• Танцы на тему экология под русские

    29 Дек 2018 admin Комментарии к записи Танцы на тему экология под русские отключены

    Методическая работа на тему: «Русский народный танец как отражение характерных особенностей народа»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. БОРОВОЕ»

    Методическая работа на тему:

    «Русский народный танец как отражение

    характерных особенностей народа»

    Файт Наталья Петровна,

    преподаватель ритмики и танца

    I квалификационной категории

    2. Основные жанры русского народного танца…………………..4

    3. Музыка и костюм как составные части целого………………. .7

    4. Исследовательская часть……………………………………….. 8

    7. Приложение «Моё творчество»……………………………. ….13

    Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

    В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

    С детства, занимаясь народным танцем, часто задавала себе вопрос: «А что же входит в понятие «танец»? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?» На этот вопрос я постараюсь найти ответ в нескольких источниках.

    Эту тему исследовательской работы я взяла потому, что много лет работаю в этой области и занимаюсь народным танцем в хореографическом коллективе «Весна» (СКО «Боровское») (Приложение «Моё творчество»). В народном танце отражается характер русского народа, особенности быта, особенности настроения.

    Гипотеза : танец является отражением особенностей русского народа и это показывает социальный опрос и исследования источников информации по теме.

    Объект исследования : русский народный танец.

    Предмет исследования: отражение в танце характерных особенностей русского народа.

    Цель исследования : выяснение, является ли русский народный танец отражением особенностей народа; нужен ли русский народный танец людям.

    — изучить теоретический материал по теме:

    — определить основные жанры русского народного танца;

    — определить составляющие компоненты русского народного танца;

    — провести опрос по теме.

    — опрос в форме анкетирования;

    Что обозначает термин «народный танец»?

    Народный танец – искусство, основанное на творчестве самого народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроение, отношения к жизненным явлениям. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен.

    2.ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

    Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.
    Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый

    характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

    Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки. Иногда за один палец – мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.
    Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что — то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг – это образ солнца, поклонение божеству – Ярила, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему абсолютно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Орнаментальный хоровод, если нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
    Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.
    Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

    Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.
    Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводно – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.
    Разобрала основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

    Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.
    Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.
    Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.
    У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные , индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения («выходку»). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, вращения. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.
    Существует много видов русской пляски. Наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

    3. МУЗЫКА И КОСТЮМ КАК СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО

    Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

    Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

    Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

    4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

    Я провела исследование в виде анкетирования. В нем приняли участие три разные возрастные группы: хореографический коллектив «Весна» (от 18 лет и старше), хореографический коллектив «Шалуны» (от 10 лет до 14), хореографический коллектив «Колибри» (от 7 лет до 9 лет). Всего было опрошено 38 человек.

    Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе на тему: «Чудо-яблоко»

    Ольга Камартдинова
    Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе на тему: «Чудо-яблоко»

    Цель: Рассказать о яблоках, условиях их выращивания, разнообразии их сортов. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к литературному и музыкальному наследию русского народа (потешкам, поговоркам, загадкам, песням).

    Предварительная работа. Беседы о плодовых деревьях. Чтение сказок В. Г. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко», рассматривание авторских иллюстраций. Вырезание детьми яблок из цветной бумаги.

    Материал и оборудование: Мальберт. Иллюстрация на тему. Репродукции натюрмортов с изображением фруктов. Поднос я яблоками( 3-4 сорта). Разделочная доска, пластмассовые ножи, фартуки, косынка на каждого ребенка. Кастрюля, форма для пирога. Бисквитное тесто. Фон для коллективной аппликации. Яблоки, вырезанные из бумаги, клей, кисти, салфетки (на каждого ребенка). Аудиозапись мелодии «Яблочки».

    Ход занятия.

    Организационный момент. Приветствие. «Здравствуй, небо голубое!»

    Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)

    Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)

    Здравствуй, матушка – земля! (руки отпустили)

    Здравствуй, мои друзья! (руки в сторону)

    Воспитатель. Здравствуйте, дети. Отгадайте – ка мою загадку.

    Откусишь – сладко. (Яблоко)

    Яблоки – это фрукты или овощи? Где они растут?

    Дети. Яблоки – это фрукты. Они растут на яблонях, в саду.

    Воспитатель. Чтобы яблоки выросли румяными и сочными, человек должен заботиться о яблонях, на которых они растут. Кто из вас знает, как надо ухаживать за плодовыми деревьями.

    Дети. Деревья надо поливать, белить, рыхлить под ним землю, удобрять, обрезать сухие ветки. Подвязывать сухие ветки, чтобы они не сломались от ветра от ветра и тяжести плодов. Для того, чтобы бороться с вредными насекомыми, фруктовые деревья опрыскивают специальными растворами.

