «У жирафа», дети выполняют движения по тексту.

    Инструктор: Дети, давайте подойдём к клетке, где живут обезьянки.

    Танец «Лимпопо», сидя на мяче:

    «Обезьянки висят на ветке»

    Выполняют по показу взрослого.

    Подвижная игра «Пингвины на льдине»

    Дети — «пингвины» бегают свободно по залу. Мячи -«льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок — «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.

    Инструктор: Мы с вами не заметили , как время быстро пролетело и нам пора возвращаться в детский сад. И возвращаться будем на паровозе.

    «Паровоз» и.п. сед с прямыми ногами, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Выполнять передвижение на ягодицах вперед, затем назад. Имитация движения паровоза.

    Заключительная часть

    Инструктор: А в детском саду тихий час. Ложимся на свои постельки (коврики). И снились сны о всём, что произошло за день: и зоопарк, и поездка на паровозе, и чудесный цветок. Расслабление.

    Инструктор: Ребята, давайте поможем себе проснуться, взбодриться.

    Самомассаж лица:

    • Растирание лба, подбородка движением от центра к ушам
    • Растирание носа(кончик носа, крылья носа)
    • Дыхание одной ноздрёй, другую прижимаем указательным пальцем.

    Инструктор: Давайте попрощаемся, и сделаем салют дружбы. Положите мне на ладонь по одной вашей ладони, и на счёт три поднимем руки вверх. Раз, два, три!

    Авторская программа фольклорного кружка «Рябинушка»

    Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций –воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило меня начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале русского народного искусства. С целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству организована работа фольклорного кружка “Рябинушка”.

    Программа дополнительного образования фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста, федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования по Л.М.Васильевой с учетом авторской программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, решением экспертного Совета при Комитете по образованию Санкт-Петербурга (30.01.1998 г.) признана авторской; с учетом приоритетного направления “Создание условий для интеллектуального и личностного развития ребенка в процессе взаимодействия работы ДОУ с семьей”.

    Программа фольклорного кружка “Рябинушка” написана на основе программы “Ритмическая мозаика” А.И.Бурениной (Программа по ритмической пластике для детей. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста).

    Программа рассчитана на два года. Проводится 34 занятия в год первый год обучения старший возраст и 34 занятия в год второй год обучения (1 занятие в неделю). Длительность занятия – 25 минут для детей 5–6 лет и 30 минут для детей 6–7 лет. Программой предусмотрено проведение:

    – тематических занятий – 40;
    – доминантных занятий – 20;
    – развлечений – 4 (“Капустница”, “Новогодний сапожок”, “Василий–капельник”, “Ярилины игры”);
    – интегрированных занятий – 4 (“Осенний парк”, “Мир игрушек”, “Воробьиная дискотека”, “Город мастеров”).

    Рабочая программа имеет цель – развитие ребенка, формирование средствами народной музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

    В связи с взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

    • развитие способности воспринимать народную музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание;
    • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
    • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
    • развитие музыкальной памяти.

    Развитие двигательных качеств и умений:

    • развитие ловкости, точности, координации движений;
    • развитие гибкости и пластичности;
    • воспитание выносливости, развитие силы;
    • формирование правильной осанки, красивой походки;
    • развитие умения ориентироваться в пространстве;
    • обогащение двигательного опыта разнообразными элементами русских народных движений.

    Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

    • развитие творческого воображения и фантазии;
    • развитие способности к импровизации.

    Развитие и тренировка психических процессов:

    • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
    • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
    • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

    Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

    • воспитание умения сопереживать друг другу;
    • воспитание чувства коллективизма.

    Отличительной особенностью данной программы является создание следующих приоритетов:

    1. Создание атмосферы национального быта.

    Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Предметы, характерные для русского народного быта позволяют детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

    2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок.

    В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.

    В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – преставления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

    Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

    В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

    4. Знакомство с народным искусством.

    Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов.

    Необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

    5. Знакомство с русскими народными играми.

    Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

    Работа кружка осуществляется вне музыкального занятия, вечерах досуга, в индивидуальной работе, самостоятельной игровой деятельности.

    Занятие строится по блокам:

    1. Ритмическая гимнастика.
    2. Развитие чувства ритма, музыцирование.
    3. Слушание музыки.
    4. Распевание, пение.
    5. Разучивание элементов танца.
    6. Пляски, игры, хороводы, игровой танец.

    1. Развитие музыкальности:

    • воспитание интереса и любви к народной музыке; потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения; двигаться под музыку; узнавать, что это за произведение и кто их написал;
    • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
    • развитие умения выражать в движении характер музыки и е настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
    • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный); различать 2–3–частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
    • развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, народный, современный танец); песня (песня – маар, песня – танец и др.); марш, разный по характеру, и выражать в соответствующих выражениях.

    2. Развитие двигательных качеств и умений:

    Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:

    • Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, “с каблучка”, вперед и назад (спиной), высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, “гусиным” шагом, с ускорением и замедлением.
    • Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег.
    • Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок “легкий” и “сильный” и др.

    Общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. Имитационные движения – различные образно–игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – “в воде”, “в воздухе” и т.д.).

    Плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а так же разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

    3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:

    Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, в несколько крутов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (“змейка”, “воротики”, “спираль” и др.).

