• Танцор русского народного танца

    27 Дек 2018 admin Комментарии к записи Танцор русского народного танца отключены

    История русских народных танцев

    Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок. Что же представляет собой этот вид хореографии? Какие у него отличительные черты и преимущества?

    В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Эх, широка матушка Россия и широк русский народный танец, ведь в его основе лежат и кадриль, и хоровод, и пляска.

    Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

    Виды русских народных танцев: список

    Русские народные танцы

    Интерес к собственной истории и культуре, а особенно этнике, сегодня наблюдается во многих странах мира. Это и соответствующие мотивы в одежде, и песни «с налетом народности». Конечно, ходить по улицам в кокошнике – не самый уместный вариант, однако заняться народными танцами стоит многим, особенно тем, кто увлечен традициями предков.

    Какими бывают русские танцы?

    Сегодня принято выделять основные виды народных танцев. Список их включает в себя хороводы, кадриль и пляску. Но в каждом из них — столько разновидностей! Они позволяют танцору проявить индивидуальность, показать артистичность и мастерство владения своим телом, изобретательность и находчивость.

    Некоторые исследователи также относят к этим танцам и танок, хотя этот вид больше характерен для украинских танцевальных традиций, а в России его исполняли только в некоторых южных регионах.

    Как правило, рассматривая виды русских народных танцев, говорят именно о первых трех категориях, поэтому на них и стоит остановиться подробнее.

    Как на Руси кадриль плясали? ↑

    Во-первых, важно отметить, что сам по себе этот танец не является исконно русским, ведь пришел он все-таки из Франции. Именно там в салонах отплясывали кадриль — галльский вариант английского контрданса. Французская кадриль состояла из пяти фигур: «Штаны» (название пришло из популярной в то время песни), «Лето», «Курочка» (еще одно песенное название), «Пастораль» и «Финал». Движения танца были довольно сложными и требовали от салонных танцоров большого мастерства.

    В России кадриль сначала прижилась на дворянских ассамблеях, а затем бесповоротно ушла в массы. Русские танцовщики внесли в нее немало своих элементов, в частности – все тех же хороводных или плясовых. Таким образом, кадриль можно смело отнести к видам русских народных танцев.

    Во-вторых, внимания заслуживают особенности именно этого танцевального варианта. Их несколько. Кадриль – танец парный, поэтому количество его участников обязательно делится на два. При этом количество самих пар не ограничивается. По форме кадриль бывает:

    • Угловая (квадратная). 4 пары становятся по сторонам воображаемого четырехугольника. Переходы происходят по диагонали.
    • Двухрядная (линейная). Участники (от 2 до 16 пар) выстраиваются в две линии и движутся навстречу друг другу.
    • Круговая. 2, 4 или 8 пар перемещаются по кругу, по часовой стрелке или против ее движения. Возможны также проходы к середине круга и обратно.

    Кроме того, в русской кадрили насчитывается до полутора десятка фигур, каждая из которых отделяется от другой паузой. В это время танцоры могут хлопнуть в ладоши, поклониться или притопнуть. Названия фигур связаны :

    • с сюжетом танца («знакомство», «прогулочка», «разлучная», «девки нарасхват», «прощальная»);
    • с характером движения («звездочка», «воротца», «корзинка», «гребенка»);
    • с местом «жизни» русской кадрили («шуйская», «давыдковская»).

    Часто в кадрили танец сочетали с исполнением частушек — припеванием. Пели или все танцоры хором, или по очереди, передавая эстафету друг другу.

    Кто водит хороводы? ↑

    Помимо кадрили, наши предки также уделяли немалое внимание и хороводам. Этот вид танцев является достаточно древним, поскольку берет начало еще от культовых славянских плясок. Древние хороводы были посвящены Яриле, богу солнца и жизненной силы. И круговое построение танца тоже уподобляло его солнцу — огненному колесу. Хороводы водили только женщины, перемещаясь строго «посолонь», по ходу небесного светила.

    Со временем танец утратил свое обрядовое значение и стал бытовым. Его фигуры рассчитаны и на женщин, и на мужчин. Хоровод объединяет в себе плясовой и игровой виды народных танцев. Участники выполняют особые, иногда довольно замысловатые проходки и повороты, сопровождая их пением (хороводные припевки) и разыгрывая какой-то сюжет. При этом они держатся за руки — или за ленту, платок, шаль, — и следят, чтобы связь не нарушалась до конца хоровода.

