• Показать движения в танце

    28 Дек 2018 admin Комментарии к записи Показать движения в танце отключены

    Живое движение в танце

    Танцы – это модно, а танцевальная терапия прикольно. Вместо долгих часов «выворачивания души наизнанку» в кресле у психотерапевта провести время на танцах и решить все свои проблемы, чем плохо? Но какие именно проблемы можно решить с его помощью? И насколько это серьезно? Может просто оторваться в клубе? Какие-то ответы можно найти в Интернете, но далеко не исчерпывающие, и есть над чем подумать.

    Коммуникативный тренинг в танцевальном формате.Дорогу танцу в психотерапию открыли профессиональные танцовщики. Так, например, Мэриан Чейс в 1940-1950-х гг. преподавала танец «модерн», а потом начала работать в психиатрической клинике с психотическими больными, страдавшими серьезными затруднениями в речевом общении. Ее пациенты, считавшиеся безнадежными, смогли впервые (!) установить контакт с другими через танцевальное движение. Сегодня многие идут в группы Танце Двигательной Терапии (ТДТ), чтобы обрести уверенность в обычных танцах или в отношениях вообще. Учась танцевать с партнером, например, выполняя практически без подготовки «поддержку», типа той, которые делают фигуристы с незнакомым ранее партнером, волей не волей развиваешь навыки невербального общения. Усовершенствовать их – неплохо, но ТДТ позволяет достичь и более глубоких результатов.

    Танец в форме.
    Танец во все века и у всех народов выполнял функцию социального ритуала. Например, ритуала знакомств. Ясно, что умение танцевать такие сложные танцы как мазурка или котильон – жестко ограничивает круг возможных знакомств. «Па» народных танцев, как правило, воспроизводят двигательные рисунки традиционных для данной культуры трудовых движений. Фигуры танцев, являющихся частью магических обрядов тоже выполняют вполне прагматические функции и не допускают никакого произвола.
    В рамках каждой традиции существует свой регламентированный набор исходных движений, из которых как из букв алфавита строятся танцевальные композиции. И как ни странно, в популярных дискотечных танцах спонтанности не намного больше, чем в «Лебедином озере».
    А. Гиршон. Даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение).
    Танцевать в понимании подавляющего большинства людей равнозначно умению легко и непринужденно воспроизводить определенные танцевальные формы, но подобные танцы «терапевтическими» не являются.

    Танец, который лечит.
    А. Гиршон. Сама постановка вопроса: «Какой танец нужно танцевать, чтобы это было терапией?» — отражает типичную «мифологию»(по Р. Барту) современного общества, когда терапия — это процедура приема «правильной таблетки». Эта «мифология» не может иметь дела с реальным процессом танца — живым, неоднозначным, развертывающимся во времени. Процесса, в котором субъект и объект, автор и произведение, процесс и результат, живущий и жизнь — являются одним… »
    В его проекте Интегрального Танца «Жить Танцуя», участники, вдохновляемыми лидером танцуют у моря, в лесу, на рассвете, на закате, под музыку и в тишине. Соло и с партнерами, с ветром и солнцем, с водой и песком. Со стороны, танцующее племя навевает ассоциации с предками, жившими в условиях первобытно-общинного, или родоплеменного строя. Сходство не только внешнее. Как и у древних общение с природой здесь действительное со-БЫТИЕ с ней. Но, не смотря на это глубинное сходство, интегральный танец в проекте Гиршона обнаруживает не менее существенное отличие от танцев наших предков. Целью и ценностью интегрального танца является спонтанное, творческое самовыражение личности каждого участника, а в танцах древних не было и намека на подобную цель.
    А Гиршон. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность».
    А. Гарафеева. Человек улыбается и говорит: «я спокоен». А когда начинает танцевать, получается танец гнева, с которым он сейчас не находится в контакте. ТДТ помогает найти форму движений для выражения своих переживаний, безопасную для него и других. Например, превратить разрушающий гнев в уверенный танец сильного воина.
    Хорошо бы. Вот я недавно на стоянке стукнула бампером в бок машину одного парня. Так он выскочил и начал грязно ругаться. А если бы… этот «ударенный парень»…. прошел ТДТ, мог бы станцевать на радость всем свидетелям инцидента уверенный танец сильного воина! И ему самому было бы приятней провести время в ожидании сотрудника ГИБДД.
    А Гарафеева. ТД терапевты начинают с того, чтобы пробудить спонтанность движений. Часто это непросто, и они идут на хитрости. Например, предлагают потанцевать не всем телом, а только головой, или локтями, или только бедрами. Танцевать частями тела проще, но непривычно, и позволяет разрушить стереотипы. Работа ТДТ терапевта направлена на то, чтобы вернуть человеку способность осознавать и выражать себя в движении.
    Важно, что на ТД сессиях участники не только танцуют, но и делятся наблюдениями и переживаниями, возникшими во время танца. Беседа — средство установления связи между событиями терапевтической сессии и жизнью. Побывав на фестивале «Жить, танцуя», я убедилась: ТДТ помогает открыть совершенно новые и неожиданные, обыденные, а совсем не танцевальные формы самовыражения, приемлемые в жизни. Только как же этому способствуют спонтанные танцы, чередуемые с разговорами?

