• Русские народные танцы казань

    30 Дек 2018 admin Комментарии к записи Русские народные танцы казань отключены

    Содержание

    Русские народные танцы в Казани — уроки и занятия

    Найдена информация о 5 подходящих школах танцев. Русские народные танцы — цены и отзывы. Сравнительная таблица школ танцев Казани, где есть услуги по обучению русским народным танцам.

    • Набор столбцов:
    • Адреса и телефоны
    • Инфо
    • Цены
    • Произвольная настройка

    Сложно переоценить красоту и эмоциональность русских народных танцев. Свободные и легкие движения прекрасно передают настроение танцоров и заражают хорошим настроением зрителей. Изначально русские танцы возникли как результат трудовой деятельности человека, передающий настроение, мысли и чувства целого народа. Они представляют собой красочное и яркое творение, отображающее быт, эстетические взгляды и понимание красоты окружающего мира русскими людьми. Непременным условием для русских народных танцев являются характерные движения, музыкальные мотивы и костюмы.

    Проводя классификацию и деление на виды этого танца, в качестве основы берется его хореографическая структура и подобные устойчивые признаки. В качестве двух основных жанров выступают пляска и хоровод.

    Основные виды русского народного танца

    К основным направлениям можно смело отнести хоровод, в котором присутствует синхронное исполнение хороводной песни и стандартных движений. Используемые фигуры и танцевальные рисунки могут быть как только мужскими или женскими, так и совместными. Как правило, в хороводе участники стремятся инсценировать содержание песен, обыгрывая их в танцевальных движениях.

    Другим направлением русских народных танцев считают плясовые. Пляски изначально исполнялись в виде обрядовых танцев, постепенно становясь более традиционными. В них увеличивается разнообразие рисунков и темп исполнения, в сравнении с хороводами, наблюдается больше построений и переходов. В танце движения становятся все более разнообразными и яркими с каждым тактом, что является весьма характерной особенностью плясок. Интересным элементом русских народных танцев является перепляс – своего рода соревнование в силе, ловкости, удали и индивидуальности. Он исполняется преимущественно мужчинами под стандартные народные мелодии, частушки. Это интересный способ на практике продемонстрировать свои навыки и порадовать окружающих эффективным выступлением.

    Как проходят уроки русских народных танцев в студиях Казани?

    Если вы только планируете начинать занятия и не имеете опыта, лучше обратить внимание на открывающиеся новичковые группы. Это позволит последовательно освоить все основные движения и элементы, плавно и синхронно с остальными учениками наращивая свой уровень и развивая навыки. В таких группах зачастую ставятся полноценные танцы, устраиваются выступления и шоу, что позволяет на практике реализовать все полученные умения.

    Некоторые студии предлагают универсальные для всех учеников занятия. Их можно посещать независимо от уровня подготовки, так как на каждом уроке преподаются отдельные элементы.

    Обучение русским народным танцам в Казани

    На нашем портале представлены танцевальные школы Казани, где представлены уроки русских народных танцев. Опытные преподаватели помогут освоить базовые навыки стиля и привьют искреннюю любовь к истории страны, на протяжении которой происходило постепенно развитие танца. На страницах портала собраны телефоны и адреса студий русских танцев, цены на разовые занятия и стоимость полноценных абонементов.

    Русский народный танец как средство нравственно-эстетического воспитания детей

    История становления и развития русского народного танца как предмета обучения. Содержание и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца. Понятие и основные задачи педагогического эксперимента.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

    1.1 Психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования

    1.2 История становления и развития русского народного танца как предмета обучения

    1.3 Русские народные танцы и их специфика

    Выводы по первой главе

    ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

    2.1 Содержание, формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца

    2.2 Педагогический эксперимент и его результаты

    Выводы по второй главе

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нравственно — эстетическое воспитание было актуально во все времена. Танцевальная культура учащихся формируется путем воспитания ценностного восприятия ими этического и эстетического начала танца.

    В современной ситуации широко вовлечены в танцевальную среду дети самых разных возрастов. Среда, в которой зачастую сегодня находится ребенок, с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью влияет на формирование подрастающего поколения. Над этим «воспитательным опустошением» доминирует феномен танца. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия учителей общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также специалистов средств массовой информации.[2]

    При этом отметим, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.

    Танец имеет огромное значение, в том числе, и как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

    Русский народный танец получил наибольшее распространение и развитие. Он разнообразен. Его название может складывается по одноименной народной песне («Камаринская», «Сени»), по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), название может определять рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Однако всем русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце.

    Проводя анализ степени разработанности рассматриваемой нами проблемы в доступных научных трудах, мы можем констатировать следующее: имеет место быть довольно большое количество тех или иных научных публикаций, которые раскрывают методологические основы системы современного дополнительного образования. Это труды А.А. Алферова, М.М.Бахтина, Т.И.Баклановой, П.П. Блонского, Ю.В. Богачевой, А.У. Зеленко, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко.

    Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся посвящены работы В.Г.Асеевой, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, А.К.Марковой, А.Г.Рузской.

    Перечислим работы, посвященные методологии художественного и хореографического образования. До последних дней было известно довольно немного исследований отечественных авторов, которые были посвящены проблемам хореографии и хореографического образования в целом. То, что указанная сфера научного знания разработана недостаточно имеет простое объяснение: профессиональное сообщество хореографов традиционно является закрытым и узким, а технологии обучения танцу в большинстве своем специфичны. С 1930-х и вплоть до 1970-х годов двадцатого столетия выходили публикации фундаментальных трудов и пособий А.И. Бочарова, А.Я. Вагановой, В.В. Ванслова, М.В. Васильевой-Рождественской, Г.Д. Добровольской, B.C. Костровицкой, Е.Я. Суриц. Труды указанных авторов оказали огромное влияние на уровень организации образовательного процесса в области хореографического образования в СССР. Впрочем, включая в себя «канонизированные» методы преподавания в русле основных хореографических стилей, они начали со временем выступать «тормозом» развития хореографии как науки. Лишь в последние двадцать лет в русле гуманитарных наук можно наблюдать интерес к следующим аспектам искусства хореографии: психологический и педагогический аспекты, искусствоведческий аспект, культурно-исторический аспект, философско-эстетический аспект. В силу их многочисленности, перечислим работы авторов, посвященные подготовке специалистов в сфере искусства хореографии, а также — анализу роли танца в развитии и воспитании ребенка: Алферов A.A., Борисов А.И., Бурцева Г.В., Валукин Е.П., Валукин М.Е., Герасимова Ю.А., Ересько И.Е. Исследования Бакиной С.Ю., Вихревой H.A., Эльяш Н.И.освещают икусствоведческий аспект и затрагивают философско-эстетические составляющие искусства танца, возникновение и развитие тех или иных жанров и описывают роль тех или иных балетмейстеров в становлении балетного театра. Труды культурологической направленности Атитановой Н.В., Егоровой Э.Н., Ли Ен Чжин, Осинцовой Н.В., Петроченко Н.В. освещают широкий круг различных проблем: от описания танца в русле науки «антропологическая онтология» до анализа танца в виде воплощения того или иного национального народного характера в образах и пластике (образно-пластическое воплощение).

