• Русский танец курская область

    31 Дек 2018 admin Комментарии к записи Русский танец курская область отключены

    Русские народные песни в многомикрофонной записи

    Тексты народных песен с нотами, песенник
    Курская область

    Песни села Плёхово Суджанского района Курской области

    Предлагаемые в настоящем сборнике песни села Плехово Суджанского района Курской области представляют исключительный художественный интерес. Они раскрывают перед нами весьма своеобразный певческий стиль, типичный для многих селений курско-белгородской зоны на юге России.
    Село Плехово и ближайшие селения Суджанского района — Черный Олёх, Будище, Саморядово, Заломное и другие привлекли внимание московских фольклористов еще в 1937 году, во время поисков редкостного народного музыкального инструмента «кувичек» — русской флейты Пана. О существовании последней в тех местах было известно по данным этнографической литературы XIX века. Искали также лиру и старинный струнный инструмент гудок, который был распространен в быту до скрипки.
    Уже в 1939 году в учебнике истории русской музыки3 были опубликованы результаты первой экспедиции Московской государственной консерватории. С тех пор музыкальный фольклор южных районов курско-белгородской зоны — песни, инструментальная музыка и хореография—стали объектом неустанного изучения.
    Встречи с исполнителями из села Плехово в 1940, 1964, 1967 годах дали нам возможность познакомиться с уникальной певческой и музыкальной устойчивой культурой, требующей фиксации не только в полевых условиях. Зимой 1967 года в Москве была произведена грамзапись4 и многомикрофонная фонозапись ансамбля из пяти певиц, позволившая нам зафиксировать партию каждой из участниц.
    В состав ансамбля входили Анна Петровна Моторыкина (р. 1931), Татьяна Тимрфеевна Басова (р. 1932), Анна Даниловна Пронякина (р. 1900), Анна Филатовна Кошелева (р. 1910), Надежда Тимофеевна Песцова (р. 1931)


    Певицы с. Плехово Суджанского р-на Курской области на концерте во Всесоюзном Доме композиторов в Москве в 1967 г. Сидят (слева направо): А. П. Моторыкина, Т. Т. Басова, Н. Т. Песцова; стоят: А. Ф. Кошелева, А. Д. Пронякина

    Яркие оригинальные партитуры, составленные из нотированных отдельных партий, позволяют получить полное представление о художественной значимости репертуара и мастерстве исполнительниц. Во всех партитурах настоящего собрания чувствуется слаженный ансамбль, основанный на умении, слышать всю песню в ее разноголосии, умении чувствовать своих партнеров и в любой момент заменить ведущего, найти своему голосу «путь» ко всем остальным в ансамбле. Благодаря тембровой индивидуальности каждой певицы, мелодическое витье пяти голосов слышится отчетливо и в то же время многоголосная мелодия песни — единая, как шнур, свитый из пяти цветных нитей.
    В наших полевых записях последних лет имеются варианты звучания тех же песен с участием этих и иных певиц, которые по разным причинам не смогли приехать в Москву для участия в концертах. Блестящие партитуры многомикрофонной полевой записи раскрывают оригинальные варианты запевов, мелодическую изобретательность в вариантах ведущих голосов и богатую орнаментику индивидуальных партий.
    В наших многоголосных песнях партии между певицами распределяются так: Т. Т. Басова запевает и ведет большую часть песен (ее партия обозначена на средней нотной строке партитуры). Втору к ее голосу подстраивает отличная мастерица голосоведения А. Д. Пронякина; в некоторых песнях она запевает. Верхний подголосок ведет А. П. Моторыкина (их партии соответственно находятся на первой — подголосок — и третьей — втора — нотных строках штилями вверх). Две другие певицы, А. Ф. Кошелева и Н. Т. Песцова, исполняют свои варианты вторы (их партии записаны на первой и третьей строках штилями вниз).


    Певицы А. Кошелева, А. Моторыкина, Т. Басова, Н. Песцова, А. Пронякина на концерте во Всесоюзном Доме композиторов в 1967 г.