    Живое движение.
    Н. А. Бернштейн (1896 – 1966), автор известной теории уровней организации движения ввел в научный обиход понятие «живое движение». Он уподобил его живому органу, обладающему собственной биодинамической и чувственной тканью и смысловой структурой. В представлении современной психофизиологии движения как спонтанные, так и заученные до автоматизма, реализуются т. н. «функциональными органами», внутренними орудиями труда, состоящими из сложных ансамблей мышечных напряжений и очагов возбуждения в головного мозгу и периферической нервной системе.
    При этом редко кто задумывался о том, что любая человеческая деятельность проявляется через движение. Не только спортсмены, но бухгалтеры, постоянно совершают движения. Ведь даже, «неподвижно» сидя, за чтением бухгалтерской отчетности, им приходится шевелить как минимум глазами.
    Старые, отслужившие свое «функциональные органы», должны своевременно ликвидироваться и перестраиваться, а если этого не происходит, они «перегревают» нервную систему избыточным напряжением, вызывают стресс и нехватку энергии для создания новых функциональных органов.
    … Но только не забудьте. Чтобы сработало надо не в зеркало смотреться, беспокоясь о том, как это выглядит со стороны, а сосредоточиться на внутренних ощущениях, переживаниях, образах и дать им возможность проявить себя в движении. Безопасно для окружающих, само собой.

    До танца
    «Танцевать смысл», «танцевать идею» становится сегодня самой авангардной тенденцией современного искусства. Его примером является основанное японским танцовщиком Тацуми Хиджиката направление «буто», реализованное в проекте лаборатории «До танца». Надо ли удивляться, что среди ее танцовщиков есть и ТД терапевт.
    А. Гарафеева. Ее создал мой учитель всемирно известный танцовщик Мин Танака при Московском театре «Школа Драматического Искусства» Васильева. В «буто» нет заданного алфавита движений. Каждый танцовщик открывает и разрабатывает свой язык. И делает это на основе собственного телесного взаимодействия с природой.
    Тело в философии танца «буто» представляют состоящим из множества точек. Из любой можно совершить движение. Это означает, что среди бесчисленных возможных траекторий, танцору нужно найти путь, который наиболее точно выразит то, что он хочет передать зрителю. Постановщик танца «буто» не дает танцовщику указаний, как ему двигаться. Например, в моем соло «Emotion» в самом начале я двигаюсь вглубь сцены спиной к зрителю. И во время работы над танцем Мин-сан спросил меня: «Ты хочешь показать зрителю свою спину или не хочешь показать свое лицо?». Это был важный вопрос о работе моего сознания, которое движет тело.
    Представьте, Ваши руки – в пустыне, солнце и ветер иссушают их, и они превращаются в руки мумии. На спине вырастает огромное дерево. Как Вы это станцуете? Учтите, что нужно не иллюстрировать образы, а ощутить их влияние на тело и позволить проявиться в танце. От танцовщика это требует высокой концентрации внимания и выразительности тела.
    Как зритель, скажу по собственному опыту, восприятие танца «буто» требует не менее высокой концентрации внимания. Предупреждаю, если Вы сами никогда до этого не пытались по-настоящему осмысленно и осознанно двигаться и жить в своем собственном теле, не ходите туда. Хотя это и очень модное место. Делом в том, что …
    «Человек может начать танцевать, а окружающие могут этого и не заметить» (Мин Танака). Кстати, а Вы? Еще не начали? Попробуйте, это здорово, и совсем не опасно, потому что если захотите, можно делать это так, что никто этого даже и не заметит.