    Работ, посвященных исследованию истории хореографического образования, немного. Это труд В.Н. Всеволодского-Гернгросса, единожды опубликованный в 1913 году, раритетный двухтомник под редакцией М. Борисоглебского, вышедший к 200-летию Ленинградского хореографического училища, книга Э.В. Бочарниковой и О.М. Мартыновой о Московском хореографическом училище, дополненная сборником под редакцией С.Н. Головкиной. В данных изданиях собран фактологический материал, который, однако, нельзя назвать полным и последовательным, целостно освещающим историю хореографического образования в России.[]

    Издан ряд монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке народных танцев.

    В 1966 г. опубликовано учебно-методическое пособие по народному танцу А.Н. Блатовой. В 1972 г. издана книга Н. Стуколкиной «Четыре экзерсиса», в 1976 г. К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Ф. Фарманянц в соавторстве опубликовали 1-ю часть учебно-методического пособия для средних и высших учебных заведений искусств и культуры «Народно-сценический танец». В 1983 и 1984 гг. изданы две части книги А.А. Борзова «Танцы народов СССР». В дальнейшем выпущено достаточно много пособий с описанием народных танцев. Это книги таких авторов, как, Г. Власенко, Н. Заикин, Р. Каримова, А. Климов, М. Мурашко, Н. Надеждина, Н. Тарасова, Т. Ткаченко, В. Уральская, Т. Устинова, и многих других. Процесс дальнейшего совершенствования методики преподавания народного танца продолжается и сегодня. Исследования в области народной хореографии становятся востребованы уже во второй трети XX в. с появлением художественной самодеятельности. К середине XX в. появляются теоретические труды, имеющие в своей основе практическую направленность. Публикуются исследования по народному танцу армян, бурят, молдаван, русских, украинцев и др. Особый блок занимают труды по народному танцу русских. В 1964 г. синтезом теории и практики этнохореографии становится монография «Образы русской народной хореографии» К.Я. Голейзовского, где дается подробный анализ плясок и хороводов[9]. Фундаментальным трудом по русской хореографии, вышедшим в 1976 г. и переизданным в 2006 г., является монография «Лексика русского танца» Т.А. Устиновой, в которой впервые был дан полный анализ русской народной хореографии и описаны взаимодействие народного и народно-сценического танца [10].

    В 1980-1990-х гг. проводились плодотворные исследования в области этнической хореографии народов Советского Союза. Особенно следует отметить работы таких ученых, как Т.Б. Бадмаева, Э.А. Королева, С.С. Лисициан, Л.И. Нагаева, Э.Х. Петросян, Х.В. Суна, Г.Х. Тагиров, Ж.К. Хачатрян, Ю.М. Чурко, которые рассматривали вопросы, связанные с сохранением и развитием народного танца, а также классифицировали танцы разных народов. В 1990-е гг. продолжаются сбор эмпирического материала и анализ форм народного танца. Основными работами этого периода являются «Основы русского народного танца» А.А. Климова и «Областные особенности русского народного танца» Н.И. и Н.А. Заикиных.[11]

    Сегодня проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б. Буксикова, А.Г. Бурнаев, Е.И. Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах, Л.К. Сальманова[10].

    Однако, данные работы в итоге не были направлены на освещение проблемы нравственно-эстетического воспитания детей средствами русского народного танца. Таким образом, в сложившейся на данный момент системе нравственно-эстетического воспитания школьников наблюдаются противоречия. Это противоречие между:

    -потребностью общества в воспитании высоконравственного гражданина и образовательным процессом в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей, где преимущественно изучают не народные танцы, а современные эстрадные танцы, например модерн;

    -правом ребенка на нравственно-эстетическое воспитание и отсутствием целенаправленной, систематической работы в контексте изучения народного танца;

    -нравственно-воспитательными возможностями художественного образования и отсутствием содержания, форм и методов развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

    Таким образом, актуальность и недостаточная изученность данной проблемы определили тему исследования: «Русский народный танец как средство нравственно — эстетического воспитания детей«.

    Цель исследования — теоретически обосновывать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

    Объект исследования — процесс дополнительного хореографического образования.

    Предмет исследования — содержание, формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

    Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

    — проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме гуманизации личности подготовки ;

    — проанализировать психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования;

    — раскрыть историю становления и развития русского народного танца как предмета обучения;

    — выявить специфику русского народного танца.

    — разработать формы и методы развития нравственно — эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

    — провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

    Гипотеза исследования — состоит в предположении о том, что нравственно — эстетического воспитание средствами русского народного танца будет значительно результативнее, если внедрить в учебно-воспитательный процесс личностно-деятельностный подход, предполагающий:

    — целенаправленную педагогическую деятельность руководителей хореографического коллектива, овладевших спецификой преподавания танца в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;

    — целостность технологического процесса с учетом специфики функционирования хореографического коллектива в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;

    — мотивацию подростков на участие в хореографическом коллективе в учреждении дополнительного образования детей и нацеленность на высокую танцевальную культуру;

    — постоянный поиск инновационных педагогических технологий по воспитанию танцевальной культуры у школьников на основе личностно-деятельностного подхода.

    Методологической основой исследования послужили

    — идеи личностно-деятельностного подхода (Г.М.Андреев, М.Я. Басов, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский).

    — философские труды о проблемах нравственности и этики, о проблемах искусства (А.А.Климов, И.А.Моисеев, В.К.Нестеров);

    — труды о нравственно-эстетическом воспитании (А.Г. Андреева, Л.П. Буева, И.В. Бурцева, Е.С. Волков);

    — работы, посвященные методологии художественного или хореографического образования (А.А.Алферов, А.И. Борисов, Е.П. Валукин, М.Е. Валукин, Ю.А. Герасимова);

    — труды о русском народном танце (К.Я. Голейзовский, Г. В.Иноземцева, С. Д. Салимова).

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты историко-теоретические аспекты проблем нравственно-эстетического воспитания средствами русского народного танца, изучена история становления и развития русского народного танца.

    Практическая значимость исследования состоит в том, материалы исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогов-хореографов школы и учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования могут быть использованы начинающими руководителями танцевальных коллективов.

    Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

    ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

    1.1 Психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования

    В соответствии с задачами данного исследования, рассмотрим понятие «нравственность». В словаре С.И. Ожегова даётся следующее толкование этого понятия: «нравственность Ї внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»[1]. С.Л. Рубинштейн считает, что именно развитие нравственных качеств составляет основу поведения.[8] Той же точки зрения придерживаются А.В. Брушлинский и К.А. Абдульханова-Славская.

    В своем исследовании мы опирались на труды классиков отечественной педагогики — К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского[39] и зарубежной — Я.А. Коменского, Я. Корчак, А. Нилл, И.Г. Песталоцци, Р. Штайнера, которые считали проблемы нравственного воспитания молодежи краеугольным вопросом педагогики. Большой интерес представляют работы российских общественных деятелей, публицистов — В.Г. Белинского[3], Н.И. Пирогова[24]. И сегодня актуальными мы находим размышления педагогов начала XX столетия И.А.Сикорского и М.М. Манасеина, в которых нравственное образование отождествляется с воспитанием культуры чувств или вопросы нравственного воспитания ребенка тесно связаны с религиозным.

    Понятие нравственности тесно связано с этическими категориями свободы, равенства, самосовершенствования, и эта взаимосвязь наиболее полно отражена в трудах российских философов и педагогов Д.С. Лихачева, Б.Т. Лихачева, представителей личностно-ориентированной педагогики Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой. Утверждение гуманистических принципов образования, возможности формирования гражданина обновленной России в воспитательном процессе современной школы обоснованы в трудах ярославских ученых Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова.

    Психологические основы формирования нравственных ценностей личности мы находим в исследованиях как зарубежных, так и российских ученых-психологов. Моральное развитие личности, его факторы, закономерности и условия исследованы в трудах Л. Кольберга, Ж. Пиаже. Видные отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, П.Н. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин внесли значительный вклад в понимание нравственного сознания личности, в развитие личности как субъекта, формирующегося в деятельности и общении с другими людьми.

    Воспитание эстетики, последовательные шаги по формированию у того или иного человека эстетического восприятия действительности — одно из важнейших звеньев в воспитательном процессе в целом.

    Ученые Макаренко А.С., Лихачев Б.Т. и другие дают множество толкований понятия «эстетическое воспитание», но мы в нашем исследовании опираемся на трактовку К. Маркса. «Эстетическое воспитание Ї целенаправленный процесс формирования творчески активной личности школьника, который способен воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в искусстве и жизни, жить и творить по законам красоты»[17].

    Эстетическое воспитание направлено на формирование эстетического сознания, по которому судят об эстетической культуре человека. Главным звеном является эстетический идеал.

    Эстетическое воспитание, по нашему мнению, нельзя рассматривать отдельно от нравственного воспитания, потому что этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, нравственное и эстетическое есть ценностные отношения, т. е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных нравственно-эстетических ценностей Ї добра и красоты.

    В нравственно-эстетическом воспитании эстетика связана с нравственностью, так как красота в какой-то степени регулирует человеческие взаимоотношения, благодаря этому человек интуитивно тянется к добру[19].

    По мнению О.В. Лармина, целью нравственно-эстетического воспитания является формирование сознания и деятельности людей в духе высоких, непрерывно творчески развивающихся нравственных и эстетических идеалов»[19]

    Нравственно-эстетическое воспитание лучше всего осуществляется в процессе художественного образования, поскольку оно представляет собой процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

    По мнению Б.М. Неменского — искусство совершает гигантскую работу по нравственно-эстетическому формированию личности, оно приобщает к огромному человеческому опыту поисков нравственно — эстетических ценностей, к находкам, ошибкам. Искусство очеловечивает, но не назиданием: «оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению грамотного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, «сугубо личных» критериев нравственного и безнравственного»[19].

    Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой, основой которой являются:

    -эмоциональное воздействие на человека, основанное на эффекте сопереживания;

    -диалогический характер художественного восприятия;

    -творческие возможности воображения воспринимающего, его художественная интуиция;

    -коллективная форма восприятия искусства, ее «соборность»;

    -обобщенное, целостное, образное и проблемное отражение действительности;

    -оценка действительности с точки зрения ее прогрессивного развития, критерием чего является эстетический идеал художника.[18]

    Важно добавить, что художественно-эстетическое воспитание соотносится с такими понятиями, как художественная грамотность и эстетическая образованность. Эстетическая образованность отражает более высокий уровень художественного развития человека, включающий широту кругозора в области искусства; устойчивую потребность в общении с искусством, понимание закономерностей его развития, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства; владение спецификой языка разных искусств, сформированный эстетический вкус, целостное представление об окружающем мире на основе единства рационального и образно-художественного познания; уважение к художественному наследию прошлого.

    Сущность нравственных категорий, понятие о них, а также представления о красоте и т.п. формируется уже в детстве.

    Младший школьник в своем возрасте занимается освоением нравственных категорий, научается оценивать действия и поступки своего окружения. Ребенку младшего школьного возраста нравственно-эстетическое воспитание дает возможность внутреннего роста, повышает уровень восприятия искусства в целом.

    При формировании нравственно-эстетических представлений детей важным условием является преемственность урочной и внеурочной деятельности, поскольку современная парадигма образования от академичной перешла к парадигме образования, в которой ребенок с помощью полученных знаний решает свои практические жизненные вопросы.

    В психолого-педагогической литературе проблема нравственно-эстетического развития и формирования соответствующих качеств личности школьника рассматривается в трудах ученых К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Н.А. Мелик-Пашаева и др. Теоретический анализ данных исследований по проблеме показал, что внимание ученых направлено на обоснование педагогических условий, обеспечивающих взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов развития и воспитания личности, а также рассмотрение путей, форм и методов воспитания у детей-младших школьников эстетического восприятия нравственных ценностей, обозначения источников опыта ребенка в области нравственности и эстетики. К.В. Гавриловец определяет нравственно-эстетическое развитие личности младшего школьника как целенаправленную систему воздействия на мысли, чувства, поведение воспитанников, которая формирует у них способность воспринимать нравственное как прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по нравственно-эстетическим критериям.