    Уже по составу исполнительниц можно увидеть, что хоровая партитура плеховского стиля складывается из трех обязательных партий: ведущей, вторы и подголоска. Ведущая охватывает весь звукоряд песни, а нижний и верхний голоса составляют обрамление из крайних звуков амбитуса ведущей партии. Поют все в низкой тесситуре, опираясь на грудной регистр голоса.
    В ансамблевом пении голоса непрерывно скрещиваются, двигаясь навстречу друг другу, оплетая орнаментом неподвижные звуки соседней партии, сходятся в унисон, расходятся по всем ступеням звукоряда, образуя по вертикали созвучия от простых квинт, терций и кварт до единовременного звучания всех ступеней неширокого амбитуса песни, например — четырех ступеней целотонного звукоряда увеличенной кварты.
    Для плеховского ансамбля характерны не стабильные, а свободно варьируемые как одним певцом, так и разными, каждым в своей манере, запевы песен. У одних запевы проще, короче, у других они длиннее и замысловатее. При общей метрической четкости пения как в подвижных, так и в медленных песнях заметна ритмическая изощренность, свободная смена разных ритмических фигур при повторении слов одного стиха. В протяжных песнях унисонные концы звучат долго с неожиданным «сбрасыванием» ферматы на «широкую» большую секунду вниз, которая затем переходит иногда в малую «узкую» терцию.
    Мелодические плетения в подвижных песнях напоминают походку многих курянок — быструю, скользящую, как бег ящерицы.

    Для курских песен характерен местный речевой диалект. В свое время учителя приходских школ жаловались, что очень трудно научить детей говорить и писать правильно, мешают особенности местного говора. Более пятидесяти послереволюционных лет развития общего школьного образования безусловно сказались на местном говоре. Речь у певиц среднего возраста выровнялась, а вот в песнях, заученных с детства, диалектные особенности еще очень сильны
    Примечательной локальной особенностью плеховского музыкального фольклора являются «алилёшные» песни с движением, с припляс-кой. Они исполняются в хороводах (а хороводы здесь называются «танками») и на свадьбах. В них обязательны припевные слова «лели, лёли» в разных слогосочетаниях. Тексты песен этого рода — эпически -развернутые полотна. В нашем сборнике всего шесть алилёшных песен: три таночные и три величальные (из пяти свадебных).
    Из числа календарных взяты три постовые, одна масленичная и одна покосная. Все они глубоко лиричны по содержанию. В сюжете каждой песни раскрываются драм^хвчесш.е ситуации, семейные конфликты. Суровая жизненная правда находит отклик в сердце каждого поющего и слушающего эти песни.
    Народное творчество села Плехово, представленное в сборнике тринадцатью хоровыми песнями, — это далеко не все, что заслуживает быть отмеченным и опубликованным. За страницами сборника остается редкостная культура инструментальной ансамблевой музыки с разнообразными народными духовыми и струнными инструментами и, конечно, связанная с нею народная хореография. Замечательные русские пляски «Тимоня», «Чибатуха», «Журавель» и другие, составляющие гордость не только села, но всей Курской области, являются своеобразным хореографическим завершением цикла таночных, алилёшных песен.
    Общее впечатление от плеховских песен нелегко выразить словами.
    Здесь и глубокая печаль, скорбные интонации плачей в жалобах женских постовых и масленичных песен; и элегическая простота и непосредственность в лирических; строгая и даже воинская суровость — в мужских песнях; жизнелюбие и оптимизм — в хороводных, мудрость и теплота — в свадебных песнях, праздничность и полная отдача сил — в «карагодных» плясках под музыку.
    Но основной жизненный «настрой» курян выражен в радостных «алилёшных» — таночных и величальных свадебных песнях («жизненские» песни). Слушая их в исполнении больших многолюдных хоров, забываешь, что поют только люди; с ними поют леса, поля, луга, сады, реки; поют птицы, звенит небо, ярче играет солнце. Поет земля. Во время таких песен и неистовых плясок человек, отдавая природе душу и сердце, поверяя ей свои помысли, радости и печали, обретает в общении с ней большую внутреннюю силу.