    4. Развитие чувства ритма:

    Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музыцирования.

    5. Развитие творческих способностей:

    • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
    • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
    • развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

    6. Развитие и тренировка психических процессов:

    • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, и формой музыкального произведения – по фразам;
    • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
    • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога и т.д., разнообразные по характеру настроения.

    7. Развитие нравственно–коммуникативных качеств личности:

    • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям, игровым персонажам;
    • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры – занятия с младшими детьми;
    • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий;
    • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослого; пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

    8. Развитие моральных, патриотических качеств личности:

    • воспитание уважения к русской народной музыке;
    • воспитание чувства патриотизма;
    • воспитание всесторонних духовных качеств.

    План кружка танцев в детском саду

    Автор: воспитатель Татьяна Леонидовна Селивёрстова (МДОУ «ЦРР — д/с «Солнышко», г. Ковылкино, Республика Мордовия).

    Пояснительная записка

    Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония

    отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества.

    Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

    В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

    В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

    В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных — это танцевально-ритмическая гимнастика.

    Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

    Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

    Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

    В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

    Содержание и цели программы

    Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

    1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:

    2. Нетрадиционные виды упражнений:

    3. Креативная гимнастика:

    Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

    Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создание двигательного режима, положительного психологического настроя, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

    1. Укрепление здоровья:

    — способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

    — формировать правильную осанку;

    — содействовать профилактике плоскостопия;

    — содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

    2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

    — развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

    — содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

    — формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.

    3. Развитие творческих и созидательных способностей:

    — развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

    — формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

    — воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

    — развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

    Структура программы

    Научно- методическое пособие используется в форме кружковой работы.

    Программа рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет. Дети посещают кружок по желанию. Кроме этого учитываются индивидуальные способности каждого ребенка. Возрастной состав кружка, таким образом, смешанный.

    На изучение темы отводится 12 часов; подготовку и проведение отчётного концерта 6 часов. В итоге – год обучения составляет 54 часа.

    Количество занятий: 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница).

    Продолжительность занятия: 25-30 минут.

    Количество детей: 10 человек.

    Программа состоит из двух разделов соответствующих содержанию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде. На 2-ом году обучения детям доступны современные популярные танцы.

    Материально-техническое обеспечение программы:

    1. Светлый просторный зал.

    2. Технические средства.

    1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста.

    2. Улучшение физического развития.

    3. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.

    Рецензия

    на дополнительную образовательную программу кружка современного танца «Здравики», рассчитанную на детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» муниципального образования Ковылкино, республики Мордовия.

    Автор программы: Селивёрстова Татьяна Леонидовна – воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад «Солнышко».

    Учреждение, реализующее программу: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад «Солнышко» муниципального образования Ковылкино, республики Мордовия.

    Общая характеристика программы:

    Направленность, в рамках которой реализуется программа кружка современного танца «Здравики» оздоровительно-развивающая.

    Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: дети подготовительной и старшей группы, не имеющие специальной подготовки.

    Возраст детей: 5-7 лет.

    Срок реализации программы: 2 года.

    Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

    Реализация данной программы позволить улучшить физическое развитие детей, повысить устойчивость к утомлению и повышению работоспособности.

    Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели — повышение индекса здоровья детей через использование современных здоровьесберегающих технологий, всестороннее развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, является создание условий для физического развития и снижения заболеваемости воспитанников, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями развития.

    Интеграция основного и дополнительного образования как равноправных компонентов единого процесса социализации детей образуют оздоровительно — развивающее пространство развития и социализации личности ребенка.

    Программа соответствует специфике дополнительного образования детей и способствует:

    — стимулированию детей к двигательной активности;

    — развитию физических качеств;

    — решению физкультурно-оздоровительных задач вместе с педагогами и медицинским работником;

    — развитию творческих способностей личности;

    — поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;

    — творческому использованию жизненного опыта детей;

    — самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.

    Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:

    -использование частоты сердечных сокращений (на занятиях присутствует медицинская сестра, которая измеряет у ребенка колебания частоты сердечных сокращений при различных физических упражнениях, так же на занятиях присутствует старший воспитатель, которая фиксирует правильность построения графика и нагрузок на занятиях),

    — метод обучения детей самомониторингу здоровья, интеграции занятий,

    — игра, танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений, креативная гимнастика, музыкальное сопровождение.

    Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.

    Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Тематический план учитывает основные требования к организации оздоровительного процесса в МДОУ «ЦРР-детский сад «Солнышко».

    Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики, психологии и физиологии детей дошкольного возраста.

    Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет оздоровительно – развивающие условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

    Требования к уровню подготовленности дошкольников

    Фамилия,

    имя

    ребёнка

    Физическое здоровье

    Психомоторные способности

    Творчес-

    кие

    созидате-льные

    способ-

    ности

    Осанка

    Плоскос-топие

    Опорно-двигате-льный аппарат

    Чувство ритма

    Согласо-вание движений с музыкой

    Музыкальный слух

    Первый год обучения

    Ходьба обыкновенная по кругу — следить за осанкой, учить двигаться в соответствии с характером музыки. Добиваться четкого, ритмичного и бодрого шага. Ставить ступни параллельно друг друга.

    Ходьба, повернувшись спиной по ходу движения, в кругу — учить ориентироваться в пространстве, бегать легко, непринужденно, не наталкиваясь друг на друга.