    Выделяют две основные категории хороводов:

    • игровые (они имеют четкий сюжет, о котором рассказывает сопровождающая песня);
    • орнаментальные (здесь песня служит лишь музыкальным фоном).

    Композиция орнаментальных хороводов бывает довольно сложной. Участники движутся не только вкруговую, но и восьмеркой, рядами, змейкой или в колонну. Они перестраиваются, переходят с места на место, выплетая из хороводной цепи красивые и четкие рисунки — фигуры. В орнаментальном варианте их много, но при этом общая лексика танца отличается сдержанностью и даже строгостью. Главная задача исполнителей — как можно точнее соразмерить свой шаг с напевом и добиться высокой слаженности в выполнении фигур.

    Игровые хороводы, напротив, отличаются наличием внятного сюжета, который танцорам предстоит отыграть — и не просто выдержать канву событий, а еще и передать эмоции действующих лиц. Композиция танца при этом упрощается, на первое место выходят жесты и мимика исполнителей. Они движутся по кругу, парами или линиями. Часто одна пара, разыгрывая ключевой эпизод сюжета, выходит в центр круга. В хороводе появляется всевозможный реквизит: ленты, платки, предметы обихода и даже мелкая мебель — например, табуретка.

    В этом танце, как правило, немало участников, поэтому аренда помещения под танцевальный зал, где будут водить хороводы, должна учитывать этот факт.

    Зайка пляшет, лапкой машет. ↑

    Есть и еще один вид народного танца, который насчитывает максимальное количество разновидностей. Конечно, речь идет о пляске. Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой.

    Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой. Главная особенность русской пляски — импровизация. Движения танца, поначалу сдержанные, с каждым музыкальным тактом становились все разнообразнее. Пляска позволяла исполнителю не только проявить свое мастерство, но и выразить характер. Требования к танцору тоже предъявлялись немалые: чтобы откалывать сложные коленца, нужны были ловкость, физическая сила, выносливость и отменная координация.

    Как и все виды русских народных танцев, пляска отличается богатой и разнообразной лексикой. Она включает сложные шаги («дроби», «ковырялочку», «гармошку»), верчение, прыжки, присядки, припадания и прочее. Рисунок танца складывается из проходок, перебежек, сольных выходов. Движения не подчинены никаким канонам: каждый исполнитель может применить полюбившийся ему прием в любой момент танца. Определенные стандарты существуют только для эмоциональной составляющей пляски: от мужчин требуется удаль, размах, сила и уважительное отношение к партнерам, а от женщин — величавость, плавность, изящество, но при этом живость и задор.

    В глубины русской пляски ↑

    Одиночная пляска исполняется танцорами любого пола. Она дает им возможность показать свою изобретательность, искусность и привлекательность. Парная пляска — это всегда диалог. Юноша и девушка разыгрывают отношения между влюбленными: притяжение, флирт, ревность или легкую обиду.

    Особой формой соревнования между молодыми мужчинами был перепляс. Он проводился по разным правилам. Например, первый танцор показывал какое-то движение или их комбинацию. Второй в точности повторял увиденное и добавлял что-то свое, От выхода к выходу коленца усложнялись. Был и другой вариант: танцоры по очереди демонстрировали свои приемы, причем каждый новый участник не имел права повторять движения предыдущих. Проигрывал тот, у кого раньше заканчивался набор коленец.

    Долгое время в переплясе соревновались одиночные танцоры. В последнее десятилетие мода изменилась: теперь на площадку выходят пары или небольшие группы. Правила состязания остались прежними, но массовость придает ему особую зрелищность.

    В массовой пляске не ограничено ни число участников, ни их пол, ни возраст. Основная задача исполнителя — сплясать лучше, чем сосед. Он может переходить от партнера к партнеру или танцевать соло, использовать любые движения, строить рисунок танца на свое усмотрение.

    Русский народный танец – гость из глубины веков

    Тысячелетия прожить — не поле перейти.