    Необычность предлагаемого в сборнике песенного материала требует от автора разъяснительных сведений по технике изложения музыкального и словесного текста.
    Пять голосовых партий), как говорилось, размещены на трех нотных строках. На третьей строке— два голоса: втора и вариант вторы. На второй строке — только партия запевалы, ведущей песню, на первой строке — две отличающиеся мелодикой и тембрами партии: подголосок и вариант вторы. В их сочетании применен принцип дуэтности контрастных голосов.
    Ладовая настройка песен не соответствует нормам натурального мажора и минора; она исходит из малообъемных ангемитонно-диатонических ладовых основ. Напевы песен опираются на систему обиходной диатоники, состоящей из четырех и даже пяти согласий, но «свернутых» в узком амбитусе кварты, квинты, иногда сексты большой или малой благодаря наложению одноименных тонов-звуков из верхних согласий на нижние согласия (см. примечания к песням №№ 2, 4, 6).
    Соответственно этому при ключе ставятся не только знаки альтерации, употребляемые в обычных ладах, но и бекары как существенный признак (деталь) ладовой диатонической организации.
    Тесное расположение пяти голосов на уровне малой и первой октав требует двоякого размещения ключевых знаков: либо на том же уровне (на октаву ниже обычных), либо соответственно традиции, но со знаком 8_ _ _I

    Выше приведены семь видов ключевых обозначений в нотах. В первом и третьем знаки стоят против тех звуков, которые звучат в мелодии (см. песни №№ 6, 9). В обоих случаях напрашивается привычный знак си-бемоль, которого в мелодии нет. Во втором и четвертом на уровне тона ми вводятся одноименные знаки бекар и бемоль (см. песни №№ 1, 2, 4). Объясняется это тем, что все пять певиц в своих партиях свободно изменяют высотность тона ми, образуя по горизонтали ладовую переменность, а по вертикали ми-бекар и ми-бемоль сталкиваются в голосах одновременно, образуя полиладовость. Выставленные при ключе рядом бемоль и бекар являются предупредительными знаками. В самой партитуре тот или иной знак ставится один раз в начале такта, если внутри него нет перемены высоты звуков. В пятом варианте
    ключевых обозначений (см. песню № 13) знаки стоят на обычных местах нотного стана, а их фактическое место в мелодии показывает знак 8.
    Ключевые знаки в шестом (см. песни №№ 4, 5, 7, 8, 12) и седьмом (см. №№ 10, 11) вариантах подчеркивают целотонность звукоряда и лада песни, исходная природа которых содержится в развернутой обиходной диатонике (см. примечания к этим песням).
    Хотя слова песни все певицы произносят единовременно, но не одинаково— с перерывами, огласовками согласных, диалектными местными особенностями, что отмечено в партитурах с особой тщательностью. Звучащий в фонограммах текст, вынесенный отдельно, выписывается только по варианту ведущего голоса — запевалы.
    Строфическая форма текста песни вне нот выдерживается только в объеме звучащей фонограммы; не пропетый текст дается (после звездочки) в строчном стиховом изложении и в литературной транскрипции с частичным учетом диалекта по имеющимся рабочим вариантам записей.
    А. Руднева

    Русский народный танец

    Русский народный танец — русское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Для мужской пляски характерны удаль, широта души, юмор; женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством [1] [2] . Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.

    Известный иссле­дователь фольклора народов Рос­сии Якоб Штелин в XVIII веке писал [3] :

    Содержание

    Особенности [ править ]

    Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.

    Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связанны с обрядами.

    Русский народный танец в зависимости от местностях исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в не­малой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женст­венность, благородство, несмотря на то, что иногда он испол­няется живо и задорно [4] .

    Этническое зонирование [ править ]

    Общепринятая в этнографии система деления террито­рии России на сложившиеся к началу XX века этнические зоны (северорусскую, среднерусскую, южнорусскую, русско-белорусскую, русско-украинскую, Поволжье, Урал, Сибирь Дальний Восток, казачество) наиболее полно отражает разно­образие изменения танцевальных традиций и региональных осо­бенностей русского народного танца.