    Воспитатель. Как вы думаете откуда на яблоне появляются плоды?

    Дети высказывают предположения, воспитатель обобщает их ответы. По ходу рассказа выставляет на мальберт иллюстрации.

    Весной на яблоне зацветают бело- розовые цветы с нежным запахом. (Их аромат привлекает пчел, которые садятся на цветы, пьют сладкий нектар цветов и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с цветка на цветок). Через несколько дней лепестки цветов облетят, на месте цветка образуется зеленя, твердое – маленькое яблочко. Они увеличиваются в размерах и наливаются сладким соком.

    А яблок – то сколько на ней! Давайте споем ей песенку.

    Дети поют песню «Яблонька» (под музыку народной песни «Яблочко»)

    Соку спелого полно

    Соку спелого полно (2 раза)

    Так свежо и так душисто

    Так румяно, так золотисто

    Так румяно, золотисто (2 раза)

    Будто медом налилось

    Видны семечки насквозь

    Видны семечки насквозь (2 раза)

    Воспитатель. Вот и созрели яблочки. Посмотрите на них (выставляется на стол поднос с яблоками разных сортов). Как вы думаете, почему эти яблоки не похожи друг на друга? Чем они отличаются?

    Дети. Они отличаются формой (круглые и овальные, размерами (крупные и мелкие) и цветом (желтые, красные, зеленые).

    Воспитатель. Правильно. Эти яблоки выросли на разных яблонях. Люди вывели множество сортов, которые отличаются не только формой и вкусом плодов и временем их созревания. Одни поспевают летом – это ранние сорта, другие – осенью, их называют поздними. Есть сорта, которые могут храниться всю зиму – это зимние сорта. Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?

    Дети. Яблоки полезны, в ним много витаминов.

    Воспитатель разрезает яблоки двух – трех разных сортов и предлагает попробовать и сравнить их вкус. Дети описывают свои вкусовые ощущения.

    Воспитатель. Знаете ли вы загадки, пословицы и поговорки и яблоках?

    Дети. Что за шарики такие?

    На ветках висят

    Всем здоровья дарят. (Яблоки)

    А сладким стало-

    На земля упало. (Яблоки)

    Пословицы и поговорки.

    1. Сентябрь яблоками пропах

    2. Дерево ценят по плодам, а человека по делам

    3. Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят

    4. Дерево держится корнями, а человек друзьями

    5. Яблоко от яблони, не далеко падает

    6. Какова яблонька, таковы и яблочки

    Проводиться подвижная игра «Яблочко». Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку:

    Дети. Завертелось, закружилось

    И по кругу покатилось

    С тем и подружилось

    Выходи не зевай

    Свою пляску начинай.

    Ребенок у которого по окончании считалки оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию. (Аудиозапись по выбору воспитателя)

    Воспитатель. Скажите какие блюда можно приготовить из яблок?

    Дети. Из яблок варят, повидло, компот, пекут пироги.

    Раздается стук в дверь. Входит повар с кастрюлей, в которой находится тесто и формой для выпечки.

    Повар. Я решила испечь яблочный пирог и приготовила для него тесто. Кто из вас дома помогал маме или бабушке печь пироги с яблоками? Вспомните какие продукты используются для сладкого теста? (ответы детей)

    Я смешала с сахаром, добавила муку, ваниль для аромата, осталось только нарезать яблоки. Помогите мне, пожалуйста. Мы выложим кусочки блок в форму, зальем тестом и поставим в духовку. Мойте руки, надевайте фартуки и за работу.

    Дети моют руки подходят к столам и с оборудованием, нарезают яблоки, выкладывают их на дно формы. Повар заливает яблоки тестом и уносит на кухню. Дети вытирают руки снимают фартуки, садятся на место.

    Воспитатель. Вы замечательно потрудились! Пирог должен получиться очень вкусным, ведь в нем так много яблок.

    Вспомните, в каких русских народных сказках упоминается этот фрукт?

    Дети. «Гуси – лебеди», «Иван – Царевич и серый волк»

    Воспитатель. Кто нарисовал иллюстрацию к этим сказкам? (ответы детей). Показываем иллюстрации, выполненные автором.

    Воспитатель. (выставляет на мальберт репродукции натюрмортов с изображением фруктов). Вспомните, как называются картины на которых изображены различные предметы?

    Воспитатель. Давайте все вместе сделаем аппликацию «Румяные яблоки»

    Дети составляют и наклеивают коллективную композицию из готовых форм. По окончании работы воспитатель выставляет аппликацию на мальберт.