    Постоянны в мире лишь перемены. И мода на танцы тоже меняется вместе со стилем жизни, новыми поколениями и их пристрастиями. Сейчас трудно себе представить, чтобы русский народный танец стал столь же популярен, как самба, латина, беллиданс и прочие современные стили. Конечно, русский танец не забыт, но явно у народных масс он нынче не в фаворе. И совершенно напрасно! Он ярок, красив, эмоционален и способен дать фору всем западным танц-новациям!

    Мода модой, а русский танец родился задолго до хип-хопа, живет при всех новомодных стилях, и будет жить и дальше, базируясь на том, что это — не просто русский фольклор, а часть глубочайшего исторического наследия, в котором переплетены и тайные знания древних славян, и многогранный русский характер, и быт, и чувства, и единство с природой, и память предков, и то, что называется душой народа.

    Древние славяне в танцах разыгрывали драму.

    Русский народный танец прошел удивительно долгую эволюцию. В исторических документах русский танец «дебютировал» в 907 году. Официальное упоминание касается танца с медведями, который демонстрировался гостям на праздновании Вещим Олегом в Киеве победы над греками.

    К сожалению, ни точных дат зарождения танцевального искусства древней Руси, ни полного представления о том, каков был русский танец десятки веков назад, доподлинно неизвестно. Все, что мы знаем о танцах тех времен из былин, устных преданий и песен – это их обрядовое значение и тесная сакральная связь с природой.

    Кроме того, что русский танец, как и творчество любой нации, отражает темперамент, уклад, характер и переживания своего народа, он имеет несколько ярких особенностей, которые, несомненно, выделяют его на фоне мировой танцевальной культуры.

    И главная черта – это отражение реальной действительности.

    Русский танец никогда не воспроизводил выдуманные картины, не отличался наигранностью, преувеличением, тем более не создавал вымышленные, мифические образы и сюжеты, и не заглядывал в будущее. Он имел своей целью отразить текущее настоящее или свершившееся прошлое, повседневную жизнь людей, сотканную из событий, общения с природой, праздников, любви или печали. Эта глубокая драматическая основа позволяла выражать русскому танцу сильные, неподдельные эмоции, брать, что называется, «за живое».

    Накладываясь на многогранный русский характер, танец тоже был разным — лиричным и задорным, демонстрировал удаль, широту души, радость победы, горечь поражения, то есть все то, с чем соприкасались наши предки каждый день.

    Но в самом-самом начале предназначение танца было несколько иным.

    Русский танец изначально был частью обрядов.

    Каждую весну на Руси начинался новый цикл земледельческих обрядов. Приурочивались они к наиболее критическим моментам, требующим, по мнению древних славян, поддержки богов — время посева, вызревания хлебов, начала и окончания жатвы.

    Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водись вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.

    И раз уж мы заговорили о хороводе, то это и есть самый древний русский танец — родоначальник всех видов народной хореографии. Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода.

    Хореография его предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению этот русский танец имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом.

    Потому и сопровождал хоровод практически любой славянский праздник. Этот русский народный танец был непременным атрибутом обрядов в честь новобрачных и «любимцем» народных гуляний. Обрядовый смысл хоровод, со временем, утратил, но рисунок танца остался в неизменном виде. Он все также украшает семейные и детские праздники и на сцене выглядит изумительно красиво.

    Игровые хороводы разыгрывают определенный сюжет. Обычно такой русский танец очень женственный. Синхронные движения рук танцовщиц, изгибы тел, создают образ животных, птиц или других персонажей, составляют картины распускающихся цветов или изображают традиционные занятия русских барышень. Например, рисунок хоровода «Веретенце» показывает девушек за рукоделием, «Лебедушка» точно отражает повадки и грацию благородной птицы.

    В орнаментальных хороводах, без какого либо определенного сюжета, часто используются венки из полевых цветов или платки, с помощью которых в причудливый рисунок танца («змейка», «восьмерка» и др.) вплетается дополнительная «изюминка». Взмахи и трепетные взгляды, сложение рук, низкие наклоны и повороты вокруг своей оси, длинные сарафаны в пол — это естественная красота и нежность, демонстрирующая скромность и достоинство русской женщины.