    • Северный регион: Архангельская, Вологодская, Ленин­градская, Новгородская области, север Костромской Яро­славской, Тверской, Ивановской, Нижегородской областей часть Псковской области, прибрежные районы Мурманской области.
    • Южный регион: Калужская, Орловская, Тульская Ли­пецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, восточ­ные районы Воронежской и северные районы Волгоградской областей.
    • Центральный регион: Московская, Владимирская цен­тральная и южная часть Тверской, Ярославской Костром­ской Ивановской, Нижегородской областей, восточные рай­оны Смоленской и южные районы Псковской областей.
    • Поволжье: Ульяновская, Самарская, Саратовская области.
    • Русско-белорусское пограничье (Брянская область и западные районы Смоленской области)
    • Русско-украинское пограничье (Курская, Белгородская южные районы Воронежской области).
    • Урал: Пермская, Свердловская, Челябинская области, восточные районы Оренбургской и западные районы Курган­ской областей.
    • Сибирь и Дальний Восток (Западная Сибирь — Алтайский край, Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области; Восточную Сибирь — Иркутская об­ласть, Хабаровский, Красноярский и Приморский края).
    • Казачество по группам: Уральские, Астраханские, Оренбургские, Кубанские, Дон­ские, Терские, Сибирские, Семиреченские, Забайкальские, Амурские, Уссурийские, Некрасовские казаки [4] .

    Основные жанры [ править ]

    В научной литературе существует много подходов к классификации русских народных танцев. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые они исполняется, по количеству исполнителей, в соответствии с рисунком танца, по движениям в танце. В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, по названию персонажа, изображенного в танце. Известный хореограф, фольклорист, народная артистка России Т. А. Устинова наряду с хороводами и кадрилями выделяет пляски-импровизации и игровые танцы. Исследователь русского народного танца, создатель школы русского народного танца, народный артист России А. А. Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяет на виды. Этот подход считается наиболее целесообразным.

    За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые) и танки (иногда танок считается подвидом хоровода), пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой), кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев — ланце и польку) [5] .

    Хоровод [ править ]

    Хороводы и хороводные песни, отделившись от обрядов, во многом сохранили тематику, поэтические образы, форму старинных игр, их мелодику, лад, склад стиха и строчную структуру. Хороводы стали излюбленным видом народных развлечений с конца XVII века, особенно среди молодёжи [6] .

    Хоровод и его южнорусский аналог Карагод — это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Хороводы бывают женские и смешанные. В каждом регионе России существуют свои особенности исполнения хороводов — в движениях и переходах. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Часто в хороводной песне есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. В хороводе всегда проявляется чувство единения, товарищества. Его участники его, как правило, держатся за руки, иногда — за один палец (мизинец), часто за платок, шаль, пояс, венок.

    Хороводы бывают: орнаментальными (плясовыми); игровыми [7] [6] . Иногда выделяют как особую группу хороводов — пляски по кругу [6] .

    Орнаментальные (плясовые) хороводы

    В орнаментальных хороводах тексты песен, исполняемые во время танца, не содержат конкретного действия, ярко выраженного сюжета, участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, коллективным трудом, бытом и может быть лирическое, эпическое, драматическое или шуточное. Особо стоят песни, отражающие трудовые процессы: сеяние проса, уборку льна, плетение плетня, изготовление полотна и пр. Песню поют все участники хоровода. Запевала только начинает, задавая тон и устанавливая темп. Участники подхватывают и продолжают петь до конца. Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

    В песнях игровых хороводов есть действующие лица, игровой сюжет. Содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов играют различные образы, характеры героев. Темы таких хороводов отражают жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов, в них рисунок проще, нет такого разнообразия танцевальных фигур. С точки зрения композиции эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

    Пляски по кругу

    Пляски по кругу отличаются от орнаментальных (плясовых) хороводов степенью исполнительского мастерстваи относительной независимости пары исполнителей от остальных участников, как например в «Польке», «Матане» или «Акулинке». Содержание песен в большинстве своём шуточное, бытовое или лирическое. Песни поют часто только зрители, стоящие вокруг, а не танцующие и под аккомпанимент музыкантов. Темпы значительно быстрее, чем в хороводных-плясовых песнях.

    Хоровод распространён по всей России, и каждый регион вносит, что-то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение.

    Русские традиционные хороводы распределены по времени года и праздничным дням. Сельские начинаются с Пасхи и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с Обжинок и оканчиваются при наступлении зимы) [7] .

    Танок [ править ]

    Танок — древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Иногда считают особым видом хоровода. Основной областью распространения танков являются центральные и южные районы Курской области, северо-восток Белгородской области (бассейн реки Псёл). Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки — это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия — игрового начала.

    • Танки сопровождались пением самих участников, без музыкального сопровождения (карагоды, обычно, исполнялись под аккомпанемент местных музыкантов).
    • В отличие от карагодов, движения часто линейные («улицами»), друг напротив друга.

