• Удмуртские танцы для детского сада

    28 Дек 2018 admin Комментарии к записи Удмуртские танцы для детского сада отключены

    «Край мой родниковый» — развлечение для детей старшей и подготовительной групп

    Оксана Витт
    «Край мой родниковый» — развлечение для детей старшей и подготовительной групп

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 60»

    «Край мой родниковый»

    Развлечение для детей старшей и подготовительной групп

    1 квалификационной категории

    Пермский край

    г. Березники, 2015 г.

    Цель: Приобщать детей к национальным ценностям удмуртского народа, к его устному и музыкальному творчеству в рамках детского сада с последующим использованием полученных знаний в игровой деятельности детей.

    Задачи: 1. Познакомить детей с народом Удмуртии, их национальными костюмами и обычаями.

    2. Содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре.

    3. Развивать эмоциональную сферу у старших дошкольников в процессе исполнительской деятельности детей в разных видах музыкальной (пение, музыкально-ритмические движения) и игровой деятельностях.

    4. Воспитывать толерантное отношение к удмуртскому народу.

    — сбор информации удмуртских народных игр, загадок, пословиц, стихов, песен;

    подготовка и оформление зала для мероприятия;

    — предложить родителям приготовить удмуртские блюда для чаепития;

    — чтение удмуртских сказок, пословиц, разгадывание загадок;

    — прослушивание и разучивание удмуртских песен и танцев;

    — беседы о культуре удмуртского народа, и об их языке.

    Оборудование: мультимедио, муляж компьютера, берестяной короб, каравай, диск, угощение.

    Оформление: удмуртская изба, на столе предметы удмуртского быта.

    Действующие лица: Ведущий, Лопшо-Педунь, Гостья — удмуртка.

    Муз. репертуар: Песни: 1. Песня «Ялыке»

    2. Песня «О дружбе»

    Танцы: 1. Танец с цветами

    2. «Удмуртская пляска»

    Дети заходят под удмуртскую мелодию, выполняют Танец с цветами (с италмасом, затем встают полукругом у центральной стены.

    Ведущая: Сегодня собралось много гостей, ведь наши дети отправляются в путешествие. А куда, вы ответите сами, прослушав стихотворение.

    От приволжских степей до Уральских гор

    Лёг Удмуртский край – золотой простор.

    Как богат ты, мой край!

    Сколько зверя в лесах,

    Сколько птиц в небесах,

    Сколько рыбы весенней порой!

    Догадались, куда мы с вами отправляемся?

    Дети: В Удмуртию.

    Вед.: Удмуртия – это край родников и говорливых речек. Её земля очень красива и богата разными чудесами. Удмуртия – это край, где цветет золотой италмас. Я вижу, что к путешествию все готовы? Тогда – в путь!

    Лопшо-Педунь: Подождите, подождите, а меня-то вы позабыли. Я тоже хочу в путешествие.

    Ведущая: А ты кто такой? Наверно, Старичок-Лесовичок?

    Лопшо-Педунь: Нет, я Лопшо-Педунь, герой удмуртских сказок, люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться. А еще люблю путешествовать, узнавать всё новое, а ещё конечно люблю веселиться.

    Показывает свою гармошку и играет

    Ведущая: А что у тебя на ногах?

    Лопшо-Педунь: Лапти, я их сам сплел, да они не простые, а самоходные, они никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня, через темные леса переносят.

    Ну что, возьмете меня с собой?

    Лопшо-Педунь: Но сначала загадки мои отгадайте.

    1. Крыльев нет, а летает.

    Ног нет, а бежит. (Туча)

    2. Что можно увидеть на небе только ночью? (Звезды)

    3. В жару появляется, в холод умирает,

    Сам маленький, рот есть, укусит — плакать заставит (Комар)

    4. Не рубашка, но сшита.

    Языка нет, а говорит. (Книга)

    Лопшо — Педунь: Молодцы, справились с загадками! Как говорит удмуртская пословица «И маленькое дело, лучше всякого безделья!»

    Отправляемся в дорогу. Я вам покажу красивые места и познакомлю с народом, который живет в Удмуртии.

