• Русский народный танец для детей постановка танца

    27 Дек 2018 admin Комментарии к записи Русский народный танец для детей постановка танца отключены

    Русские народные танцы для детей и их особенности

    В настоящее время многие родители детей дошкольного возраста задумываются о том, как привить своим чадам любовь и уважение к народной культуре. Это можно сделать через русские народные танцы для детей. Тем более, что танцы – непременный атрибут детсадовских утренников. Поскольку, детские утренники ставятся организаторами в виде мини-спектаклей, без костюма, подходящего тематике мероприятия, не основательно продумать танцевальные движения и даже мимику маленьких танцоров. В этой статье как раз пойдёт речь о постановке танцев для воспитанников детского сада.

    Русский народный танец для детей «Матрёшки»

    Для постановки этого замечательного детского танца потребуется выполнить картонный макет матрёшки, ростом с ребёнка. А также позаботиться о костюмах и фонограмме. Девочки должны быть в русских народных сарафанах и косыночках, с накрашенными щёчками так, как в детских сказках. Под музыку песни «Куклы-неваляшки» девочки, по две «выплывают» из-за картонной матрёшки, придерживая руками уголок косынки и слегка качаются со стороны в сторону как матрёшки.

    Русско-народные танцы для детей дошкольного возраста не обязаны вырабатывать у детворы идеально исполненные танцевальные движения, а для призваны заинтересовать малышей и помочь им побороть стеснение и раскрепоститься. Поэтому танцевальные движения должны быть просты и легки в исполнении:

    • пятка-носок;
    • покачивания со сложенными по типу «лодочка» руками;
    • поворот вокруг себя.

    Русские народные танцы для детей в детском саду могут превратить обычный утренник в целое театральное представление. Известная и всеми любимая песня «Кадриль» на стихи Е.Темниковой под музыку В.Темнова замечательно для этого подходит.

    Первый куплет – вступление. Девочки группкой стоят в стороне, «плюхают семечки» и поглядывают на мальчиков, заразительно смеясь. Мальчики, одетые в косоворотки и картузы, сидят на лавке, сложив на груди руки.

    Второй куплет – один из мальчиков решительно встаёт и махнув рукой «была- небыла», идёт к девочкам. Остальные ребята смеются над смельчаком, показывая на него пальцем. А храбрец, между тем, приглашает одну из девочек на танец. Девочка, поколебавшись, встаёт, приняв приглашение и они, взявшись за руки и подняв их в виде «воротиков», медленно идут по кругу. Свободной рукой девочка придерживает своё платье за край, а мальчик согнутую руку положил за спину.

    Остальные мальчики, глядя на них, тоже встают, одёргивают косоворотки, поправляют картузы, и друг за другом приглашают девочек на танец. После того, как все девочки, примут приглашения начинается, непосредственно, кадриль. Сначала пары, сцепившись локтями, кружатся в такт музыки, а затем мальчики встают на одно колено, а девочки, держа их за руку, крутятся вокруг них.

    Прочие детские народные танцы

    Для танцев на детском празднике идеально подходит «ручеёк», подобный игре с таким же названием. «Лодочка», когда пара сближается и расходится держась за руки в такт музыке. Или любимый ребятнёй танец «ладошки-хлопушки»

    Танец для детсадовского выпускного утренника

    Прощание с детским садом означает скорое знакомство со школой. Поэтому танец на выпускном утреннике в саду, должен быть посвящён предстоящей школьной жзини. В качестве фонограммы танца можно взять известные песни о школе, например, «Школьные годы чудесные» или «Первый раз в первый класс». В качестве костюмов можно даже одеть детям школьную форму. Для выпускного танце можно переделать кадриль, добавив в неё новые элементы и движения, что существенно изменит всю постановку танца. Можно даже переделать слова песни или сочинить что-то своё, например «когда-то пару лет назад Алёшы, Маши, Кати, Ани за руки мамины держась, входили в детский сад, а вот уже подросшие, красивые, пригожие за новыми познаниями в школьный класс спешат…»

    Это лишь примерная постановка танца для детсадовского выпускного. Вариантов – масса. Как и танцев в русском народном фольклоре. Можно водить хороводы с элементами хип-хопа, можно закружить малышей в русской плясовой, можно исценировать «калинку-малинку»…Главное чтобы дети были в восторге и с удовольствием принимали участие в постановке танца.

    Методическая разработка на тему:
    методические рекомендации «Постановка русского народного танца с детьми дошкольного возраста»

    Методические рекомендации разработаны для музыкальных руководителей, хореографов ДОУ.

    Предварительный просмотр:

    «Постановка русского народного танца с детьми дошкольного возраста»

    ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе.