    Русская пляска [ править ]

    Пляски или плясовые — это ранние обрядовые, а сейчас — бытовые танцы. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Пляска — наиболее распространенный и любимый сейчас импровизационный жанр народного танца. В каждом регионе России существуют свой, местный тип пляски. Плясовые фигуры — коленца — очень разнообразны. Участники пляски свободно используют их по своему усмотрению. Нет регламентированного передвижения танцоров по плясовому полю: каждый мог занять то место, которое ему хотелось. Наиболее распространенные, устоявшиеся виды русской пляски: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска. В групповой пляске может участвовать много людей, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей, в некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей.

    Перепляс — это соревнование плясунов. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, красоте движений. Это исключительно мужской танец. [источник не указан 1111 дней] Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. С каждым выходом движения усложнялись. Иногда, в переплясе были другие правила: соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Порой танцевали одновременно «до упа́ду» — кто первый упадёт от усталости.

    Самые известные пляски в России: Русского (на задор), Бешенная, Голубец, Барыня, Камаринская, Трепака, Бычок, Кружка, Топтуша (топотуша), Семечка, Матаня, Ломание и другие малоизвестные.

    Русская кадриль [ править ]

    Кадриль — наиболее молодой вид русского танца. Она встречается на всей территории России за исключением некоторых мест русско-украинского пограничья. Танец появился в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I. После указа о введении ассамблей (1718), бальнaя кадриль постепенно была подхвачена и недворянским сословием. Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа крепостных слуг и различных служащих людей, которые, увидев исполнение танца аристократами, повторяли запомнившееся им фигуры, переделывая их на свой лад. Жители различных российских сёл и городов знакомились с кадрилью на торговых ярмарках, танец быстро стал популярен.

    Войдя в народный быт, кадриль сильно видоизменилась, многие движения создавались заново. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный колорит. Появилось множество вариантов танца: четвёра, шестёра, семёра, восьмёра, кадрель, ланце и т. д.

    Из огромного множества кадрилей по форме композиционного построения можно выделить три группы: квадратные (угловые), линейные (двухрядные) и круговые. Эти формы построения не всегда выдерживаются от первой фигуры до последней: обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили, при этом смешение происходит чаще всего внутри определённой фигуры. В ряде кадрилей встречаются фигуры с другими формами построения.

    Русская кадриль как по манере исполнения, так и по своим фигурам значительно отличается от своего первоисточника — бальной кадрили. В русской кадрили от 3 до 14 фигур. Название одних из них чётко соответствует содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи»), название других происходят от места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская», «давыдковская») [8] . Появились и фигуры, заимствованные из пляски и перепляса («перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом»), а также из других бальных танцев («вальс» и «полька»). Разнообразный рисунок русской кадрили состоит из таких элементов, как «корзиночка», «воротца», «звёздочка», «гребёнка», «круг».

    Как и в бальной кадрили, в русской кадрили большинство фигур заканчивается кружением в парах и поклоном исполнителей, каждая фигура отделяется от последующей паузой (объявлением названия следующей фигуры, притопом или хлопком).

    Областные особенности в русском танце

    Цель:

    • расширение объёма знаний в области народно-сценического танца, выходя за рамки образовательной программы
    • формирование целостного представления о областных особенностях русского народного танца

    Просмотр содержимого документа
    «Областные особенности в русском танце»

    Муниципальное бюджетное учреждение

    «Детская школа искусств п.Старь»

    Дятьковского района Брянской области

    «Областные особенности в русском танце»

    Номинация «Открытый урок»

    к открытому уроку по народно-сценическому танцу

    преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»

    Тема: » Областные особенности в русском танце»

    Вид урока: урок — путешествие

    Форма урока: нетрадиционная

    расширение объёма знаний в области народно-сценического танца, выходя за рамки образовательной программы

    формирование целостного представления о областных особенностях русского народного танца

    Формирование навыка поисковой и исследовательской деятельности;

    познакомить учащихся с областными особенностями русского народного танца (Воронежской, Курской, Саратовской, Архангельской, Вологодской, Орловской, Брянской областей).

    Формирование умений применять добытые знания в практической деятельности.

    Формирование умений анализировать и систематизировать добытый материал.