    Какие же структурные компоненты составляют систему нравственно-эстетического развития личности младшего школьника? Так, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская, применяя деятельностно-функциональный подход в изучении структуры нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника, выделяют ответственность, осознание коллективного долга, творчество, критическое отношение к своим действиям, общительность, организованность, честность, правдивость [3]. Е.Л. Прасолова, формируя основные критерии нравственно-эстетического развития школьников, опирается на такие качества личности, как ответственность, эстетический вкус, культура речи, культура общения [24]. Можно заключить, что нравственная направленность развития личности младшего школьника проявляется в сочетании следующих качеств: гуманность (система установок учащихся начальных классов, проявляющаяся по отношению к одноклассникам, учителю и др., в общении и деятельности), ответственность и организованность (личностные характеристики младших школьников, заключающиеся в добросовестном отношении к учебе и общественным поручениям), отзывчивость (сочувствие, участливость), которые формируются в процессе художественного образования.

    Эстетическая направленность личности учащихся начальных классов проявляется в актах деятельности творческого созидательного характера, направленной на формирование у себя эстетического вкуса — как ценностной установки личности; культуры поведения при общении — возможность, используя дружелюбный тон, изложить собственную точку зрения испокойно воспринять точку зрения оппонента не унижая его достоинства; культуры речи — умение грамотно оформлять свою речь; эстетической оценки — умение аргументированно осмысливать эстетические достоинства и недостатки художественных явлений; художественно-творческой активности, предполагающей наличие образного мышления, чувства юмора, любознательности, умения перерабатывать полученную информацию: сравнивать, комбинировать ранее известные знания, умения, а также способность видеть в обыденном и привычном новое и необычное.

    Таким образом, нравственно-эстетическое развитие младших школьников в первую очередь должно осуществляется в процессе художественного образования, позволяющем решать двуединую задачу: создание условий для самостоятельного приобретения прочных научных знаний учащимися и формирование творческой, активной, инициативной, нестандартно мыслящей личности.

    1.2 История становления и развития русского народного танца как предмета обучения

    Петербургское императорское хореографическое училище стало в к. 19 века родоначальником народного танца как предмета обучения. Появление народного танца было обосновано тем, что самые разные народные танцы исполнялись в балетных спектаклях: польские, венгерские, испанские и другие. Отметим таких известных исполнителей «характерного танца»: А Ширяев, Ф. Кшесинский, В. Гельцер.

    Многие хореографы давно задавались мыслью о создании такой системы, в которой возможна бы была полноценная подготовка исполнителей русского народного танца. Первая попытка создания характерного тренажа была предпринята А.В. Ширяевым в 90-х гг 19 в. Позднее эти уроки изучались учащимися старших классов балетной школы в Петербурге. Изначально «характерный танец» воспринимался как некое второстепенное явление среди других предметов, однако со временем отношение к нему менялось, многие становились сторонниками этого нововведения. Постепенно «характерный танец» в своем формировании стал полноценной учебной дисциплиной. Другие хореографические училища стали включать «характерный танец» в свои учебные программы.

    Начиная с 20-х годов XX в. в нашей стране создается большое количество любительских танцевальных кружков, ансамблей, студий и даже балетных театров. Проводятся смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады художественного творчества. Возникает огромная потребность в кадрах руководителей. В решении этой проблемы значительную роль сыграли мастера старой школы, которые в новых условиях не замкнулись в себе, а активно способствовали развитию творческих способностей детей и молодежи.

    Стоит уделить внимание фундаментальному труду А.И.Бочарова, А.В. Лопухова, А. В.Ширяева, «Основы характерного танца», изданному в 1939 г.Это исследование можно по праву считать первым учебником в области преподавания народно-сценического танца. В работе было приведено качественное обобщение опыта, который был накоплен при подготовке исполнительского кадрового состава.

    В сети ССУЗов, созданной после окончания Великой Отечественной войны, проходили подготовку руководители творческих коллективов самодеятельности. Такие творческие самодеятельные коллективы были в том числе и хореографические. В основе предмета лежало преподавание «характерного народного танца». Выпускники хореографических отделений училищ культуры возглавили сотни любительских коллективов страны, сохраняя и развивая традиции народной хореографии.

    Кадровый состав балейтместеров и педагогов-хореографов проходил подготовку на базе хореографических отделений институтов культуры, которые, в основном, открывались во второй половине 60-х годов 20 века. В ряду других дисциплин народно-сценический танец занимал практически центральную позицию.

    Отметим вклад профессора Т.С.Ткаченко, которая занималась преподавательской деятельностью в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского (РАТИ). Благодаря Т.С. Ткаченко система воспитания и обучения исполнителей народно-сценического танца получила практическое утверждение и развитие. Научный труд «Народный танец» Т.С. Ткаченко вышел в 1954 году, а позднее, в 1967 году, был переиздан повторно. В разделе указанного труда «Станок» был систематизирован и расширен существующий комплекс упражнений по предмету «народный танец». Вышеуказанное, а также применение новых названий в работе Т.С. Ткаченко способствовало укреплению позиций предмета. Система упражнений в итоге перетекла в самостоятельную дисциплину. К этому моменту различные учебные заведения включают в свои программы «народно-сценический танец» как самостоятельный предмет и он получает довольно широкое распространение. На сегодняшний день множество педагогов предпринимают успешный поиск решений по развитию и утверждению в русле существующей практики качественной подготовки преподавателей и исполнителей народного танца.

    Старший преподаватель А.Н. Блатова (Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой) в 1966 году подготовила и опубликовала учебно-методический труд, посвященный народно-характерному танцу. Это учебно-методическое пособие довольно долго имело большой успех при использовании его педагогами при изучении народного танца. Педагог и танцовщица Н.М. Стуколкина в 1972 году выпустила пособие «Четыре экзерсиса»: здесь автор собрал весь свой опыт преподавания «характерного танца»[9].

    Преподавательский коллектив К.С. Зацепина, А.А. Климов, К.Б. Рихтер, Н.М. Толстая, Е.К. Фарманянц, проводящий подготовку студентов в Московском хореографическом училище, подготовил и опубликовал в 1976 году первую часть следующего труда: учебно-методическое пособие для средних и высших учебных заведений искусств и культуры «Народно-сценический танец»[9].

    А.А. Борзов в 1983-1984 годах издал первую и вторую часть труда «Танцы народов СССР». Этот труд явился пособием курса «Народный танец», изучаемого студентами театральных ВУЗов на балетмейстерских факультетах. В первой и второй частях пособия представлены методики изучения русских, украинских и молдавских народных танцев.