    Свое выступление мне хотелось бы начать словами великого философа Платона «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте» Существует, много средств, с помощью которых мы приобщаем детей к миру прекрасного, воспитываем художественный вкус. К таким средствам относится и обучение дошкольников танцевальным движениям. И сегодня мы поговорим о русском танце, как о творчестве, о том, как именно этот вид искусства, помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит красоту этого мира. Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. Задача современных педагогов не утратить традиции русского танца и передать их нашим детям.

    Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.

    Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

    Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

    Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

    Существует несколько видов танцевальной лексики:

    1 . Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально – подражательной.

    2. Естественно – пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

    3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

    Интонация – это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

    Одним из популярных русских танцев является — хоровод — танец по кругу. В нем используется множество различных рисунков, требующих перестроение. Таких как « Ручеек, Стенка на стенку, До за до, Шен, Змейка, Улитка и др». В хороводах используется предметы такие как: платочки, шаль, веточки.

    Следующим видом русского народного танца является русская пляска .

    К русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения («выходку»). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.

    Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

    Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

    Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

    Давайте рассмотрим какие же костюмы используются в русских танцах .(костюмы)

    Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Танец — это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя. Мы с вами рассмотрели общие требования к исполнению русского танца.

    С вступлением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в основной образовательной программе 40% отводится части формируемой участниками образовательного процесса, а значит, произойдет расширение спектра, предоставляемых услуг, направленное на выполнение социального заказа родителей. Как показал опрос родителей, к наиболее запрашиваемым услугам относится организация занятий по обучению воспитанников танцевальным движениям. Поэтому педагогам, важно знать, какие же существуют требования к освоению движений русского танца в работе с детьми дошкольного возраста. Данный материал мы разместили в памятке «Отработка танцевальных движений русского народного танца», оформленной таблицей. В таблице прописаны основные элементы движений русского танца, правильное положение рук, ног, движения в паре, упражнения на ориентировку в пространстве , все это в соответствии с возрастом, начиная со средней группы.

    «Русский народный танец, как средство гражданско-патриотического воспитания детей»

    Опыт работы педагогов отдела хореографического воспитания Дворца пионеров и школьников по гражданско-патриотическом и духовно-нравственному воспитанию детей.

    Цель: Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.

    Просмотр содержимого документа
    «»Русский народный танец, как средство гражданско-патриотического воспитания детей»»

    Русский народный танец как средство формирования у детей

    основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания

    А.И. Насаев, педагог-организатор

    г. Курск, МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

    На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, предоставляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

    Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.

    Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано с историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.

    Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к родине, к своей нации.

    Педагоги отдела хореографического воспитания Дворца пионеров и школьников стараются воспитывать духовно-нравственные и гражданско-патриотические качества ребенка средствами хореографического искусства на основе традиционных ценностей отечественной культуры, знакомить детей с русским народным творчеством, обучать детей жанрам и элементам русского народного танца, обогащать и закреплять знания детей о Родине в процессе непосредственной деятельности по хореографии, формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности.

    Содержание работы с детьми по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию на учебных занятиях в детских объединениях отдела включает:

    — использование народного фольклора: народных игр, народных закличек, потешек, поговорок, колыбельных песен, танцевальных игр;

    — применение в своей работе многообразия народной музыки;

    — разучивание русских народных танцев, русских обрядовых танцев;

    — постановка танцевальных композиций, хореографических зарисовок;

    — разучивание и постановка танцев, карагодов, плясок на основе местного фольклора;

    — использование сюжетно-образных танцев с применением таких образов, как семья, Родина, родная природа и т.д.;

    — регулярное посещение детьми Дома ветеранов войны и труда, Дома инвалидов, детского дома, школ-интернатов с концертными программами;

    — совместное изготовление с детьми инвентаря, атрибутов, реквизита для танцевальных постановок, эскизов русских народных костюмов;

    — беседы и воспитательные мероприятия на этические темы.

    При обучении детей народному танцу педагоги-хореографы акцентируют внимание обучающихся на необходимости помнить об истоках народного танца, хранить народные традиции, обряды, самобытное творчество. Следуя народной традиции хореографического воспитания, педагоги Дворца учат детей осваивать фольклорный танец, учитывая специфику и очередность этапов: игрового, технического, хореографического, которые соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей. В своей практике при постановке того или иного танцевального номера педагоги организуют встречу с народными исполнителями, для успешного постижения стилевых особенностей такая практика просто необходима. При отсутствии возможности непосредственной встречи используются видеоматериалы по фольклорному танцу. Это позволяет глубже изучать исполнительские традиции, как стройную систему психофизической коррекции, направленную на гармоничное развитие обучающегося.

    На занятиях с обучающимися ведутся беседы, даются творческие задания, проводятся викторины, направленные на изучение истории создания того или иного народного танца, на знакомство с богатейшим фольклором России, с географическими условиями отдельных регионов, оказавших влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Данные формы организации деятельности детского объединения дополнительного образования оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств уобучающихся. Совместная работа хореографических коллективов, сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что, в свою очередь, развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм.