    развитие навыков координации, памяти, внимания, ритмического слуха ;

    развитие навыков работы с энциклопедиями, печатными изданиями, с компьютерными технологиями;

    способствовать развитию познавательного интереса;

    развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве

    расширение круга сведений из области хореографического искусства, формирование эстетических взглядов, пробуждение интереса к народно-сценическому танцу;

    воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, чувство коллективизма, инициативность, ответственность, целеустремлённость;

    Формирование и воспитание гражданина России.

    Формы работы: групповая, индивидуальная

    Методы реализации поставленных задач:

    — подборка аудио материала

    — наглядное пособие (фарфоровые куклы в костюмах разных областей из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

    В современных условиях всё более осознаётся опасность потери богатейшего наследия народного танцевального искусства.
    Русский народный танец является одним из важных условий в формировании разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности.

    Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях народно-сценическим танцем. Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

    Нетрадиционные формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию. Всю информацию учащиеся добывают сами, а преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, создает Презентацию (и конечно же учится вместе с детьми).

    Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия народно-сценическим танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

    Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет страны в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.

    открытого урока по народно-сценическому танцу

    преподавателя МБУ ДО «ДШИ п.Старь» Фетисовой Галины Борисовны

    для учащихся 4,5,6 классов

    Форма: нетрадиционная, урок-путешествие

    Тема: » Областные особенности в русском танце»

    Вводная часть, подготовка к активной работе:

    Основная часть, практическая работа:

    — областные особенности русского народного танца, повторение

    основных танцевальных элементов;

    — разучивание комбинации дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.

    — исполнение танца «Заплетись плетень»

    Подведение итогов урока.

    Слайд №1 (тема урока)

    Педагог: Всем, здравствуйте!

    Сегодня у нас необычное занятие, а занятие — путешествие по родным просторам вместе с русским танцем.

    Тема нашего урока «Областные особенности в русском танце».

    Слайд №2 (цель урока)

    Слайд №3 (задачи урока)

    Я для вас буду вашим экскурсоводом и поведу вас в путешествие с помощью основных движений русского танца. А вам, ребята, для

    нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей необъятной Родины, постараться вспомнить всё, что вы знаете и

    умеете, и продемонстрировать это с помощью особого языка – языка русского танца.

    Слайд №4 (природа России)

    Началом нашего путешествие станет поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон».

    (Учащиеся под русско-лирическую музыку делают русский поклон.)

    Раскладка поклона: после построения по линиям (4 линии в шахматном порядке), 1 и 3 линии делают два переменных шага назад, 2 и 4 линии делают два переменных шага вперёд, меняясь местами. Затем всё наоборот, возвращаясь на свои места, 4 припадания на месте в повороте вправо. Руки опущены вдоль корпуса.

    На «раз и» открываем руку через 1 позицию в сторону,

    «два и» рука сгибается в локте и ладонь слегка прижимается к груди, локоть в сторону чуть ниже плеча.

    На «раз» рука открывается в 3 позицию,

    «и два» наклон корпуса с рукой вперёд, рука опускается через 1 позицию до пола,

    «и» выпрямляем корпус, рука опускается вдоль корпуса.

    Вся комбинация поклона занимает 8 тактов, музыкальный размер 2\4.

    Педагог: Итак, в добрый путь. Посмотрите на просторы нашей необъятной Родины, полюбуйтесь красотой русской.

    Слайд № 5 (природа России)

    Слайд №6 (природа России)

    Педагог: Как многообразна наша Родина, так и многообразен танцевальный язык, так каждая область имеет свои особенности в танцевальном искусстве.

    Слайд №7 (карта России)

    Педагог: В Российской Федерации проживает множество народов, большая часть из них — это русские. Каждый край, регион, область имеет свою культуру.

    Каждый район, село, деревня толкуют обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему в соответствии с местными фольклорными традициями. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия. Каждый регион и входящие в него области отличается друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которого является народно — художественное творчество.

    Танец — душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить.

    Эмоциональное воздействие танца на человека очень велико. Не является исключением и русский народный танец. Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

    Пошагаем по земле — матушке. Знакомьтесь, перед нами Воронежская область

    Слайд № 8 (карта Воронежской области)

    Педагог: Кто мне расскажет характерные особенности для танцев Воронежской области?

    Ученица 5 класса (Булгакова А.) : Для Воронежской области характерны плавные движения, они должны быть непрерывными и спокойными.