    Кроме вышеперечисленных книг по методике преподавания народно-сценического танца, выпущено достаточно много пособий с описанием народных танцев как традиционных, так и авторских постановок. Это книги таких авторов, как Г.Ф. Богданов, Г.Я. Власенко, Р.З. Каримова, А.А Климов, О.Н. Князева, М.П. Мурашко, Н.С. Надеждина, Г.Х. Тагиров, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральская, Т.А. Устинова, Ю.М. Чурко и многих других

    Учитывая комплекс задач, стоящий перед теми или иными учебными заведениями, ведущие педагоги нашей страны предприняли успешную разработку учебных планов, программ, пособий по дисциплине «Народно-сценический танец». Кафедрами столичных и региональных вузов МАХУ, ГИТИСа, МГУК и других выпущены сотни хореографов, работающих в профессиональных и любительских коллективах, в учебных заведениях, учреждениях культуры и искусства. К примеру, только одна кафедра народного танца хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств за 35 лет своей деятельности подготовила более 800 специалистов. Система преподавания дисциплины «Народно-сценический танец» совершенствуется по сей день. Теория и практика предмета содержит в себе обширный опыт, который был накоплен в течение столетия. Тем не менее, ощущается недостаток в обобщении материала, в его систематизации.

    Воспитание исполнителя народного танца — процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Вот почему урок народного танца у станка должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен.[13]

    Двигательный аппарат в своем формировании, актерские способности и их дальнейшее развитие, усвоение манеры и характера исполнения тех или иных движений — вот, что является важнейшим моментом при подготовке исполнителя. Этот сплав умений и навыков в дальнейшем дает возможность наиболее качественно и высококлассно сценически передавать настроение и палитру народных танцев в их исполнении.

    Отметим, что, особенно в начале обучение, выстраивание урока народных танцев у станка происходит не сразу. Учебные танцевальные комбинации складываются поэтапно, постепенно, из одельных движений и элементов танца. Опишем процесс изучения нового движения у станка: к станку лицом, исполнение сначала с одной ноги, затем — с другой ноги. Важнейшей составляющей освоения является правильность исполнения тех или иных упражнений с верным распределением нагрузки на связки, суставы и мышцы. Составляя урок, педагог должен учитывать следующие моменты: время проведения занятия, температура в помещении, где проводится занятие, а также — все прочие аспекты, прямо или косвенно влияющие на обучающихся. В урок включается определенное количество упражнений, которые выполняются путем чередования быстрых и плавных, с вытянутыми ногами — с согнутыми ногами и т.д., в урок может входить до 9 упражнений. Основой урока выступают: упражнения по приседанию, упражнения, развивающие стопу и ее подвижность, броски маленькие, движения ногой круговые, развороты ног — низкие и высокие, выстукивания дробные, «веревочка» и подготовка к ней, на 90 градусов раскрывание ноги, броски большие.

    Начать упражнение следует с приседаний (вводятся в активное действие суставы и связки), заканчивают упражнение обычно большие броски. Включить в урок приемлемо и другие упражнения прочих разделов: к примеру, могут использоваться упражнения каблучные в замен бросков маленьких и т.д.

    Начиная выстраивать логику проведения урока, педагог должен четко определиться с тем, что должно подлежать изучению в этом конкретном уроке. Есть ли смысл дополнения или усложнения упражнений и каких, какой материал необходимо отработать — важнейшие педагогические задачи, реализуемые педагогом на уроке. Отметим, что не является целесообразным изучение и разучивания в процессе одного занятия всего комплекса тех или иных урочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой интенсивности и хорошего результата достаточно произвести замену нескольких или даже одной комбинации на другие — новые, усложнить еще две, три или четыре комбинации и, оставив не изменяя, закрепить остальные в процессе проведения занятия

    Педагогу на уроке необходимо обеспечить усвоение учащимися всех тонкостей материала по хореографии, который подлежит изучению на уроке. На первое место здесь выступает практика: метрическая раскладка любого изучаемого упражнения, хорошо показывать упражнения под музыкальное сопровождение. Урок желательно проводить с сохранением единого темпа. Нельзя затягивать этап объяснения при изучении упражнений — так можно избежать переохлаждения, физический аппарат исполнителей не должен переохлаждаться, что особенно является актуальным при работе по освоению учащимися материалу зимой. Нельзя допускать перегрузки учащихся, проводя занятия в слишком высоком темпе. Мышцы обучающихся могут быть освобождены сменой упражнений. Пара танцевальных движений могут способствовать такому отдыху. Исполнительские навыки качественно формируются у учащихся лишь при успешном ведении урока, которое включает в себя последовательность и чередование освоения, разнообразный предлагаемый к изучению материал, разумная нагрузка на суставы и связки.

    На нравственно-эстетическое воспитание учащихся прежде всего влияет в том числе и то сопровождение музыкой, которое имеет место быть в процессе выполнения упражнений. Каждое занятие естественно в своей основе содержит то или иное музыкальное сопровождение.

    Аккордеон, баян или рояль — максимально подходящие инструменты для обеспечения сопровождения музыкой на занятиях. Очень важно соответствие музыки движению: стиль, национальная окраска и характер занимают здесь немаловажное место. Качественное сопровождение музыкой способствует развитию у учеников слуха, ритма и художественного вкуса.

    Учебными комбинациями выстраивается «полотно» урока. Каждый раз, когда нужно наолнить форму содержанием — на помощь приходит определенная последовательность движений. Отметим, что тот материал, который имеется в разделе необходимо усложнить, дополнив теми или иными движениями. Собрание материала просто воедино не является конечной целью. Основой, в то же время, должен выступать главный элемент. Стиль и основное движение — этому должны соответствовать элементы и аспекты народного русского танца, которые применяются при создании той или иной танцевальной комбинации. Танцевальные элементы могут сочетаться с учебными элементами и в результате давать интересный результат по танцевальным комбинациям. Что остается главным: направление внимания учащегося при его физической подготовке к движению в середине зала, где проводится занятие.

    Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.

    Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу мы решаем. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на при согнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному.[14] Все вышесказанное должно учитываться при создании и реализации поурочных занятий по народному русскому танцу.

    1.3 Русские народные танцы и их специфика

    Танец — это квинтэссенция глубоких чувств и фантазий народа, включающая в себя яркое и красочное художественное отображение тех или иных эмоций, а также — четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. При помощи тех или иных пространственных рисунков и разнообразных пластических движений возникает конкретный и обобщенный художественный образ в рамках сюжетной драматургической основы.

    Восприятие танцевального образа может быть как непосредственным, так и ассоциативным. Характер, ритм, темп мелодии органически связаны с лексикой и содержанием танца, в которых отображаются те или иные танцевальные образы в их художественности, конкретности и правдивости.

    Народное творчество — это квинтэссенция менталитета нации, характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее

    Древнейших искусств много и одним из них выступает народный танец. Выражение своего эмоционального состояния с помощью тела — потребность, на которой основывается развитие древнего искусства народного танца. В танце отображаются будни и повседневная реальность человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а после — вместе с музыкой) выражал впечатления радости и печали.

    Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.

    Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, быт — все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Общество развивается и в ходе этого развития русский народный танец приобретает высокий уровень самостоятельного значения, стает своеобразной формой воспитаня народной эстетики. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является максимально разннобразным.

    Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа[11].

    История русской пляски уходит в языческие времена, когда северяне, вятичи и радимичи: «и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся б?совьскыя п?сни, и ту умыкаху жены соб?»[29] В древности танец имел религиозно-магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

    Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

    Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.)

    Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам[18].

    Танцевальная лексика русского народного танца является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

    В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

    1. Образная — создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально — подражательной.

    2. Естественно-пластическая — подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

    3. Традиционная — выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

    Большое значение в русском народном танце приобретает его интонация, представляющая собой совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп — радость, медленный — грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

    Содержание русского народного танца — особое. Это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

    Для него типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием.

    Русский народный танец возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

    Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

    Существуют как медленные, отражающие грусть, так и быстрые танцы: кадрили, хороводы, ручейки, игровые танцы, хороводы, приседания танец.

    В русском народном танце исполнители пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Однако это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.

    Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

    Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

    Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. В связи с разделением труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок[50].

    В Древней Руси хранителями русских танцевальных обычаев были скоморохи которые ходили ватагами и выступали под пение сопелок и удары бубнов. Скоморохи выступали для забавы в княжеских, боярских и купеческих хоромах. Нередко скоморохи выступали в личинах. Подчас скоморохи устраивали пантомимы или пели заводные частушки. Новгородская былина Садко описывает пляску Морского царя под аккомпанимент гуслей, в результате которой на море разыгралась сильная буря.

    Псковский игумен Памфил в 1505 году сообщал о ритуальных плясках в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Танец состоял из «вихляния хребтом» и «топания и скакания ногами». Домострой решительно осуждал скоморошьи пляски под гусли и гудения, которые «ангелов божьих» отпугивают, а «бесов смрадных» приманивают.

    В отличии от немцев, у русских женщины и мужчины не плясали взявши друг друга за руки. Адам Олеарий (XVII век) писал, что мужчины и женщины плясали отдельно, при этом женщины часто танцевали с платком в руке. При этом присутствовали движения ногами, руками, бедрами и плечами.

    Среди множества жанровых разновидностей русского народного танца особое распространение получили хороводы.

    Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo — круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе.

    Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг.

    Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели- это когда? и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во все лето и осень[51].

    Так или иначе, хоровод имеет свои правила, традиции исполнения, поэтому он становится самостоятельным жанром и украшает собой праздники. Он воплощает в себе единство русского народа, дружбу. Ведь участники держат друг друга за руки, порой только мизинцами, иногда за платки, венки, пояса. Манера исполнения зависит от местности, содержания танца и темпа музыки.

    Хороводы водили по всей России, но, как правило, в каждом регионе он отличается стилем, композицией, манерой исполнения. Это связано с природными климатическими условиями, особенностями быта и труда.

    В хороводе любая фигура может иметь не одно, а множество значений. Участники, не меняя построения, передавали различное содержание и настроение, любую тематику — любовную, трудовую и т.д. Круг — «солнце», остается неизменным, а действия, настроение танцоров, выражение их характеров, совершенно различны.

    Русские хороводы делятся на орнаментальные и игровые.

    В орнаментальном хороводе танцующие ходят кругами, рядами, создают из хороводной цепи фигуры, в ритм с музыкой, которая является для них лишь музыкальным сопровождением. В песне к такому хороводу нет яркого сюжета с действующими лицами, какого-то конкретного действия. Их содержание связано с образами природы, коллективным народным трудом, бытом. Замысловатые фигуры хоровода имитируют узоры русских кружевниц, узоры, вырезанные по дереву, работу живописцев.

    Второй вид русского хоровода — игровой. Главным в нем является раскрытие сюжета. В сопровождающей танец песне есть конкретное действие, герои, и исполнители разыгрывают его с помощью пляски, жестов, мимики. Создают образы, характеры героев, изображают трудовые процессы, сказочные темы. Рисунки в игровых хороводах проще, чем в орнаментальных. Композиция строится по кругу, либо парами и линиями.

    К русским пляскам относятся в том числе рассмотренный выше хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа[51]. Перепляс носит характер соревнования.

    Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

    Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь»). Вспомним, у И.С.Тургенева: «Плясал Иван удивительно — особенно «Рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга — да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь — да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит. «.

    Русские народные танцы в Казани — уроки и занятия

    Найдена информация о 5 подходящих школах танцев. Русские народные танцы — цены и отзывы. Сравнительная таблица школ танцев Казани, где есть услуги по обучению русским народным танцам.

    • Набор столбцов:
    • Адреса и телефоны
    • Инфо
    • Цены
    • Произвольная настройка

    Сложно переоценить красоту и эмоциональность русских народных танцев. Свободные и легкие движения прекрасно передают настроение танцоров и заражают хорошим настроением зрителей. Изначально русские танцы возникли как результат трудовой деятельности человека, передающий настроение, мысли и чувства целого народа. Они представляют собой красочное и яркое творение, отображающее быт, эстетические взгляды и понимание красоты окружающего мира русскими людьми. Непременным условием для русских народных танцев являются характерные движения, музыкальные мотивы и костюмы.

    Проводя классификацию и деление на виды этого танца, в качестве основы берется его хореографическая структура и подобные устойчивые признаки. В качестве двух основных жанров выступают пляска и хоровод.

    Основные виды русского народного танца

    К основным направлениям можно смело отнести хоровод, в котором присутствует синхронное исполнение хороводной песни и стандартных движений. Используемые фигуры и танцевальные рисунки могут быть как только мужскими или женскими, так и совместными. Как правило, в хороводе участники стремятся инсценировать содержание песен, обыгрывая их в танцевальных движениях.

    Другим направлением русских народных танцев считают плясовые. Пляски изначально исполнялись в виде обрядовых танцев, постепенно становясь более традиционными. В них увеличивается разнообразие рисунков и темп исполнения, в сравнении с хороводами, наблюдается больше построений и переходов. В танце движения становятся все более разнообразными и яркими с каждым тактом, что является весьма характерной особенностью плясок. Интересным элементом русских народных танцев является перепляс – своего рода соревнование в силе, ловкости, удали и индивидуальности. Он исполняется преимущественно мужчинами под стандартные народные мелодии, частушки. Это интересный способ на практике продемонстрировать свои навыки и порадовать окружающих эффективным выступлением.

    Как проходят уроки русских народных танцев в студиях Казани?