    Звучит удмуртская мелодия, дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе. С окончанием музыки садятся на стульчики

    Лопшо-Педунь: Посмотрите, ребята, внимательно, куда же мы попали?

    На экране появляется картина леса, родники

    Лопшо-Педунь: В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию называют краем родниковым. Ребята, слышите шум родника?

    Звучит фонограмма шума родника

    Лопшо-Педунь: А чтоб он ещё веселей звенел, мы ему подыграем на музыкальных инструментах.

    Лопшо-Педунь: Ой, ребята, что это с моими лаптями самоходными стало, дальше не идут? Как же нам путешествовать?

    Из пестеря достает компьютер

    Лопшо-Педунь: Мой друг! Вот что нам поможет — весёлый компьютер, он у меня с чудесами.

    Муляж компьютера ставит на стол

    На компьютере появляется изображение. Пословицы и поговорки о труде.

    Лопшо-Педунь: Наш народ очень трудолюбивый, у него, как и у других национальностей много пословиц и поговорок о труде. Вспомните их.

    Дети поочередно рассказывают:

    1. Кто без работы, тот без хлеба.

    2. Работа человека насквозь видит.

    3. Проголодаешься, так и работать научишься.

    4. Без стараний и пригорки не насыплешь.

    5. Ленивый ещё спит, а работящий уже отдыхает.

    6. На одном месте лишь пень стоит.

    7. Любишь мед, терпи и жало пчел.

    8. Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.

    Лопшо-Педунь: После работы и по праздникам удмуртский народ любит петь и плясать. Давайте и мы с вами споём песню на удмуртском языке.

    В это время на компьютере появляется изображение «Вируса» с надписью:

    Я вирус злобный и коварный,

    Заразил все ваши файлы,

    Не узнать вам, детвора

    Ничего и никогда.

    Вед.: Что же делать?

    Лопшо-Педунь: Предлагаю заглянуть в виртуальную энциклопедию и посмотреть, может что-то ещё осталось.

    На экране появляется изображение: «Колесо истории»

    Лопшо-Педунь: Ребята, нам необходимо победить вирус, тогда компьютер снова хорошо заработает. Ответьте быстро на вопросы викторины.

    На экране появляется карта Удмуртии

    Лопшо-Педунь: 1. Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).

    2. Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).

    3. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии? (черный цвет – символ земли и стабильности; красный цвет – цвет солнца и символ жизни; белый цвет – символ космоса и нравственных устоев).

    На белой полосе есть изображение – это солярный знак – оберег. Оберегает человека от несчастий).

    4. Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь или человек-птица, который является символом возрождения).

    Лопшо-Педунь: Ну, что же? Мы победили вирус и компьютер снова заработал.

    Появляется изображение удмуртов, русских,татар,таджиков

    Лопшо-Педунь: А знаете ли вы, что Удмуртия стала родным домом для людей разных национальностей.

    Вед.: Даже у нас в Березниках живут удмурты, русские, татары, марийцы, таджики и все они любят плясать свои национальные пляски. Наши дети однажды попробовали себя в одной такой пляске и вот что получилось. Посмотрим.

    На экране появляется изображение удмуртки

    Под веселую музыку заходят гостья – удмуртка с коромыслом, ведрами

    Гостья: Зёч буресь! Гажано эшьёс. Здравствуйте!

    Гостья-удмуртка: Шла на ключик за водой, да услышала знакомую удмуртскую музыку и решила к вам в гости заглянуть, вижу весело у вас тут.

    Лопшо-Педунь: Заходи, заходи, присаживайся. Как говорится в удмуртской пословице: красна изба углами, а человек гостями (а гостей мы встречаем по удмуртским обычаям с хлебом, с маслом). Пусть жизнь ваша течёт, как по маслу.

    С поклоном отдаёт каравай

    Лопшо-Педунь: Расскажите нам об удмуртском народе.

    Гостья-удмуртка: Мы живем в Удмуртской республике. Столица республики – город Ижевск. Удмуртия – это красивый край, где много рек, лесов, лугов. В Удмуртии живут удмурты и люди других национальностей. Рабочие нашей республики создают легковые машины. И многое другое. Жители сёл и деревень выращивают урожаи картофеля, льна, хлеба, овощей и фруктов; занимаются разведением животных. Удмурты говорят на удмуртском языке, у них есть свои национальные песни, танцы, игры.