    Бег, высоко поднимая колени — чувствовать характер музыки и передавать его в движении. Учить бегать легко, ритмично.

    Ходьба на месте, сжимая и разжимая кулачки, плавно поднимая и опуская руки, — добиваться четкости при выполнении движений.

    Приседания в пружине — закреплять навык пружинящего движения, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах, контролировать согласованность движений различных частей тела.

    2. Игропластика. Специальные упражнения для развития силы мышц.

    Морские фигуры: «Морская звезда»- лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь. «Морской конек»- сев на пятках, руки за голову. «Краб» — передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь. «Дельфин» — лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок».

    3. Обучение движениям танца.

    4. Музыкально – подвижная игра «Зеркало».

    5. Игровой самомассаж:

    Поглаживание рук и ног в обзорно-игровой форме («Ладошки-мочалка», смываем водичкой руки и ноги).

    Ходьба: на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

    Бег резко вынося ноги вперед, затем назад, продолжать учить детей бегать легко, ритмично, отрываясь от пола как можно выше, не зажимать руки.

    Ходьба на месте, скрещивая руки перед собой, поднимая и опуская их, продолжать учить детей переносить вес тела с одной ноги на другую, не отрывая носков от пола, покачивая при этом бедрами. Координировать движения рук и ног.

    Ходьба на месте, вращая кисти рук, поднимая и опуская их.

    Прыжки — учить в прыжке выставлять поочередно то правую, то левую

    2. Игроритмика «Снежинки», «Фонарики».

    Пружинки с покачиванием рук вправо, лево.

    Шаг вперед, руки вверх, шаг назад, руки вниз.

    Взмахи руками вверх поочередно, с пружинкой.

    Ходьба по кругу, оттягивая ноги.

    3. Разучивание танца.

    4. Музыкально — подвижная игра «Сад».

    5. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

    Подуем на плечо,

    Подуем на другое.

    Нас солнце горячо

    Пекло дневной порою.

    Подуем на живот,

    Как трубка станет рот,

    А теперь на облака

    И остановимся пока.

    Ходьба, высоко поднимая ноги в коленях, закреплять навык четкого ритмичного шага. Следить за осанкой и координацией движений. Ступни становить параллельно друг другу.

    Ходьба с носка на пятку, оттягивая носок ступни, плавно опускать ногу и передвигаться по залу.

    Подскоки, повернувшись лицом вперед по кругу, упражнять детей в сильном энергичном подскоке. Руки свободны.

    Приседания на пружинке, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах. Закреплять навык пружинящего движения.

    Круговые движения бедрами, покачивать бедрами вперед-назад, вправо-влево. Закреплять умение переносить вес тела с одной ноги на другую.

    Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге, совершенствовать умение прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

    Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

    3. Обучение танцам.

    4. Креативная гимнастика «Творческая импровизация».

    5. Пальчиковая гимнастика на поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак.

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик — прыг в кровать!

    Этот пальчик прикорнул.

    Этот пальчик уж заснул.

    Встали пальчики. Ура!

    В детский сад идти пора.

    1. Диско – разминка.

    Приставной шаг, повернувшись лицом (спиной) к центру круга, учить, на каждом шаге четко приставлять пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня ноги. Корпус держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

    Бег широким полетным движением, учить ритмично, большими прыжками, сильно взмахивая руками. Корпус слегка наклонять вперед.

    Покачивать руками и туловищем (обе руки в сторону), выполнять движения в полном расслаблении с полусогнутыми коленями. Правильно координировать движение рук и ног. Следить за тем, чтобы руки не были зажаты. Выполнять движение ритмично в соответствии с характером музыки.

    Прыжки: боковой галоп, повернувшись лицом (спиной) к центру круга; высокие прыжки, передавать в движении стремительный характер музыки. По окончании движения останавливаться прыжком на двух ногах. Следить за правильным положением ступней, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа. Не поворачивать корпус в сторону движения. Закреплять умение детей энергично отталкиваться от пола во время высоких прыжков.

    Акцентированная ходьба с выделением сильной доли (счет 1 и 3 при музыкальном размере 4/4) ударом ноги или хлопком.

    3. Разучивание танца.

    4. Музыкально-подвижная игра «Танец природы».

    5. Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.

    Поднимание рук — на вдохе. Свободное опускание рук — на вдохе.

    Носом — вдох, а выдох — ртом,

    Дышим глубже, а потом –

    Марш на месте, не спеша,

    Коль погода хороша!

    Отчетный концерт «Солнечные лучики».

    Второй год обучения

    Ходьба обыкновенная: учить сохранять правильное положение корпуса, ступни становить параллельно друг друга, опорой при этом должен служить поясничные позвонки. Учить держать лопатки сближенными, грудь приподнятой, не поднимать плечи.

    Боковой галоп: повернувшись лицом к центру круга, уметь останавливаться прыжком на двух ногах. Не поворачивать корпус в сторону движения.

    Ходьба на месте, поочередно двигая плечами вверх и вниз, приседая и выпрямляясь, легко переносить вес тела с одной ноги на другую. Координировать движение плач с движением корпуса.

    Полуприседания с наклоном головы (влево, вправо, вперед, назад), учить расслаблять мышцы шеи. Развивать гибкость шейного отдела позвоночника.