    Если вы только планируете начинать занятия и не имеете опыта, лучше обратить внимание на открывающиеся новичковые группы. Это позволит последовательно освоить все основные движения и элементы, плавно и синхронно с остальными учениками наращивая свой уровень и развивая навыки. В таких группах зачастую ставятся полноценные танцы, устраиваются выступления и шоу, что позволяет на практике реализовать все полученные умения.

    Некоторые студии предлагают универсальные для всех учеников занятия. Их можно посещать независимо от уровня подготовки, так как на каждом уроке преподаются отдельные элементы.

    Обучение русским народным танцам в Казани

    На нашем портале представлены танцевальные школы Казани, где представлены уроки русских народных танцев. Опытные преподаватели помогут освоить базовые навыки стиля и привьют искреннюю любовь к истории страны, на протяжении которой происходило постепенно развитие танца. На страницах портала собраны телефоны и адреса студий русских танцев, цены на разовые занятия и стоимость полноценных абонементов.

    Парад дружбы народов: многонациональный хоровод, танец ткачей от русских немцев и обереги кряшен

    В День России в Казани впервые состоялся масштабный Парад дружбы народов. По центральной аллее парка имени Горького прошли представители различных национальностей, проживающих в Татарстане. Причем все в национальных костюмах. Прохожие, присоединявшиеся к шествию, с удовольствием делали селфи на фоне красочного действа. Завершил шествие праздничный концерт, апофеозом которого стал танцевальный флешмоб

    В День России в Казани впервые состоялся масштабный Парад дружбы народов. По центральной аллее парка имени Горького прошли представители различных национальностей, проживающих в Татарстане. Причем все в национальных костюмах. Прохожие, присоединявшиеся к шествию, с удовольствием делали селфи на фоне красочного действа. Завершил шествие праздничный концерт, апофеозом которого стал танцевальный флешмоб.

    Шествие собрало свыше 1 000 участников

    Ровно в 11 часов в Казани, как и еще в 31 регионе России, стартовал Парад дружбы народов. Шествие объединило представителей национальностей, проживающих в Татарстане. Как известно, их свыше 100. К ним присоединились и официальные лица — министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин, депутат Госдумы России Ольга Павлова и другие. Во главе парада участники пронесли огромный транспарант «Парад дружбы народов России. Дружба народов — богатство Татарстана». Все шли в национальных костюмах с песнями и плясками. Хором запевали русские народные песни, да еще и под баян — «Калинка», «Валенки» и другие. У всех на груди приколота ленточка с российским триколором. Их, кстати, раздавали в парке всем желающим.

    Как рассказал изданию KazanFirst заместитель председателя Молодежной ассамблеи народов Татарстана Амриддин Камолов, на парад вышли представители вузов и ссузов, молодежные организации национальных диаспор, общественные деятели.

    Экзотичные помпоны и калфак для оберега

    Одни из самых экзотичных и ярких костюмов — у российских немцев. И это не привычные нам костюмы официанток в пабах, а яркие наряды с оригинальными головными уборами. На каждом — несколько помпонов, сделанных из шерсти. По словам российской немки — участницы фольклорно-танцевального коллектива «Фольклорная тележка» Маргариты Кунцман, по цвету этих помпонов (на самом деле они называются «балль» — шар) можно определить, замужем ли обладательница такой шапочки. Если они красные, то женщина свободна от семейных уз, а если черные — замужем. У мужчины о семейном статусе можно узнать по длине сюртука, а информацию о количестве детей — по вышивкам на штанах.

    — Наши предки переехали в Россию по приглашению правителей лет 300 назад. И остались здесь жить, сохранять свою культуру, и нам в этом помогают. Мы танцуем национальные танцы Германии, поем, готовим национальные блюда, изучаем язык, традиции. Сами мы из Петрозаводска, но там нас немного. Есть и места компактного проживания немцев, например, Алтай. В Поволжье это Саратов. С одной стороны, мы — патриоты России. С другой — поддерживаем традиции, принятые в Германии, — рассказывает собеседница. Коллектив приехал в Татарстан по приглашению специально на праздник, и его участников республика очень впечатлила. — Казань нас покорила. Город красивый, чистый, богатый, улыбчивый, — признаются они.

    По словам Кунцман, большая часть населения России не знает о проживании российских немцев на территории страны.

    — После войны отношение к нам было крайне негативным. Из Поволжья, где были места компактного проживания, российских немцев депортировали. И они остались как раз там, куда были отправлены. Но со временем отношение меняется, — говорит она.

    На суд публике ансамбль российских немцев представил очень любопытный танец ткачей, во время которого они эмитировали работу швейной машинки, «плетя» хитрые узоры, не расцепляя рук между участниками коллектива.

    Очень любопытный головной убор и у кряшен — калфак.

    Он весь украшен красивой вышивкой, которая защищает девушку от неприятностей. Вышивка в качестве оберега присутствует даже внутри головного убора. А у одной из представительниц этой народности на шее — своеобразные бусы из монет. Они достались девушке от бабушки, в них даже встречаются экземпляры конца XIX века.

    Среди участников парада и чувашский фольклорный ансамбль «Салам» из Казани. Они гордятся, что в Татарстане проживают свыше 100 000 чувашей — это третий показатель после русских и татар.

    — В Татарстане все живут мирно и хорошо. Для нас День России — это праздник, потому что все мы россияне. За Россию воевали наши деды и прадеды, — говорят представительницы коллектива. — Всеми способами мы стараемся поддерживать традиции и передавать их молодежи.

    Танцевальный флешмоб

    Участники Парада дружбы прошли через весь парк до специально организованной сцены. Здесь всех зрителей ожидал концерт, а также награждение победителей Спартакиады по национальным видам спорта и фестиваля по народным забавам. Перед сценой организовали фотовыставку «Многоликий Татарстан», на которой представлены портреты представителей различных национальностей без национальной атрибутики.

    — Сегодня большой праздник — День России. Парад дружбы народов проходит во многих городах Российской Федерации. Мы понимаем, насколько сильна страна, потому что есть единение, дружба, понимание между народами России, — отмечает министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин.

    Глава ведомства также зачитывает поздравление президента Татарстана Рустама Минниханова с праздником.

    — Россия всегда была уникальным сообществом народов, культур, религий. Этот цивилизационный уклад делает нас сильными и конкурентными, позволяет вести суверенную политику, является притягательным в мировом масштабе, — подчеркивает президент в своем обращении к татарстанцам.

    Депутат Госдумы Ольга Павлова гордится тем, что родилась и выросла в Татарстане. Республика дала стране огромное количество имен героев, знаменитых писателей, ученых, спортсменов.

    — Как человек, отдавший всю жизнь спорту, не могу не отметить, что многие национальные виды спорта, в частности, куреш, снискали международное признание, — говорит она.