    Повар вносит яблочный пирог.

    Ребенок. Яблоки румяные.

    В них медовый сок

    Испекли все вместе мы

    Вкусный и душистый

    С коркой золотистой

    Съешь его дружок

    Повар угощает детей пирогом.

    Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие.

    Все ребята – молодцы!

    Все ребята – удальцы!

    Помашем на прощание,

    Интегрированное занятие по рисованию в подготовительной к школе группе на тему: «Роспись деревянной ложки» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно – продуктивная. Задачи: Образовательные. Учить, самостоятельно.

    Интегрированное занятие по экологии для подготовительной группы «Проделки Бабы-Яги в царстве природы» Интегрированное занятие по экологии для подготовительной группы «Проделки Бабы Яги в Царстве Природы» Программное содержание: сформировать.

    Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе «Знакомство с садовым растением-тюльпан». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 2 категории детский сад №5 Интегрированное занятие по экологии.

    Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе «Знакомство с садовым растением-тюльпаном» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 2 категории детский сад №5 Интегрированное занятие по экологии.

    Интегрированное занятие по экологии в средней группе «Путешествие по реке Дон» Тема занятия: «Путешествие по реке Дон» Цель: знакомство с рекой Дон, на которой мы живем. Задачи: продолжать знакомить детей с родным краем,.

    Интегрированное занятие по экологии во второй младшей группе «Путешествие по стране» Цель: 1. Закрепить знания детей о животных и птицах, о весенних цветах; вспомнить с детьми первые признаки весны. 4. Воспитывать любовь,.

    Интегрированное развлечение в подготовительной группе «Чудо-чудное, диво-дивное-Золотая Хохлома» Итегрированное развлечение в подготовительной группе: «Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома»Программное содержание: — Углублять знания.

    Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе на тему: «Умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносит». Воспитательные задачи: 1. Воспитывать уважение к труду народных умельцев,гордость за талант простого народа. 2. Воспитывать интерес к предметам.

    Интегрированное занятие в подготовительной группе по экологии «Вечно шуметь лесам» Тема: «Вечно шуметь лесам». Цель: формировать у детей представления о лесе, как части целостной картины мира, формировать у детей основы.

    Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе с помощью мнемокарточек «Чудо-яблоко». Програмное содержание: познакомить детей с фруктом яблоко. Закрепить знания о том, что фрукты растут в саду. Развивать у детей память (зрительную.

    Методическая разработка по теме:
    Методическая разработка открытого урока по народно — сценическому танца «Русский народный танец» (с применением ИКТ)

    Методическая разработка открытого урока по народно — сценическому танца «Русский народный танец» (с применением ИКТ)

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу на тему:

    «Русский народный танец»

    (с применением ИКТ)

    Автор: Петрова Светлана Федоровна – педагог по хореографии высшей квалификационной категории.

    Дата проведения : 7.04 2012 года.

    Место работы: МБОУ ДОД ДШИ № 2 Кировского района г. о. Самара.

    Данное занятие разработано на основе авторской программы по народно-сценическому танцу Петровой С.Ф.Занятие предназначено для учащихся 2 года обучения (группы 10-12 человек) c использованием ИКТ.

    Продолжительность: 45 минут.

    Место проведения : класс хореографии ДШИ №2.

    Присутствующие : Зам. директора УВР – Быковская Г.М., пдо по хореографии –Айтуганов В.В, Атаякова Р.М., концертмейстеры-Семёнова И.А., Пасечник И.В., родители и гости.

    Тип урока : урок изучения нового материала.

    Вид урока : урок с элементами беседы (презентация)

    Цель — создание условий для формирования этно-эстетической, духовно-нравственной личности учащегося на уроке народно-сценического танца с использованием ИКТ.

    Образовательные: — приобрести знания о правилах и приемах исполнения русского народного танца, сформировать практические знания и умения движений русского народного танца, с применением ИКТ.

    Развивающие: — развить познавательный интерес к русскому народномутанцу, богатить опыт ребенка разнообразием ритма и пластики русского танца.

    Воспитательные : -воспитать личностные качества: чувство патриотизма, национальной гордости, трудолюбия, чувство эмоциональной выразительности, художественного вкуса.

    -просмотр наглядного материала

    -слушание русской народной музыки

    -просмотр русских народных танцев(презентация)

    -выполнение практических заданий.

    -практический показ у станка

    -практический показ на середине зала

    -индивидуальный, в чередовании с групповым

    Учебно-методическое обеспечение урока:

    -А. Климов. «Основы русского народного танца».