    Этот русский танец всегда был любим еще и за то, что доступен для всех возрастов. Принять участие в хороводе могут и дети, и старики, и мужчины, и женщины. Потому и дошел этот русский танец до наших дней, что служит символом светлой солнечной энергии, передающейся по цепочке из рук в руки.

    Однако русский танец имел не только обрядовое значение.

    Тайное боевое искусство русских женщин.

    Мало кто знает, что древние славянки вовсе не были беззащитны, когда оставались в селении одни, без мужчин, со стариками и детьми на руках. Были среди них женщины — Берегини, которые владели танцем, а точнее настоящим боевым искусством, которое под маской обольщения скрывало мощное воздействие на биологически активные точки человека.

    Если враг заходил в селение, открытое сопротивление могло привести к гибели всего рода. Травы и яды также применить было невозможно, так как ту же еду и воду заставляли давать и детям. И женщины шли на хитрость. Столетиями оттачивался танец, сродни восточным боевым искусствам внутреннего воздействия, основанный на глубоком знании не только физиологии, но и биологически активного контура человека. Остается лишь удивляться глубине познаний наших предков.

    Русский танец Берегини.

    Чарующий танец представлял собой сложную, продуманную систему, в которой все движения были подчинены четким временным промежуткам, а пластика движений скрывала удары, наносимые как бы в пустоту, но направленные точно на конечности чужака. Сам он, завороженный гибкостью танцовщицы, её нарочито призывными движениями, смотрел на неё со сладострастием и не подозревал насколько сильное оружие против него направлено. А женщина во время танца, выгибаясь всем телом, приникая к земле и затем резко «наплывая» на мужчину, методично нанося невидимые удары, меняла резонансно-волновые характеристики собственного биополя и вела обработку его биологически активных зон. Танец попросту вызывал сбой в работе систем вражеского организма и был грозным оружием замедленного действия.

    Подобный русский танец упоминается и в связи с тем, что древние красавицы лечили таким способом своих мужчин, с той разницей, что воздействовали на другие точки. Вызывая сильное сексуальное возбуждение у любимого посредством танца, они многократно усиливали его чувственное восприятие, активировали резонансно-волновые структуры и «запускали» балансировку организма. Раны, полученные в сражениях, затягивались быстрее, а признаки различных болезней исчезали.

    Может не зря некоторые врачи рекомендуют секс в качестве лекарства от головной боли?

    Но не будем увлекаться, а лучше дадим свой ответ Западу.

    Танцуем не сугреву ради, а забавы для!

    Лишь отчасти можно считать такие сложные и энергичные элементы русского танца, как «Пистолет», «Щучка», «Бочонок», «Коза», «Арабский», «Бедуинский», «Разножка» и другие средством согрева организма. Динамика русского танца сложилась под влиянием еще двух причин.

    Во-первых, на русский народный танец наложила заметный отпечаток языческая культура. Люди в те времена ощущали себя неотъемлемой частью окружающего мира. Потому и русский танец часто строился на имитации поведения животных и птиц, либо отражал явления природы. «Журавель», «Гусачек», «Дергач», «Бычок», «Метелица» — таких названий в русском танце не счесть. Русский народный танец мог имитировать надменную походку тетерева, петушиные бои, прыжки косули, медвежий нахрап и потому его рисунок часто имел движения достаточно резкие.

    Впоследствии такая имитация стала основой одного из жанров русского народного танца – игрового. «Рыбку», к примеру, танцевать выходил парень — начинал прыгать, вертеться и топать ногами, потом неожиданно падал оземь и в точности повторял движения рыбы, выброшенной на сушу. Изгибался так, что каблуки у затылка оказывались. Игровой русский танец особенно веселил народ, так как в нем было не только подражание повадкам животных, но и стремление танцующего придать персонажу черты человеческого характера.

    Во-вторых, русский танец ассимилировался с воинственными танцами недружелюбных соседей. Во время многочисленных войн, оккупаций и длительного плена происходило смешение культур. Веселые и беззаботные славянские пляски, плавные и неторопливые танцы напитались новыми энергичными элементами. Об этом говорят и названия самих элементов, например те же «Арабский» и «Бедуинский».