    Наклоны в стороны, учить детей начинать движение сразу после вступления.

    Махи согнутой ногой, учить энергично поднимать ноги, сохраняя равновесие.

    Прыжки (высокие), продолжать учить детей подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

    Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса — лежа на спине, сгибание разгибание ног — «велосипед»).

    Я сижу на велосипеде,

    Только вверх ногами.

    И кручу педали весело ногами.

    Эх, прокачу! Эх, прокачу!

    Едем, едем — не спешим,

    А устанем — отдохнем.

    3. Разучивание танца.

    4. Музыкально — подвижная игра «Птица в клетке».

    5. Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в обзорно игровой форме. Для кистей и пальцев.

    Ходьба обыкновенная по кругу в чередовании с пружинящим шагом, закреплять умение детей шагать в характере музыки. Точно вместе с музыкой начинать и заканчивать ходьбу. Различать динамические оттенки.

    Боковой галоп в чередовании с подскоками, двигаться ритмично, грациозно. Добиваться предельной выразительности при исполнении этих движений.

    Ходьба на месте с полукруговыми движениями головы к левому плечу, затем к правому, развивать гибкость шейного отдела позвоночника, плавно переводя голову из одного положения в другое.

    Полуприседания с поворотом туловища вправо и влево, следить за координацией движения рук, ног, бедер, ступней, коленей. Развивать эластичность мышц при покачивании.

    Наклоны туловища вправо и влево, выполнять движения активно, динамично.

    Махи согнутой ногой вперед, делать махи, сохраняя равновесие и правильное положение корпуса.

    Прыжки (2-3 видов), продолжать развивать, умение легко отрываться от пола.

    Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

    Чтоб красиво нам ходить,

    Надо мышцы укрепить,

    Живот и спинку подкачаем,

    Осанку гордую поставим.

    «Укрепи животик» — из положения лежа на спине поднимание согнутых ног.

    «Укрепи спинку» — лежа на животе, руки вверх, прогнуться.

    «Отдых» — ходьба по кругу с правильной осанкой под музыкальное сопровождение.

    3. Разучивание танцевальных движений.

    4. Музыкально — творческая игра « Танец огня».

    5. Игроритмика. Ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.

    Чередование ходьбы, высоко поднимая колени с подскоками, развивать умение свободно переходить от активного шага к лёгкому подскоку.

    Боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя, следить за правильной координацией рук и ног, передавать в движении лёгкий характер музыки.

    Ходьба на месте перенося вес тела, ходьба вперёд-назад, вправо вокруг себя, влево вокруг себя, учить детей начинать движение с носка. Ритмично сгибать и разгибать колени.

    Круговое движение рук со сжиманием и разжиманием кулачков, выполнять движения ритмично. Избегать напряжения кистей рук.

    Круговые движения туловищем начинать движения вместе с музыкой, не отставая и не опережая её. Сохранять равновесие.

    Прыжки на одной ноге, сгибая и разгибая свободную ногу, учить добавлять произвольные движения руками и головой.

    Выполнение упражнения под музыку с притопом под сильную долю такта.

    Стоя, руки на поясе. Наклон вперёд, выпрямиться, притоп.

    3. Обучение танцам.

    4. Музыкально-подвижная игра «Ручеек».

    5. Упражнения на расслабление мышц, дыхание и на укрепление осанки.

    Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

    Воздух мягко набираем. Вдох.

    Шарик красный надуваем. Выдох.

    Пусть летит он к облакам. Вдох.

    Помогу ему я сам! Выдох.

    Пружинящий шаг в чередовании с подскоками, совершенствовать сильный энергичный подскок. Уметь четко переходить от активного движения к более спокойному, плавному.

    Круговые движения руками (поочередно правой, левой) — учить отмечать сильные доли в тактах. Добиваться, чтобы дети чувствовали моменты расслабления мышц рук.

    Покачивание руками и туловищем (руки в стороны), продолжать учить детей дополнять движения с расслаблением полусогнутых коленей.

    Наклоны туловища вперед, учить прогибать и выпрямлять спину.

    Круговые движения бедрами, совершенствовать умение переносить вес тела с одной ноги на другую, покачивая бедрами.

    Прыжки, закреплять умение детей ритмично подпрыгивать, сохраняя правильное положение корпуса.

    2. Акробатическое упражнение — держать корпус прямо, сохранять равновесие. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.

    На одной ноге постой-ка,

    Будто ты солдатик стойкий.

    Ногу правую держи,

    Да смотри не упади.

    А теперь постой на левой,

    Если ты солдатик смелый?!

    3. Обучение танцам.

    4. Музыкально — подвижная игра «Распутай веревочку».

    5. Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

    Один, два, три, четыре, пять!

    Все умеем мы считать,

    Отдыхать умеем тоже —

    Руки за спину положим,

    Голову поднимем выше

    И легко — легко подышим.

    Отчетный концерт «Весенняя встреча».

    Литература:

    1. «Фольклор — музыка — театр», под редакцией С. И. Мерзлякова, издательство «Владос» 1999 г.

    2. « Са — Фи — Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, Санкт — Петербург «Детство — пресс», 2000 г.

    3. «Учите детей танцевать»Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.