    -Т.К. Васильева» Секрет танца»

    -Т. Устинова «Русские танцы».

    1.Урок проводится в оборудованном аудиотехникой в зале с фортепиано, музыкальным центром, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком, зеркалами, хореографическим станком.

    2.Аудизаписи, CD диски.

    -Русские танцевальные мелодии

    -DVD( Русские народные танцы)

    4.Карточки с изображением видов русского народного костюма ( мужского, женского), русских народных промысел, русских народных инструментов.

    1. Вводная часть.Поклон. 2мин.
    2. Экзерсис у станка.10 мин.
    3. Объяснения нового материала ( теоретическая часть) 15мин.
    4. Практическая часть ( танцевальная лексика русского народного танца- «ковырялочка»,«моталочка», «гармошка». 10мин.
    5. Проверка и закрепление знаний и умений учащихся. 5мин.
    6. Домашнее задание: Нарисовать русский костюм. Составить кроссворд на тему русского народного танца. 1 мин.
    7. Подведение итогов. 1 мин.

    Ход урока: » Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Мы все спокойны, добры и приветливы. Все готовы к уроку. Все внимательными, активными и доброжелательными к друг другу.

    1. Вводная часть. Звучит марш Ю. Чичкова

    Дети исполняют по кругу зала танцевальный шаг, шаг на полупальцах, шаг на пятках, бег. Строятся в линейки по 4 человека.

    Выполняют мужской и женский поклон. После перестраиваются на станок, каждый ученик занимает свое место.

    1. Учебно-тренировочная часть . Народно-сценический экзерсис у станка.

    -Упражнение на развитие подвижности стопы (battementtendu)

    -подготовка к «веревочке»

    3 .Объяснение нового материала.

    Педагог: Ребята, как вы думаете, сколько на свете танцев?

    Учащиеся: 100!, 200!, 100000?

    Педагог: А разве кто-нибудь их считал, да и возможно ли это?Ведь каждый народ создает танец всякий раз, когда хочет полнее ощутить жизнь,выразить свою печаль и радость!

    Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так как швейцарец, не так как немец и француз.

    У одного танец говорящий, у другого танец бесчувственный.

    У одного танец бешенный, разгульный, а у другого спокойный.

    Откуда же родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий – так писал русский писатель Н.В.Гоголь.

    Русский танец родился в крестьянской среде. Зеленый луг, лесная опушка, деревенская околица- вот т сцена. Чарующая картина открывалась глазами тех, кому удавалось наблюдать сельский праздник с его танцами и хороводами.

    Педагог: Зарождение танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. В селе Мартыновка на Киевщине найдено несколько литых пляшущих фигурок, относящихся к 6 веку.

    Педагог: В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы и приурочены были к календарным языческим праздникам. «Семик»-посев «Спожинки» -сбор урожая, »Коляда» -зимний праздник.

    Педагог:Среди участников обрядов постепенно выделялись лучшие пляшущие, Поющие, играющие. Их называли « плясец», «игрец», «ваган», «сопека». Так появились скоморохи — талантливые пропагандисты русской поэзии, танца и песни. Они сыграли большую роль в развитии пропаганде русского танца.

    Педагог: Национальная одежда- это своеобразная книга, из которой можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Одежда каждой области России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

    Слайд 5. Педагог: Северорусский костюм. Главной и самой известной частью этого костюма является сарафан. Его носили и в будни и в праздники, изготовлялись из холста, крашенных и фабричных тканей, шелка, парчи.

    Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, женщин называли лебёдушкам. Завершал костюм головной убор. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны и всегда четко делились на девичьи и уборы замужней женщины. Отсюда различие: у девушек — легкие и воздушные накосники, венцы, ленты, обручи, кокошники, а у женщин-платки, глухие «сороки». Обували в празднике сапоги из цветной кожи, украшенные вышивками.

    Педагог: В южно-русском костюме главной деталью была попёва-пробабка современной юбки. В основу костюма так же входила рубаха, украшенная вышивкой. Поверх юбки одевался передник, который всегда украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету.Этот цвет считался магическим. И одежда красного цвета должна была отпугивать демонов, оберегать владельца от разных напастей.

    Педагог: Основными частями мужской одежды как сейчас , так и в старые времена являются рубаха и штаны. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличалось лишь качество материала и отделки. Праздничную одежду расшивали цветным шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе, так нагрудные узоры защищали руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Штаны заправлялись в сапоги или носились с лаптями.

    О богатстве и многообразии русского народного танца говорят красивые хороводы и кадрили, виртуозные и лихие пляски .Помните, как в народных поговорках говорится» ногам работа – душе праздник», плясать – душу открывать».