    Важную роль в процессе изучения русского танца имеет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия; наиболее подходящая музыка – баян, аккордеон. Педагогами и концертмейстерами подбирается музыкальный материал одновременно и простой, доступный для детского восприятия, и в тоже время яркий, соответствующий стилю национальной окраски, воспитывающий художественный вкус детей. Для хороводов, например, музыка: «Во поле березка стояла», «В огороде мята», «Во полюшке липушка», «Возле моста трава росла», «Девка посаду ходила», «Утушка луговая», «Во лузях». Для плясовых: «Калинка», «Барыня», «Валенки», «Топится в огороде баня», «Камаринская», «Коробочка». Также прививается любовь к музыке и танцам нашей местности. В репертуаре детских объединений хореографической направленности Дворца пионеров и школьников — пляска-карагод Курской области «Тимоня», Курские пляски «Чибатуха», «Курский соловей», «На деревне», «Весенняя трель».

    Большая работа проводится педагогами отдела хореографического воспитания по изучению русского народного костюма и его элементов. Педагоги рассказывают детям, какой костюм соответствует тому или иному танцу, как носить народный костюм. Обучающиеся 5-7 годов обучения участвуют в разработке эскизов к костюмам русских народных танцев, самостоятельно изготавливают элементы и аксессуары костюмов.

    На занятиях, особенно в группах дошкольного и младшего школьного возраста, применяются русские народные игры: «Ручеек», «Со вьюном хожу», «Плетень», «Каравай», «Плести венок», «Снежные горки», «Перекати поле», «Круговая», «Бабушкины вкусности». В играх передаются сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные идеалы, понятие об окружающем мире, о традициях и обычаях. Они способствуют развитию творческой активности, развитию личности, так как игра является фундаментальной её основой.

    Народный репертуар детских объединений отдела хореографического воспитания («Большой перепляс», «Барыня», «Калинка», «Рукавички барановые», «Мосточек», «Дробушечки», «Подгорная», «Русская пляска», «Деревенская кадриль», «За околицей», «Балалайка», «Ходила-гуляла», «Задорная», «Деревенские мотивы», «Топотушки», «Праздничная», «Матрешкин хоровод», «Величальная», «Камаринская», «Родные просторы», «Казак удалой», «У ручья», «Трещеточка» и другие), который изучается с обучающимися, всегда востребован в концертах на различных творческих площадках города Курска, Курской области и за ее пределами. Танцевальные коллективы отдела хореографического воспитания под руководством своих педагогов принимают активное участие в праздниках и концертах патриотической направленности: «Майские звезды», «Праздник весны и труда», «Наша армия самая сильная…», «Мой дом. Моя улица», «Зарницы Победы», «День народного единения», «День города», «День защиты детей», «Пасхальный концерт», «День славянской письменности», организуются творческие образовательные поездки по местам создания того или иного русского народного или курского танца, по местам боев в Великой Отечественной войне.

    В канун празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в детских объединениях отдела хореографического воспитания Дворца пионеров и школьников г. Курска поставлены новые танцы и композиции гражданско-патриотической направленности: «Памяти погибших посвящается…», «Русь многострадальная», «Моя Россия», «Катюша» (хореографическая студия «Виктория»), «Яблочко», «Мосточек» (ансамбль народного танца «Задорный каблучок»), «Военное попурри» (детское объединения «Ритм»), «Журавли» («Звездный дождь»), «Русский вальс» («Грация»). При постановке данных номеров педагогами проведены беседы по истории Великой Отечественной войны, о героях-курянах локальных войн, о первых исполнителях музыкального сопровождения танцев К. Шульженко, М. Бернесе, хоре им. Александрова, организованы просмотры военной хроники и мультимедийных презентаций.

    Результатом кропотливой работы по гражданско-патриотическому воспитанию стали победы обучающихся отдела хореографического воспитания в конкурсах и фестивалях народного и фольклорного творчества – «Берегиня» (г. Гомель, республика Беларусь»), «Славься, Отечество!» (г. Курск, г. Дмитров Московской области), «Родники России» (г. Чебоксары»), «Тихвинский Лель» (г. Тихвин Ленинградской области), «Тулица» (г. Тула»), «Казачья слобода» (г. Суджа), «Дети России» (г. Сочи), «Кубок Черноземья» (г. Воронеж).

    Таким образом, на занятиях в детских объединениях отдела хореографического воспитания Дворца пионеров и школьников г. Курска дети соприкасаются с народным искусством и традициями, духовно обогащаются, у них проявляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа – это равнозначно закладыванию в них сильной иммунной системы, которая может противостоять вредоносному влиянию антикультуры. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность.

    Категории: Танго