    Приложение

    Танцевальные игры

    Родительское собрание «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»

    «От красивых образов мы перейдем к

    красивым мыслям, от красивых

    мыслей к красивой жизни и от

    красивой жизни к абсолютной красоте»

    В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

    В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в каком творческом направлении «отправить» ребёнка и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец — это творчество, танец — это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

    Детские танцы — это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками — всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

    Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка. Для развития творческой исполнительской деятельности в танце, детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения — это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

    На занятиях ритмики предоставляется возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

    Гармония (от греч.) – «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

    Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.

    Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

    Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.

    Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

    Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

    Консультация для педагогов «Психотерапевтические возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста»

    На возможностях влияния на психику с помощью работы с телом основаны различные системы телесно-ориентированной психотерапии, в том числе двигательной и танцевальной, которые сейчас приобретают всё большую популярность. Это в значительной степени связано с тем, что современному состоянию человеческого общества присуще преувеличение рационального начала, чрезмерное внимание к интеллекту, социальным достижениям и подавление инстинктивного, «дикого».

    В последнее время возникла ситуация, когда особенно сильно от этого могут пострадать дети дошкольного возраста. Многих родителей очень рано начинает волновать тема образования собственных детей. Появляется тревога, сможет ли ребёнок поступить в престижную школу, вуз; и многие родители начинают беспокоиться об этом заранее и готовить ребёнка и к самому поступлению в школу, и к последующей учёбе в ней. Происходит слишком раннее обучение математике, письму и чтению, и уделяется недостаточно внимания эстетическому развитию ребёнка (музыке, пению, танцу, рисунку, и т.п.). Всё это приводит к тому, что у ребёнка начинает усиленно развиваться левое полушарие в ущерб правому, и очень важная область психики (эмоции, интуиция) остаётся недоразвитой, выпадает. Это может самым непосредственным образом негативно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка.

    Имеющиеся работы по танцедвигательной терапии носят в значительной степени общетеоретический, отвлечённый характер. В них почти невозможно обнаружить конкретные рекомендации, методики и т.д. А литература по психологическим аспектам движения у детей, по крайней мере, на русском языке, практически отсутствует вообще.

    Мне хочется рассказать о конкретных играх, решающих определённые психологические задачи и позволяющей работать с определёнными психологическими проблемами дошкольников с использованием возможностей движения, танца, игр и т.д.

    Упражнение, направленное на реализацию потребности детей быть увиденными:

    Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения. На музыку марша изображают солдатиков, гимнастов и т. д. На музыку польки дети прыгают, бегают, изображая зайчиков, белочек.

    Лучшую творческую импровизацию руководитель отмечает и показывает всем.

    Тревожность, страхи; умение обороняться:

    «Распутай веревочку», «Птица в клетке».

    Игра направлена на развитие быстроты и ловкости. Упражнения на релаксацию. Для лучшей релаксации полезно сочетать движения с дыханием, а также различными образами. Детское воображение с большим удовольствием окунается в захватывающую историю. Поэтому важно придумывать истории с интересным сюжетом, которые бы одновременно способствовали расслаблению.

    Одной из высших форм движения является танец, часто являющийся свободным выражением творческой фантазии.

    Особенно велики возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста. Для многих детей в этом возрасте движение и танец являются важными средствами коммуникации. Кроме того, само движение, его особенности, характер позволяют много сказать о ребёнке, являясь очень информативными.

    Совсем не обязательно работать исключительно в рамках танцедвигательной терапии. Наиболее эффективно возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста проявляются во взаимодействии с другими видами творчества (рисунок, метафоры, истории).

    Описание танцев

    «Танец с зонтиками»

    Песня «Загадка-осень» исп. Т.Буланова.

    Девочки выходят друг за другом с зонтиками на плече.

    Приставной шаг вправо — пружинка, тоже влево – пружинка;

    Через одну идут вперёд и назад;

    Повторение приставного шага;

    Обходят друг друга, качая зонтиками вправо – влево;

    Кружатся, подняв зонтик вверх.

    Идут кругом, крутя зонтиком сбоку;

    Ставят зонтик на пол и обходят его.

    Бегают по залу врассыпную, зонтики подняты вверх;

    Выстраиваются в одну линию.

    Повтор движений припева.

    Песня «Танцуй веселей» исп. гр. «Кар – мэн»

    Мальчики выходят подскоками.

    Два шага в сторону, руки перед собой;

    «Окошко» руками резкими движениями;

    Руки поставлены «ладьёй», прихлопнуть сначала по одной

    ладони, затем по другой;

    4 маха ногами вперёд, продвигаясь вперёд;

    7 шагов назад, широко расставив ноги.

    Ногу вперёд и руку в кулак вперёд (рэп),

    поочерёдно левую и правую;

    Руки «ладьёй» шаг вперёд, руку вперёд,

    тоже другой рукой и ногой;

    Медленно вести рукой вправо – влево;

    Ногу назад, скрещивая (рэп);

    Заканчивать: упасть на колени,

    широко расставив, руку в кулаке вверх.

    Песня «Новогодняя» исп. гр. «Дилижанс».

    Выбегают девочки и строятся в шахматном порядке.

    Выход на пятки, разводя руки в стороны, возвращаясь,

    хлопок по ногам;

    Руки сложены «Полочкой»

    Два шага влево, два вправо с притопом.

    Руки вверх, шире пальцы, двигая вправо-влево.