    Но, как бы не велико было влияние других культур на русский танец, все изменения народ пропустил через призму своей духовности и представил нам, в итоге, самобытное и яркое искусство.

    Посмотрим, какое танцевальное наследие оставили наши предки.

    Русский танец «Вприсядку».

    Сей колоритный русский танец, подарил нам в 1113 году великий князь всея Руси Владимир Мономах, который заприметил в Киеве удалого молодца – каменщика Петро Присядку. После тяжкого трудового дня Петро имел обыкновение принимать «на грудь» и выходил на Крещатик поразмять затекшие мышцы ног, энергично подскакивая. Там и был замечен Мономахом со своей странной пляской и уже вскоре танцевал для князя за каждым завтраком, обедом и ужином. Русский танец «под Присядку» быстро стал модным и был разнесен скоморохами по всей Руси.

    Народный игровой танец и пляска – язык общения.

    Интересно, что русский танец, в большинстве своем, имеет простые и емкие названия, ясно отражающие либо рисунок танца, либо количество танцоров, либо музыку, под которую он исполняется, либо определенный сюжет. Среди плясок – импровизаций широко известны: «Барыня», «Балалайки», «Танец с ложками», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Валенки», «Тимоня», «Полянка», «Сибирская потеха», русский танец «Матрешки», «Плескач», «Круговая-плясовая», «Камаринская», «Полька», «Чеботуха», «Сени», «Воротца», «Парная», «Четверка» и другие.

    Во всех славянских танцах живет характерная черта – жизнерадостность и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Объединяет русские народные танцы демонстрация удали, широта движений, перекликающаяся с лиричностью и скромностью, а также наполненность смыслом.

    Русский танец не танцуют, а словно рассказывают что-то…Рассказывают красиво, эмоционально. Взглядом, выразительной мимикой, жестами, танцующий передает какую-либо историю, не хуже настоящего театрального актера. Та же «Камаринская» красноречиво воспроизводит заносчивый, хвастливый выход пьяного камаринского мужика, шуточно обыгрывает «непослушание» разгулявшихся ног, искреннее удивление и веселый дебош.

    Русский танец требует величавых, по-лебединому плавных движений от женщин и энергичности от мужчин. Но также часто он бывает задорным и озорным. Например, русский народный танец «Трепак» — живой, динамичный, где партнер и партнерша в быстром темпе исполняют дробные шаги и притопывания, прыжки и кружения, могут свободно импровизировать и заводят окружающих с первой минуты исполнения. И костюмы для него выбираются совсем иные: короткие пестрые сарафаны, юбки разлетающиеся солнцем и яркие вышитые косоворотки. Трепак может исполняться как одиночный мужской танец или парный перепляс.

    Еще один замечательный русский танец – «Тройка», где мужчина танцует с двумя партнершами. Народное творчество не могло обойти вниманием неизменный символ любого праздника — русскую тройку. Её и имитирует пляска, представляя скачущих лошадей, запряженных в повозку. И снова подражание животным – соблюдение старых традиций.

    На праздниках, ярмарках, свадьбах русский танец часто приобретал соревновательный характер – перепляс. И сейчас перепляс весьма популярен в народном танце. В своеобразной танцевальной дуэли участвуют два танцора. Элементов в переплясе может быть использовано множество, а их комбинация и последовательность – чистая импровизация танцующего. Участники перепляса соревнуются в силе, ловкости, выносливости и изобретательности. Задача — перетанцевать соперника.

    Такое разнообразие танцев позволяет выражать любые чувства и эмоции, «приспособить» русский танец к любому важному событию, сделать средством высвобождения лишней энергии и получить эстетическое удовольствие. В современной интерпретации русский танец все так же богат и самобытен, и заслуживает самого пристального внимания.

    Выразительный русский танец способен привить хороший вкус, умение красиво двигаться, изящно держать свое тело и главное, начисто лишен пошлости.

    Для русских народных танцев характерны яркие костюмы. В основном, это — красный, белый, голубой, зеленый цвета, которые символизируют любовь, чистоту души, солнце, небо, свежую весеннюю траву.

    И все это в совокупности с великолепной хореографией дает потрясающую картину народного русского танца, равного которому нет в мировой танцевальной истории.

    Категории: Вальс