    Как пробудить эмоции в танце?

    Игра эмоциями – важная составляющая любого танца. Если безупречная техника и красота движений – это «тело» танца, то эмоции – несомненно, его «душа». Именно поэтому танцорам очень важно развивать в себе умение выражать свои эмоции.

    Первое, что нужно сделать – это преодолеть внутреннюю зажатость. Все же танцы – это сценическое искусство. Здесь важно показать себя зрителя так, чтобы его взгляд восторженно следил за танцем, чтобы его внимание «цепляло». Некоторым людям сложно преодолеть свою застенчивость, но сделать это необходимо. Если вам неловко танцевать на публике, то попробуйте потанцевать перед теми, кого хорошо знаете и чье присутствие у вас не вызывает душевного дискомфорта. Со временем вы почувствуете себя более уверенно и свободно.

    Танцуя – сосредотачивайтесь на своем танце и партнере. Здесь очень важен внутренний настрой. Не позволяйте страху ошибиться пересилить удовольствие от танца. Излишняя напряженность обязательно скажется на танце и сделает его более скованным и скучным. Во время танца выкиньте все тревоги из головы и просто отдайтесь «потоку». Никакие посторонние вопросы не должны занимать вас, пока вы танцуете.

    Особо важное внимание в танце отводится женской партии. Именно партнерша обычно задает общий настрой. Многие девушки при этом бояться показаться вульгарными. Другие же, напротив, «переигрывают», излишне жеманясь и суетясь. Расслабьтесь и постарайтесь быть естественной. Представьте, что вы флиртуете и кокетничаете со своим партнером. Позвольте проявиться в танце вашей природной чувственности. Не бойтесь вести себя раскованно.

    В целом, женская партия всегда более эмоционально насыщенна. Женщина задает общий фон, а мужчина отвечает на ее эмоции в зависимости от сценария танца.

    Общий эмоциональный настрой всегда зависит от характера самого танца. Попробуйте почувствовать музыку – какие ощущения она вызывает? Нежность, печаль, страсть, гнев? Пропустив музыкальную составляющую сквозь себя, постарайтесь передать в своих движениях именно эти ощущения, придав им заметную эмоциональную окраску. Так танец обретет яркость и глубину.

    Особое внимание в танце уделяется взгляду. Например, в латиноамериканских танцах часто партнеры смотрят друг другу в глаза. Взглядом вы как бы показываете свое отношение к партнеру и происходящему. Не бойтесь поиграть с мимикой. Так вы создаете свой сценарий развития отношений между собой и партнером.

    Что может дать заряд эмоций? Во-первых, это само удовольствие от движения. Во-вторых, эмоции публики, их заинтересованность в происходящем. Ну и, в-третьих, это эмоции партнера. Каждый раз парный танец разворачивает короткую историю между двумя людьми. Попробуйте «прожить» эту историю от начала и до конца, и эмоции сами всколыхнутся в душе. Вам останется только воплотить их в своем танце.

    Также может помочь прием, использующийся в психологии бального танца, так называемое, «конструирование эмоций». Так можно тренироваться и без партнера. Для начала прослушайте ту музыку, под которую собираетесь танцевать. Подумайте, какие эмоции она вызывает. Попробуйте оценить, с помощью каких движений вы можете выразить эти эмоции. Пройдя этот этап, пробуйте уже танцевать под эту музыку с партнером. На репетициях важно сосредотачиваться не только на своих ощущениях, но еще и на эмоциях своего партнера. Между партнерами должен возникнуть своеобразный диалог движений, в котором они отыгрывают эмоции друг к другу. Если нет этой эмоциональной взаимосвязи – то и яркого танца не получиться.

    Еще один подход в психологии танца основан на бессознательном отражении действия. Повторяя и отрабатывая движения, вы запоминаете сами ощущения от танца и музыки. Так возникают устойчивые ассоциации. Со временем, определенные танцевальные движения и ритм будут сами настраивать вас на нужную волну, помогая автоматически придавать своим движениям нужную эмоциональную окраску. Это дает стимул чаще тренироваться.