    На счёт 1,2,3 –шаги вперёд,

    На 4 — притоп, руки согнуты в локтях;

    Тоже возвращаясь обратно.

    Стоя на месте, поворачивать туловище вправо, влево,

    выполняя движения кулачками.

    Движение по кругу с поднятыми руками вверх.

    Поклон, руки назад.

    Муз. Штраус «Полька «Трик-трак».

    Дети выстраиваются в одну линию, держа фонарики в правой руке;

    Пружинка с покачиванием фонарика вправо-влево;

    Ходьба по кругу приставным шагом с пружинкой, фонарик впереди себя;

    Шаг в круг, фонарик вверх;

    Шаг назад, фонарик вниз;

    Бег по кругу, фонарик вверх — сбоку;

    Возвращение и построение в одну линию;

    Фонарик поставить на пол, ходьба вокруг фонарика приставным шагом;

    Взять фонарик левой рукой, зацепиться за руки, идти по кругу;

    Выстроиться в одну линию, по очереди присаживаются на пол.

    Муз. Штраус «Полька «Пиццикато»

    Дети подскоками выбегают с погремушками в руках и выстраиваются в одну линию;

    Шумят погремушками справо-слева, подскоками кружатся вокруг себя;

    Бег подскоками по кругу и выстраиваются в линию;

    Ударяют погремушками то по правому колену, то по левому, кружатся подскоками вокруг себя;

    Бег подскоками по кругу, погремушки вверху;

    Выстраиваются в линию и садятся на пол широко раздвинув ноги, погремушки вверх, поклон.

    Исп. DJ Слон «Финская полька».

    Дети выбегают подскоками парами, держась за руки.

    Пятка-носик, 3 притопа поочередно то правой, то левой ногой;

    Кружатся под локоть, хлопок в ладоши;

    Шаги навстречу друг другу, соединяют противоположные

    ладошки и обходят друг друга.

    Мальчик поворачивается к девочке и выполняет присядку,

    девочка – пружинку с поворотами;

    Кружатся под локоть, хлопок в ладоши и

    кружение в другую сторону.

    Повтор движений 1 куплета.

    Девочки танцуют «ламбаду», мальчики хлопают;

    Мальчики берут девочек под локоть и подскоками по кругу.

    Девочки кружатся вокруг себя, мальчики вприсяде

    выбрасывают ноги вперёд;

    Мальчики берут девочек под локоть и прогулочным

    Быстро выбегают, поклон и убегают.

    «В мире животных»

    Муз. X-MODE & DJ NILL «ANIMAL»

    Из приседа дети встают по очереди;

    Руки в замок, ударяют по коленям и плечам поочередно;

    Выпрыгивание вверх, широко ноги в стороны;

    Повтор движений кулачками;

    Девочки прыжки с поворотом в сторону и вертят «хвостиками» (на четыре стороны), мальчики ногу назад — крест (рэп);

    Шаг в сторону и поворот вокруг себя, вертят «хвостиками»;

    Поворачиваются друг к другу и играют «лапками»;

    «Летают» врассыпную по залу, выстраиваются в линию;

    Девочки закручиваются к мальчикам, соединяют «лапку» свободную, раскручиваются;

    Прыжок вверх, ноги в стороны, руки широко вверх;

    Поклон и убегают.

    Исп. А.Губин «Зима — холода».

    Дети выходят с хлопками над головой и

    встают в шахматном порядке;

    Ноги на ширине плеч, руки в сторону — вверх;

    Переносят руки вправо- влево, покачивая бедрами;

    Слегка присев, перенести тело вправо, затем влево;

    Шагом меняются местами первая и вторая линия с притопом;

    Приставной шаг вправо, хлопок в ладоши справа, то же влево;

    Шагом круг вокруг себя;

    Хлопки над головой, покачивая бедрами.

    Девочки закручиваются поочередно вправо,

    А раскручиваются влево, возвращаются;

    Приставные шаги с кружениями вокруг себя.

    Дети убегают, затем возвращаются,

    Правая рука вперед, вверх, вниз, присесть на колено боком, поклон.

    Мальчики выводят девочек, держа их за пояс. У девочек руки сложены «полочкой». Дети встают в одну линию.

    Девочки выходят вперед и выполняют кружение

    вокруг себя на одной ноге отталкиваясь другой;

    Мальчики, стоя на месте, притопывают одной ногой;

    Девочки возвращаются на место;

    Мальчики выходят вперед и выполняют присядку,

    возвращаются на место;

    Два шага вправо, руки сложены «полочкой», кружение

    вокруг себя подскоками, захлёстывая ноги назад;

    Два шага влево, руки «полочкой», выбрасывание руки

    2 раза вверх с пружинкой;

    Выход вперёд на пятки, затем выброс руки вверх.

    Девочки закручиваются к мальчикам;

    Мальчики выходят вперёд и кружатся на руке.

    Мальчики выходят вперёд и выполняют прыжки с

    выбрасыванием ног на пятки, руки вперёд;

    Девочки подходят к мальчикам, те берут девочек за талию

    и обходят друг друга притопом, глядя в глаза друг другу.

    «Всё будет хорошо»

    Исп. MF «Всё будет хорошо»

    Дети подскоками выбегают и встают в шахматном порядке.

    Ноги на ширине плеч, сначала правой рукой закрывают глаза,

    затем левой, в той же очерёдности открывают;

    Руки в стороны, перенос тела вправо, влево;

    Отбегают назад и снимают чёрные накидки.