    Так же корпус должен быть не подвижным, как будто он плывет. Движения рук свободные — то вправо, то влево; могут быть согнуты в локтях.

    Педагог: Хорошо. Давайте разучим с вами Воронежский «плавный» ход.

    (педагог показывает , а ученики все вместе повторяют движения, которые характерны областным особенностям Воронежской области.)

    Воронежский плавный ход . Исходное положение ног: 6-я позиция. 2/4.
    раз — Шаг правой ногой вперед на всю ступню, колено свободно.
    и — Левая нога подставляется на полупальцы или к середине стопы, или к носку правой ноги, колено присогнуто и направлено вперед.
    два — Повторение движения на счет «раз»,
    и — Повторение движения на счет «раз-и».

    Педагог: Ребята, давайте посмотрим на костюмы, в которые одевались в Воронежской области.

    Слайд № 9 Фарфоровая кукла в народном костюме Воронежской области.

    (Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б)

    (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Воронежской области)

    Слайд № 10 (русский костюм мужской, женский Воронежской губернии)

    Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами перенесёмся в Курскую область.

    Слайд № 11 (карта Курской области)

    Педагог: Кто мне расскажет характерные особенности для танцев Курской области?

    Ученица 5 класса (Кисенкова П.) : В Курской области характерны движения по кругу, так как исполнители танцевали вокруг музыкантов.

    Слайд № 12 (Фарфоровая кукла в народном костюме Курской области )

    (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Курской области)

    Педагог: Ребята, вашему вниманию представлен костюм Курской области.

    Слайд № 13 (русский костюм мужской, женский Курской области)

    Педагог: А сейчас ученики 4 класса исполнят основные движения из танца «Тимоня». (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Курской области.)

    Педагог: Дальше наша путь-дорожка лежит в Саратовскую область.

    Слайд № 14 (карта Саратовской области)

    Педагог: Расскажите мне пожалуйста про характерные особенности Саратовской области.

    Ученица 5 класса (Дёмина С) : Одна из самых главных характерных особенностей Саратовской области это хлопки в ладоши. Хлопают как мужчины, так и женщины, как в свои ладоши, так и друг друга. Ещё одна особенность — это движение рук в виде волн.

    Слайд № 15 (Фарфоровая кукла в народном костюме Саратовской области)

    Педагог: Рассмотрите костюм Саратовской области. (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Саратовской области)

    Слайд № 16 (русский костюм Саратовской области)

    Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца «Саратовская Рассыпуха». (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Саратовской области.)

    Педагог: Дальше мы отправляемся с вами на север России — Архангельская область.

    Слайд № 17 (карта Архангельской области)

    Педагог: Кто расскажет о характерных особенностях Архангельской области?

    Ученик 5 класса (Черкесов Р.) : Пляски здесь степенны и спокойны. Присядки

    и хлопушки встречаются редко.

    Педагог: Ребята, давайте рассмотрим костюм Архангельской области.

    Слайд № 18 (Фарфоровая кукла в народном костюме Архангельской области. (Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

    Слайд № 19 (костюм Архангельской области)

    (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Архангельской области)

    Педагог: А сейчас, учащиеся 6 класса исполнят основные движения из танца «Шенкурские заковырки». (ученики 6 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Архангельской области.)

    Ученица 6 класса (Цыганкова П.): В русском танце имеется весьма

    распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».
    Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.

    Притопы в русском народном танце очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню. Притопы выполняются весело, задорно, лихо. В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.

    Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах. Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.
    Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями. Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те,

    ни на другие и т.д.
    Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.

    Педагог: Мы сейчас с вами разучим комбинацию дробных выстукиваний. (Все учащиеся разучивают комбинацию дробных выстукиваний).
    Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
    Музыкальный размер- 2/4, исходное положение — 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.
    1такт1 — шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом
    и— удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом
    2— двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять
    и— наступить на правую ногу, левую ногу приподнять
    2такт1— удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола
    и— двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять
    2— наступить с силой на правую ногу
    и— наступить на левую ногу
    3такт — как 1-ый такт
    4такт -1и –как «1и» 2-го такта
    2— приставить правую ногу в 6-ую позицию

    5такт — 1и2 — «горох» с правой ноги
    и— удар левой ногой по 6-ой позиции
    6такт-1и2 — «горох» с левой ноги
    и— удар правой ногой по 6-ой позиции
    7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем приподнять правую ногу над полом
    и— подскок на левой ноге, правую ногу приподнять
    2— двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять
    и— приставить левую ногу в 6-уго позицию
    8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол
    и— поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс

    2— сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол
    и— пауза

    Педагог: Знакомьтесь перед нами Вологодская область.