    Номера сменяются один за другим — тут русские и татарские песни, немецкие, узбекские и чеченские танцы, стихи собственного сочинения ко Дню России. Завершает официальную часть танцевальный марафон. Перед сценой под песню «Я, ты, он, она — вместе дружная страна» представители разных народностей закружились в едином хороводе.

    СЛЕДУЙ ЗА НАМИ

    Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

    «Челны созрели для нового театра, но на это надо 1 млрд рублей»

    В автограде до сих пор не решена проблема строительства отдельного здания театра. Творческие коллективы по-прежнему работают в неприспособленных для этого зданиях

    В автограде до сих пор не решена проблема строительства отдельного здания театра. Творческие коллективы по-прежнему работают в неприспособленных для этого зданиях.

    Александр Жидких — Набережные Челны

    К примеру,кукольный театр до сих пор ютится в одном крыле межшкольного учебного комбината №72, Татарский драматический театр — в здании бывшего райкома партии, русский драматический театр «Мастеровые» — в здании бывшего Интерклуба, а молодежный театр «Ключ» — в общежитии Педагогического института.

    Но даже в этих непростых для себя условиях театры продолжают творить, завлекая зрителя на свои спектакли.

    В сезоне 2016/17 года коллектив татарского драмтеатра порадовал челнинцев такими новыми постановками, как комедия «Муж на час» по пьесе писательницы Айгуль Ахметгалиевой, «Урман-club» для маленьких зрителей по сказке Ильгиза Зайниева, драмой «В ночь лунного затмения» по пьесе Мустая Карима и последней премьерой — мелодрамой «Сумбуль» автора Зифы Кадыровой. Театр уже официально закрыл свой сезон, но труппа будет показывать спектакли до 9 июля.

    Театр «Мастеровые» в этом сезоне подготовил для зрителей комедию «Ревизор» (режиссер-постановщик Денис Хуснияров), «Фантазии Фарятьева» (режиссер-постановщик Петр Шерешевский) и спектакль для детей по мотивам произведения Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (режиссер-постановщик Евгения Никитина). Всего в репертуаре театра заявлено 12 спектаклей. Из новинок, которые труппа готовится представить на суд зрителя, — «Собачье сердце» по мотивам произведения Михаила Булгакова, «Волшебник Изумрудного города» и мелодраму, название которой пока хранится в тайне.

    — До недавнего времени театр в каждый новый сезон выпускал по 3-4 новых спектакля. Но сейчас делать это стало гораздо сложнее благодаря Министерству финансов Татарстана. Дело в том, что у нас в отличие от государственных театров дотаций на постановки, гастроли не существует и мы были поставлены в условия жесткого самофинансирования, — рассказал корреспонденту KazanFirst директор Театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ.

    Город выплачивал сотрудникам часть заработной платы и коммунальные платежи, а деньги на постановки спектаклей, на содержание инфраструктуры театр зарабатывал сам. Но с нового года ситуация изменилась. Причем, как пояснил директор, не в пользу творческих нужд театра. Появилось правило 75 на 25 — это когда из 100 заработанных театром рублей 75 должны уходить на выплаты зарплат сотрудникам, а 25 — оставаться на счету. Из оставшейся суммы 14% необходимо выплачивать Российскому авторскому обществу, а на 11% — выполнять социальные обязательства (сюда входит, например, содержание съемных квартир для иногородних артистов) и постановку спектаклей. Раньше заработанные театром деньги делились пополам.

    С одной стороны, в этом нет ничего зазорного, считает Диамантэ, но с другой — новая пропорция в денежных потоках создает трудности для творческой стороны театра: он должен всегда быть в тренде и давать зрителю что-то новое. При этом, как говорит директор, в этом вопросе их никто не хочет слышать.

    — Я не думаю, что кто-то поставил себе целью уничтожить театр. Можно было просто закрыть и все. Но сложившаяся ситуация просто катастрофическая. Как выжить, если нет денег на постановки, гастроли и содержание? -задается риторическим вопросом директор.

    Выход, конечно же, из этой ситуации есть — театру надо больше зарабатывать. По мнению Армандо Диамантэ, существующие на сегодняшний день доходы надо увеличить вчетверо. Но в нынешних условиях эта задача невыполнима — у театра слабая инфраструктура, особенно это касается зрительного зала, рассчитанного всего на 143 человека. Соответственно, это сказывается на стоимости билетов, которые уже сейчас составляют 700-800 рублей. Поднять их до 1 000 рублей — значит, нанести удар по зрителю, который за такую стоимость просто не придет на спектакли.

    Руководитель театра считает, что всего существует три решения. Первое и самое наименее затратное — это провести реконструкцию в здании Интерклуба: построить дополнительное крыло, что позволит увеличить количество зрительских мест до 300 человек. Обойдется реконструкция в 20 млн рублей, но сильно это проблему с собираемостью денег не решит. Второе решение — подобрать новое здание. Такое здание есть — это ДК «КАМАЗ», где есть хорошая сцена. Но само здание дома культуры не отвечает нуждам театра — на его реконструкцию необходимо 100 млн рублей. Третье, самое идеальное — построить современное здание театра. Однако для этого необходимо найти в республике, не говоря уже о самом городе, 1 млрд рублей.

    Впрочем, проблема театра «Мастеровые» не единственная в городе. Татарскому драмтеатру также неуютно в здании бывшего райкома партии. Но для него, и это уже решенный вопрос, должны реконструировать здание бывшего ночного клуба «Колизей», расположенного в поселке ЗЯБ. Проблема состоит в том, что его нынешние владельцы пока никак не могут договориться с руководством города о цене выкупа здания в собственность города с последующей его передачей театру. К тому же за четыре года простоя оно сильно обветшало и в существующем состоянии, и внутреннем в том числе, непригодно для нужд театра. Переделывать придется полностью основной зал, рассчитанный больше под танцпол, нежели для театральных постановок.

    Сумма реконструкции может обойтись городу в 250-300 млн рублей. Это не считая той суммы, которую придется отдать за выкуп. Несколько лет назад владельцы «Колизея» хотели за него 190 млн рублей. Умерили ли они свои аппетиты в период разразившегося кризиса -неизвестно. Но судя по тому, что на здании до сих пор не проводится никаких работ, о предстоящем скором переезде Татарского драмтеатра в новые апартаменты говорить не приходится.

    Другие же театры города — театр кукол и молодежный театр «Ключ» — пока своих насиженных мест покидать не собираются. Хотя, по мнению представителя театра «Ключ» актера Ивана Полякова, город давно созрел для того, чтобы в нем появилось хорошее, отвечающее современным требованиям здание театра. Беда в другом — у города на это просто нет денег.

    Категории: Современные