    Подскоками меняются местами, выставляют поочередно

    руки вперёд, большим пальцем вверх;

    Возвращаются на свои места;

    Три шага на месте;

    Шаг вправо, рукой показать вправо;

    Шаг влево, рукой показать влево;

    Ногу поставить на крест и поворот вокруг себя;

    Руки поочерёдно вперёд, большой палец вверх;

    Подскоки, образуя круг, руки вверх;

    Вернуться на свои места.

    Шаги с кружением вокруг себя, хлопок;

    Вернуться на место, хлопок;

    Зацепиться за руки, сделать круг, бег на носочках по кругу;

    На своих местах хлопки над головой.

    Проигрыш: (тик – тоник)

    Руки «полочкой», резкие движения локтями в стороны;

    Руки слегка наклонить вправо, резкие движения локтями;

    Руки наклонить влево, резкие движения локтями;

    Вытянуть руки вперёд, выворачивать руки внутрь к себе (3р);

    Круговое движение правой рукой вокруг головы, затем левой;

    Ногу на крест и поворот вокруг себя;

    Подскоки по кругу, вернуться на свои места;

    Правой ногой выпад вперёд,

    правая рука вперёд, большой палец вверх.

    Сценарий танцевального праздника «Солнечные лучики» (отчётный концерт)

    В середине комнаты стоит стул. Из-за двери доносятся всхлипывания, рыдания. В комнату входит ведущая в костюме клоуна.

    Ведущая : Здравствуйте, ребята! К сожалению, сегодня нас на детском празднике встречает не веселая музыка, а грустные всхлипывания. И если вы мне не поможете, нам придется их слушать целый день, и не будет никаких игр, никаких танцев. Но ведь вы мне поможете?

    Ура! Ура! Сколько у меня помощников! Как я рада! Тогда я расскажу вам, что здесь случилось. В одной русской народной сказке у одного царя родилась дочь – значит, царевна. С детства девочка была избалованной, капризной. А тут еще царь поругался с Бабой-Ягой, хотел ее с территории царства прогнать. Так она заколдовала царевну, сказала: царевна будет до тех пор плакать, пока ее кто-нибудь не развеселит. Никто не смог развеселить царевну. И вот теперь вся надежда на меня и на вас, конечно. Говорят, здесь самые веселые ребята. Это верно? Ура! Ура! Тогда у нас все получится.

    Плач становится громче. Рыдая, выходит царевна Несмеяна. Садится на стул, громко сморкается в огромный платок и всхлипывает.

    Ведущая (шепотом): А вот и она. Будем веселиться. (Делает реверанс в сторону Царевны.) Доброе утро, Ваше Мокрейшество! Какое у нас настроение сегодня с утра?

    Царевна : Плохое. (рыдает).

    Ведущая : А не угодно ли будет вам посмотреть, как весело играют ребята?

    Царевна : Не угодно. (рыдает).

    Ведущая (шепотом): Хоть и заплесневелая, а царевна все-таки. Придется тешить ее капризы. Ребята, давайте покажем, как мы умеем играть. Я вам расскажу, что видела в зоопарке, а вы, если не верите, громко хором говорите: «Это просто ерунда!» А если верите – «Видели, видели, в зоопарке видели».

    За решеткой у ворот

    Спит огромный бегемот.

    Дети : Видели, видели, в зоопарке видели.

    Ведущая : А пятнистая гиена точит когти о полено.

    Дети : Это просто ерунда!

    Ведущая : До чего свиреп и лют хищный зверь – большой верблюд.

    Дети : Это просто ерунда!

    Ведущая : На хвостах висят мартышки, то-то рады ребятишки.

    Дети : Видели, видели, в зоопарке видели.

    Ведущая : Пони, маленькие пони, до чего красивы кони.

    Дети : Видели, видели, в зоопарке видели.

    Ведущая : За морями, за долами ходит курица с рогами.

    Дети : Это просто ерунда!

    Ведущая : Выше ели и осины полетели вдруг пингвины.

    Дети : Это просто ерунда!

    А вчера – вот это дело!

    – Хрюша по небу летела!

    Дети : Это просто ерунда!

    Последний раз «Это просто ерунда!» Царевна кричит вместе с детьми, клоун оборачивается, смотрит на нее и хлопает в ладоши. Несмеяна начинает громко плакать.

    Ведущая : Да, таких внимательных ребят сложно обмануть. Но ведь обманы мои – не обманы, а просто выдумка – для хорошего настроения, для веселого смеха.

    Царевна : Плохая игра, скучная, в такие игры только маленькие дети играют, а я уже большая, мне не интересно (сморкается, плачет).

    Ведущая : Да, с первого раза не получилось. Но ничего, не расстраивайтесь. Мы сейчас что-нибудь придумаем. Ребята, что вы еще любите делать? (Дети отвечают.) Ура! Ура! Теперь я знаю, как нам развеселить царевну Несмеяну. Давайте покажем ей, как мы умеем танцевать. Может быть, и она захочет танцевать с нами и развеселится. Ребята, покажем, как мы танцуем?

    Играет музыка, дети танцуют, детский праздник в разгаре. В конце танца клоун за обе руки тянет Несмеяну танцевать, она поддается, слабо и вяло двигается. Когда музыка заканчивается, Несмеяна садится на свое место и начинает плакать.