    Помните, что танец – это искусство, а не ремесло. Не бойтесь вдохновляться им и выражать эмоции через движения. Вы должны жить танцем и тогда это действие начнет приносить вам огромное удовольствие и ощущение восторга от происходящего.

    Обучение детей танцам в детском саду

    Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.

    Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.

    Танец — искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

    Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.

    Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

    Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально “выплескивают” свои эмоции. Ритм можно “переживать”. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

    Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

    Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

    танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

    свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

    комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

    народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;

    характерные танцы, исполняемые различными персонажами;

    детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

    В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

    Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

    Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

    При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.

    Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур — это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:

    — следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;

    — определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;

    — обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;

    — в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.

    Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

    Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.

    Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

    Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.

    В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

    Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, прочес обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.

    Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, специалисты должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

    Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, — все эти качества достигаются с увлечением, и главное — всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен. Предполагается определенный уровень развития у детей музыкальных способностей, и в первую очередь музыкально-ритмического чувства, а также хорошие качество их двигательной подготовки. Конечно, необходимо учитывать основные направления обучения в каждой возрастной группе.

    Возрастные особенности дошкольников

    У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Они ходят переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения.

    Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем – пояснения педагога о ее характере, форме произведения и т.д. Можно показать танец вместе с воспитателем или заранее подготовленным ребенком. Затем воспитатель пляшет вместе с детьми, внимательно наблюдая за ними и помогая им, например, найти правую ножку или ручку, покружиться в нужную сторону и т.п.

    Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение которых способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:

    — ритмично ходить и бегать, передавая различный темп, отмечая конец и начало каждой части;

    — выполнять движения с атрибутами (куклами, султанчиками и т.д.);

    — поочередно притопывать ножками, кружиться порознь и парами, хлопать в ладоши, выставлять ножки поочередно на пятку и др.

    Показатели уровня развития детей:

    — интерес к танцевальному процессу движения под музыку;

    — умение передавать в пластике характер музыки, танцевальный образ.

    У детей средней группы в результате обучения, воспитания и приобретения непосредственного опыта, накапливается большой запас конкретных представлений, вырабатывается хорошая осанка. Они ходят спокойнее, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные движения, более осознанно меняют движения в соответствии с характером музыки. Все это создает предпосылки для успешной дальнейшей работы по развитию танцевальных навыков. Танцы для детей отличаются более сложным построением, танцевальные движения более детально отражают изменения характера музыки.

    Детей средней группы продолжают учить:

    — сознательно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и концом музыки;

    — изменять характер движений в соответствии трем разным частям музыкального произведения;

    — воспитывать наблюдательность, инициативу и самостоятельность;

    — развивать музыкальную память, чувство ритма, творческое воображение;

    — легко и свободно двигаться парами;

    — точно выполнять элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное выставление ноги на пятку, “выбрасывание ” ног, полуприседания и др.

    Показатели уровня развития детей:

    — выразительное и непосредственное исполнение танцевальных движений под музыку;

    — умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;

    — способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;

    — использование разнообразных движений в импровизации под музыку.

    Характерной особенностью детей старшей группы является их стремление к большей самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение. Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них лучше развита координация движений. Музыкальный материал и движения детей усложняются. Так, дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух — и трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление, ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Особое значение имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления детей (дошкольники самостоятельно перестраиваются в большие круги и маленькие кружочки, соблюдая одинаковое расстояние, в колонки и шеренги). Работая над развитием музыкально-ритмических движений, большое внимание следует уделять вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринужденно, легко и четко. В танцах старшие дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движения ритмично, выразительно, красиво, чтобы умели точно останавливаться с окончанием музыки. Детей знакомят с различными перестроениями и движениями:

    — двигаться легко, изящно, выразительно, изменяя направление движения;

    — двигаться в соответствии с характером разнообразных вариаций;

    — четко исполнять ритмический рисунок, различные элементы народного и бального танца;

    — отмечать сильные доли такта.