    Слайд 8. (DVD « Праздничная плясовая» исполняет ансамбль танца «Берёзка»)

    Педагог: Среди обрядовых игр песенно-танцевального характера огромное место принадлежит хороводам. Первые русские хороводы были посвящены Солнцу и как в подражании форме солнечного диска хороводы строились по кругу.

    Педагог: Хороводы очень разнообразны в своих построениях. Каждый рисунок хоровода имеет своё название, например: «воротца», »карусель», « колонна», «корзиночка». Но основной формой построения большинства хороводов является круг.

    Педагог: В различных областях России хороводы имеют разные названия: «карагод», «каравод», «улица,» «городок». Поэт Державин в стихотворении «Русские девушки» показать необычайную выразительность и эмоциональную силу этого танца. Но самым большим его достоинством поэт считал его скромность и благородство.

    Слайд 9.(DVD хоровод «Во поле березка стояла» исполняет ансамбль танца « Березка»).

    Педагог: А теперь поговорим о русской кадрили. Русская кадриль ведет свою историю от французской кадрили, элементы которой появились в России благодаря солдатам русской армии, которые побывали за границей во время войны с Наполеоном. Но в России кадриль не только претерпела большие изменения, а некоторые кадрили сочинялись заново. Кадриль в отличие от других плясок, имеет своеобразное построение, четкое деление на пары. Так существует» Круговая» ,» Квадратная», »Линейная» кадриль.Названия фигур кадрили разнообразны: «Проходочка»,»Крутея», «Девки на расхват».

    Слайд 10.(DVD» Кадриль» исполняют Т. Навка и М. Башаров).

    Педагог: Русский народный танец исполнялся под своеобразный оркестр , в состав которого входили: гармонь, балалайка, деревянные ложки, свирели, трещотки, колокольчики.

    Педагог: Мы сейчас познакомились с вами с истоками русского танца. Ответьте мне на вопрос?

    « Что характерно для исполнения русского танца. Какова манера исполнения русского танца?

    Учащиеся: скромность, благородство, размах, ловкость , жизнерадостность, кокетство, величавость.

    Педагог: Правильно. А теперь, постройтесь на середину зала по линейкам.Сейчас мы познакомимся с танцевальной лексикой русского танца, которая очень разнообразна. Это: « Веревочка», «моталочка», «ковырялочка», «подбивка», «гармошка» ,»припадание»,»дробушечка»,» хлопушки», «присядки», «вращения- крутки».(Учащиеся разучивают танцевальные движения-« моталочка», «гармошка», «ковырялочка»).

    Педагог: Русский танец мощный пласт русского народного творчества. Он не только отражал жизнь, раскрывал душу народа, но и делил с ним судьбу, прокладывая себе путь к признанию. Сегодня, вы только получили начальное представление об этом танце, но возможно это поможет вам сделать первые шаги в освоении хореографического русского народа.

    Педагог: А закончить наш урок, мне хочется словами известной русской балерины Лидии Лопуховой « Мы, русские, прирожденные танцоры — это у нас в крови.»

    5 .Проверка усвоения нового и материала, закрепление знаний и умений.

    ( учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.)

    -Кто такие скоморохи?

    -Какие виды женского русского костюма вы знаете?

    -Расскажите о мужском русском костюме.

    -Какие существуют жанры русского танца?

    -Какие русские народные инструменты входят в состав русского народного оркестра?

    -Какие движения русского танца вы знаете?

    6 .Домашее задание.

    1) Нарисовать мужской и женский народный костюм.

    2) Составьте кроссворд на тему русского народного танца.

    7. Педагог: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА

    ИСКУССТВ № 2 КИРОВСКОГО РАЙОНА

    Методическая разработка открытого урока народно-сценическоготанца на тему:

    « Русский народный танец»

    ( с применением ИКТ)

    Подготовила: педагог дополнительного образования по хореографии МБОУ ДОД ДШИ №2

    Петрова Светлана Федоровна

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока в 4 классе интерактивная игра «Угадай-ка»Тема: «Путешествие в волшебную страну»Цель урока:формирование коммуникативных умений и навыков учащихся по пройденному материалу, об.

    Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош.

    Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош.

    Методическая разработка по русскому народному танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес.

    Разработка практического заняти работы с программой MS Power Point. Фал презентации содержит тест к уроку, а также теоретическй материал по теме.

    Предмет: ХимияДата проведения: 10 мая 2016 годаТема: Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения.Тип заняти.

    Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока.

    Категории: Современные