    Царевна : Не хочу танцевать, не буду. Я не умею танцевать, как ребята (рыдает).

    Ведущая : Не плакать надо, Ваша Серьезность, а учиться.

    Царевна : А как учиться? Я не умею учиться.

    Ведущая : Ребята, покажем, как мы учились танцевать, например, ламбаду. Учиться – это почти все равно, что играть. Вот все ребята стали в круг, и Вы, Ваше Вашество, тоже становитесь.

    Проводится игра. Несмеяна делает движения вместе со всеми. После игры Несмеяна стоит в кругу, всхлипывает.

    Царевна : Не нравится мне ваша игра, не царское это дело.

    Ведущая : Не нравится эта – мы другую знаем. Она называется «Музыкальные змейки».

    Все играющие делятся на три группы, построенные в колонны в определенном месте зала. Каждая колонна детей выбирает себе определенную мелодию. Например, первая группа выбирает вальс, вторая — польку, третья — танго. Выбирать можно и три разные детские песни из мультфильмов или сказок.

    Как только зазвучала из мелодий, колонна, выбравшая ее, должна двигаться по залу в любом направлении за впереди стоящим. Но вдруг зазвучала другая мелодия, так же действует следующая колонна, а первая останавливается и принимает упор присев. При звучании третьей мелодии действия команд происходят аналогично. Какая колонна не ошибается при узнавании своей мелодии, та и выигрывает.

    Царевна (капризно): Я устала от ваших игр. Они мне надоели. Мне скучно.

    Ведущая : Опять не получилось. Что же делать?

    Царевна (сквозь слезы): А вы еще потанцуйте, я, так и быть, посмотрю.

    Ведущая : Ребята, будем танцевать? Только вы должны танцевать еще веселее, чтобы царевна перестала плакать.

    Звучит музыка, все танцуют. Несмеяна пританцовывает на стуле. Когда танец заканчивается, Несмеяна начинает громко рыдать.

    Ведущая : Ваше Мокрейшество! Неужели Вам не понравилось, как мы танцуем?

    Царевна : Понравилось. Мне просто сидеть здесь надоело!

    Ведущая : Ура! Ура! Получается! Идите, Несмеяна, танцевать вместе с нами!

    Царевна (вытирает платком глаза): Нет, танцевать я не буду, вы будете надо мной смеяться, а вот поиграть, может быть, вы меня уговорите, если только я обязательно выиграю.

    Ведущая : Ну, если приложить старание, умение, ловкость, Вы обязательно выиграете.

    Царевна : Тогда я попробую.

    Ведущая : Ура! Ура! У нас все получится! А какую же игру предложить Несмеяне? Я придумала! Все девочки любят прыгать через скакалку. Девочки, вы все умеете прыгать через скакалку?

    Царевна (рыдает): А я не умею.

    Ведущая : Не плачьте, Ваша Заплесневелость, этому так легко научиться. Смотрите! (Прыгает.)

    Царевна : А у меня получится?

    Ведущая : Конечно, держите скакалку вот так и прыгайте.

    У Царевны не получается несколько раз, потом она начинает прыгать.

    Ведущая : Ура! Ура! Получилось. Вот и давайте проведем соревнование, кто больше раз прыгнет, вы или я. А вы, дети, считайте.

    Царевна прыгает больше.

    Царевна : Я победила, я всегда побеждаю, я же Царевна.

    Ведущая (шепотом детям): Это я специально ей уступила, пусть похвалится. А теперь посмотрим, Ваше Вашество, как девочки прыгают. Сейчас мы соберем две команды. Одна команда называется Команда Царевны Несмеяны, а другая – Команда самого веселого, самого умного клоуна, то есть меня. Приготовились: раз, два, три. Из каждой команды я выбираю двух помощников. Они будут раскручивать скакалку. Кто пропрыгает 10 раз – остается, а кто меньше 10 раз – выходит из игры.

    В игре принимают участие все дети.

    Ведущая : Победила команда. Да, прыгать вы умеете.

    Не доехать, не допрыгнуть?

    Ну, еще туда-сюда.

    Но не достать его руками?

    Ребята, ну это же просто.

    Царевна : Ребята, правда же, достать до носа очень просто?

    Ведущая : Ах, Вы так заявляете? Беремся быстренько правой рукой за нос, а левой за правое ухо и, по моей команде, поменяем руки местами. Приготовились, меняем! Раз, два, три! Поменяли? Не получилось! Я же говорила, что вам до носа не достать! Попробуем еще раз.

    Несмеяна смеется над проигравшими участниками детского праздника.

    Ведущая (шепотом): Ребята, вы ничего не заметили? Несмеяна засмеялась! Ура! Ура! Получилось.

    Клоун берет Несмеяну за руку и кружится с ней.

    Царевна : Я и сама не заметила, когда мне стало смешно. А давайте еще потанцуем, я думаю, у меня получится.

    Ведущая : Конечно, конечно! Ребята, давайте танцевать.

    Царевна : А у меня для вас подарочек есть. За то, что вы меня развеселили, – честное слово, я раньше не умела смеяться, а теперь у меня даже платье высохло, – за все это я дарю вам солнечные лучики! Они всегда будут приносить радость и веселье. Плакс не будет никогда!

    Категории: Тверк