    Научив дошкольников глубоко воспринимать музыкальные произведения, можно достичь органического слияния движений с музыкой. Однако следует подчеркнуть, что успешное овладение поставленными задачами возможно лишь в том случае, если с детьми проводится систематическая работа, результатом которой является усвоение материала всеми детьми, а не только самыми способными. А для этого необходимо постоянно проверять детей и в случае необходимости работать с некоторыми из них индивидуально или маленькими группами.

    Показатели уровня развития детей:

    — выразительное исполнение танцевальных движений под музыку;

    — умение самостоятельно передавать в движениях основные средства музыкальной выразительности;

    — освоение большого объема разных композиций;

    — способность к импровизации с использованием разнообразных движений;

    — точность и правильность исполнения движений в танце.

    Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети учатся дифференцировать характер движений – при ходьбе передавать или торжественное настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Дети овладевают танцевальными движениями:

    — легкий пружинный бег (с “захлестом”), плавный танцевальный шаг, подскоки (легкие и сильные), переменный шаг, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг польки, бег с высоким подъемом ног и др.

    В процессе обучения дети приобретают большой опыт, расширяют свои знания, усваивают много танцевальных терминов.

    Нужно в деталях продумать подачу нового танца. Следует учитывать, что в этом возрасте дети уже свободно выполняют словесные задания. Вполне возможно иная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют ее характер, части произведения, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах все движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность и выразительность исполнения. В несложных танцах иногда можно ограничиться пояснением или указанием без показа.

    Продолжается работа над красотой движений, над четкостью и выразительностью исполнения танцев и плясок. Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети шести-семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его.

    Показатели уровня развития детей:

    — выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;

    — умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;

    — освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;

    — освоение сложных видов движений;

    — способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.

    Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободное время, при подготовке и проведении праздников и развлечений, в индивидуальной работе с ребенком и т.д.

    Методические приемы

    Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.

    Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

    Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

    Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны с музыкой.

    Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

    Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

    Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

    Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.

    Восточные танцы – движения

    «Движение – это жизнь» – истина, известная всем. Танцы являются движением в чистом виде, поэтому переоценить их пользу для жизни просто невозможно.

    Статья «Восточные танцы — движения» направлена на то, чтобы познакомить каждого с удивительным миром восточных танцев, которые кроме грациозных движений, дают отличную возможность поддерживать мышцы в тонусе.

    Предложенное видео научит выполнять так называемое «барабанное соло» и поможет сформировать представление о базовых движениях и технике восточного танца.

    Видео-обучение «Восточные танцы – движения»

    Порядок тренировок

    1. Разминка.
      Каждую тренировку необходимо начинать с разминки, цель которой разогреть и растянуть мышцы. В противном случае можно получить травму.
    2. Техника и теория.
      Ритм, получаемый от игры на центральной части барабана, используется для возвращения тела в исходную позицию и выполнения базовых движений. Получаемый звук довольно низкий и глухой, в то время как ритм, отбиваемый на ободе барабана, определяет моменты, когда верхняя часть тела движется в другом направлении по отношению к нижней, например, в стороны или вверх-вниз. Звук данного ритма получается очень звонким.
    3. «Барабанное соло».
      Данная техника основана на танце под барабанные ритмы и характеризуется точным попаданием в ритм и четкими точечными движениями. Для правильного выполнения танца нужно хорошо работать мышцами пресса, бедер и груди.
      Предложенный для изучения танец состоит из пяти комбинаций движений и финальной части.
    4. Заминка.
      Выполняется для восстановления спокойного сердцебиения и растяжки всех мышц, которые были задействованы во время тренировки.

    Полезные советы:

    1. Не пропускайте разминку и заминку в начале и в конце тренировок. Это позволит уберечь мышцы от травм.
    2. Несмотря на уровень подготовки нужно обзавестись специальным тренировочным костюмом и костюмом для выступления. Такая нехитрая уловка поможет настроиться на восточные ритмы и прочувствовать их колорит.
    3. Во время обучения восточным танцам очень важно уделять внимание движениям рук и плеч, поскольку их пластичность дополнит и доведет до совершенства любой танец, навеянный арабскими мотивами.

    Восточные танцы всегда считались довольно соблазнительными и откровенными. Освоение хотя бы некоторых техник позволит показать себя во всей красе, блеснув своей женственностью и пластичностью.

    Категории: Сальса