    Слайд № 20 (карта Вологодской области)

    Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Вологодской области?

    Ученица 4 класса (Аверина Д) : Вологодская область позаимствовала

    танцевальные особенности у Архангельской области сдержанность корпуса на дробях у девушек и темперамент у парней. Но более теплый климат облегчил

    костюм и в танце появились поднятия колен и вращение корпуса у девушек, присядки и хлопушки у парней.

    Слайд № 21 (Фарфоровая кукла в народном костюме Вологодской области.

    (Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

    (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Вологодской области)

    Педагог: Учащиеся 4 класса исполнят основные движения из танца «Вологодская напарочка». (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Вологодской области.)

    Исходное положение — 6 позиция ног. Музыкальный размер 2/4

    раз — подскочить на левой ноге, правая согнута в колене, отведена в право.

    и — подскочить на левой ноге, правая, выпрямляясь в колене, открывается вперед.

    два — шаг с притопом правой, левой ногой.

    и — шаг с притопом правой ногой

    Педагог: Переходим к югу России Орловская область.

    Слайд № 22 (карта Орловской области)

    Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Орловской области?

    Ученица 4 класса (Полякова Л.) : Для женщин этой области характерны потряхивания плечами, переводы рук вправо и лево, покачивание бедрами. В дробях много синкоп. Хлопки в ладоши заменились трещотками у женщин. Мужчины имитируют несение воды в ведрах, и отображают полет орла.

    Слайд № 23 Фарфоровая кукла в народном костюме Орловской области.

    (Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

    Слайд № 24 (костюм Орловской области)

    (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Орловской области)

    Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца «Орловская матаня». (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Орловской области.)

    Педагог: И вот мы с вами возвращаемся на родную Брянщину.

    Слайд № 25 (карта Брянской области)

    Педагог: Кто знает характерные особенности Брянской области?

    Ученик 4 класса (Шваля М.) : Хороводные песни исполнялись протяжные и быстрые, со своеобразным ритмическим рисунком, под которые водили

    орнаментальные, игровые и подражательные хороводы. Назывались они «танок» или «карагод». Хороводы исполнялись в быстром и среднем темпах. Движения быстрые, резкие, соединённые руки приподняты над плечами. Плечи

    и весь корпус очень подвижны. Всё это сочетается с резкими поворотами корпуса. Часто припляс и пляска становились основным хореографическим действием всех участников хоровода.

    Педагог: Молодец. Давайте посмотрим костюм Брянской области.

    Слайд № 26 (костюм Брянской области)

    (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Брянской области)

    Пора подвести итог нашему путешествию. Вы в воображаемом пространстве преодолели путь от Сибири до центра России. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца, использовали движения ногами,

    руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе радость соприкосновения с русским народным танцем.

    Педагог: Давайте исполним танец Брянской области «Заплетись плетень».

    Слайд № 27 (танец «Заплетися, плетень» исполняют учащиеся 4, 5, 6 классов ДШИ п.Старь преподаватель Фетисова Г.Б.)

    Педагог: Благодарю всех путешественников. До свидания.

    4. Поклон прощание. (Все учащиеся делают поклон, как в начале урока)


    5. Анализ результата урока.

    Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Учащиеся продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом занимались частично-поисковой работой осваивая областные особенности в русском танце. С большим желанием ознакомились с методикой исполнения дробных выстукиваний. Комбинация дробных выстукиваний у станка в характере русского танца разучена и отработана.

    Перечень литературы:
    Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.

    Н.И. Заикин, Н.А.Заикина «Областные особенности русского народного танца» часть 1 , 2004 г
    Н.И. Заикин, Н.А.Заикина «Областные особенности русского народного танца» часть 2 , 2004 г

    Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
    Ткаченко Т. Народные танцы. М., «Искусство», 1975.
    Устинова Т. Русский народный танец. М.. «Искусство». 1976.

    Категории: Бачата