    Вед.: Наши дети знают удмуртские стихи. Послушай дорогая гостья.

    Вазь чукна шунды потиз,

    Со монэ сайкатиз,

    Йырме, бамме маялтиз,

    Коркаме но со шунтэ,

    Югыт но сое карэ,

    Шумпотытэ со монэ,

    Султы ни мыным шуэ.

    Султэм бэрам педло поти,

    Шунды мынам борсям ветлиз,

    Гордь, гордъ бамме кариз,

    Собере со пуксиз.

    Шундылы тау кароно,

    Инмар сое аслэм сётиз,

    Дуннеын улыны косиз.

    Лопшо-Педунь: Какие любимые кушанья готовят удмурты?

    Гостья-удмуртка: Самые распространённые кушанья (каша, пельмени (пельмень, овсяной кисель, ржаной хлеб, ну, и, конечно перепечи, шаньги).

    Показ на экране удмуртской кухни

    Лопшо-Педунь: Ребята, посмотрите, ох и красив удмуртский костюм нашей гостьи.

    Гостья: Этот наряд очень старинный и подарила его моя бабушка из своего сундука. В украшениях часто удмурты используют рисунки зверей, деревьев, солнца, геометрические фигуры (квадраты, ромб). (МОЖЕТ ВЗЯТЬ АППЛИКАЦИЮ «УКРАСЬ КОСТЮМ», «УКРАСЬ УДМУРТСКИЙ СУНДУК»)

    Я хочу поиграть с вами в любимую игру удмуртов.

    Гостья-удмуртка: Сказочное место есть в стране у нас,

    Побываете тут и сразу очарует вас.

    Здесь усыпаны цветами нежные луга,

    И зовется это место – Удмуртия моя!

    Вед.: Вот видите в Удмуртиии, и даже в нашей группе живут разные по национальности дети, удмурты и русские, татары и таджики. Все мы живем дружно и не ссоримся. Давайте все вместе споем песню для всех наших гостей в зале.

    Лопшо-Педунь: Ну, а нам пора (до свидания, зеч-луэ, спасибо тау).

    Звучит удмуртская мелодия, дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе. С окончанием музыки садятся на стульчики

    Лопшо-Педунь: Наше путешествие подходит к концу и я приглашаю на последнюю страничку, которая называется «Содержание». Содержанием заканчивается любая книга, а наш компьютер записал диск про наше путешествие, и я предлагаю этот диск отнести в музей детского сада, чтобы и другие ребята смогли взять его и много узнать о Республике Удмуртии.

    Лопшо-Педунь обращает внимание на свои лапти

    Лопшо-Педунь: Лапти меня несут в группу детского сада:

    Вы и пели и плясали, путешествовали друзья,

    Очень я доволен вам

    Вот вам шаньги, перепечи от меня.

    Ведущая: Спасибо, Лопшо-Педунь, за твое путешествие. Много нового и интересного мы сегодня узнали. Приглашаем тебя к чаю.

    ОПИСАНИЕ. Очерчивают круг-это пруд или озеро. Выбирается водящий — водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей много»

    Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

    ПРАВИЛА. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным.

    Лопшо Педунь: Да, быстрые ребята попались! Как гласит удмуртская народная мудрость «Детям игра дорога». Вот и я хочу вас научить играть в одну удмуртскую народную игру, которая называется «Не урони полено»! Не зря же я нес дрова!

    Игра «Не урони ПОЛЕНО»

    ОПИСАНИЕ. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину его ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руку одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают играть до тех пор, пока в кругу останется только один человек. Он считается победителем. Игру начинают сначала.

    Кисьтаськысь песок вылын,

    Мон кема кылльылысько,

    Сэрэ гуртам кошкысько.

    Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

    «Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница — ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

    Удмуртские народные танцы

    Транскрипт

    1 Удмуртские народные игры Первые упоминания об играх и развлечениях древних удмуртов появились лишь в середине прошлого века. Их содержание тесно переплеталось с содержанием русских народных игр: «жмурки», «горелки», «бабки» и т.д. Игры древних удмуртов были тесно связаны с жизнью людей, с их молитвами и верованиями, просьбами ниспосылать им всяческие блага хороший урожай, богатство, здоровье Роль игры в культуре удмуртского народа уникальна. Ее способность создавать гармоничное и насыщенное бытие прекрасно осознавалась нашими предками. Недаром слово «игра» во всех языках очень многозначно, а удмуртское слово «шудон» (игра) родственно слову шуд — «счастье». И в настоящее время в играх удмуртских народных играх, дошедших до наших дней, сохраняются традиции, обычаи, культура удмуртского народа. Удмуртские народные танцы Танец издревле составлял часть быта и культуры удмуртского народа, его календарных праздников и семейных обрядов («свадеб» по поводу рождения ребенка, бракосочетания, поминок умершего, поклонения родовому воршуду). С течением времени многие танцы стали средством развлечения, выражения разнообразных эмоциональных состояний и чувств человека. Танец начал функционировать вне обряда и исполнялся на любом семейном торжестве, празднике или гулянии во время общего веселья. Большую роль удмуртские танцы играли в календарных обрядах, когда народ торжественно отмечал наступление весны (праздник назывался «быдӟым нунал» «великий день»), начало сева «гырыны потон» («выезд на пашню»), день зеленой растительности «гербер» (праздник после сева яровых), окончание летних полевых работ «пӧртмаськон» (ряжение). Народные танцы обычно исполнялись после официальной части обряда, как его «художественное дополнение», во время общих обедов в поле, на лугу, во время гуляний и перемежались игрой в горелки, пятнашки, качанием на качелях. Существовали и ритуальные танцы календарных обрядов, со временем превратившиеся в комические атрибуты обряда и дошедшие в описаниях как пляски стариков, исполняемые с не свойственной возрасту удалью под веселый смех всех присутствующих. Народные танцы присутствовали и в семейных обрядах, например свадебном. Здесь особенно ярко проявлялась и раскрывалась внутренняя связь танца с его исполнителем. Пристального внимания удостаивался танец девушек будущих невест. По манере держаться в танце, выполнять танцевальные фигуры судили о качествах молодой женщины. Танцы исполнялись и вне обрядов. В летние вечера молодежь собиралась на гумнах или лужайках в конце деревни, чтобы не мешать отдыхать старшим. В праздники в девичьих чумах. В зимние праздничные дни ходили по избам. Тут участие в плясках принимали и старшие. Зимой девушки собирались на посиделки прясть кудель и приглашали юношей коротать длинные вечера в какую-либо заброшенную избу. Здесь пелись песни, затевались игры и пляски. Удмуртские пляски отличались сдержанностью, мягкостью, лиричностью. Движения танцоров были мелкими, корпус и руки незначительно подвижными, осанка горделивой. Манера исполнения женского танца более мягкая, спокойная. Девушки держали себя скромно, нередко танцевали опустив глаза. Мужчины выполняли движения более размашисто, с силой и подскоками. Во время одиночных плясок руки у женщин свободны, кончики пальцев чуть

    2 приподняты, при исполнении движений слегка переводятся из стороны в сторону; у мужчин руки за спиной либо свободно реагируют на движения ног, кисть расправлена или собрана в кулак. Движений в пляске немного, все они выполнялись не отрываясь от земли, прыжки отсутствовали, присядка тоже встречалась не часто. Основным движением являлся простой шаг в умеренном темпе на всю ступню с чуть согнутыми коленями. Характерны мелкие переступания на месте. Какойлибо рисунок в танце отсутствовал, каждый танцевал дополняя пляску своими движениями. Самой древней формой удмуртского танца являются хороводы. Они водились по кругу. В некоторых деревнях за околицей на месте гуляний от хождения по кругу вытаптывалась соответствующая тропинка. Если песня имела сюжетную линию, в круг входили действующие лица песни и разыгрывали ее содержание. Широко был распространен линейный хоровод «А просо сеяли» (Алнашский, Вавожский, Малопургинский районы). Особой популярностью пользовались хороводы-пляски, состоящие из двух частей: первая часть лирическая, медленная, вторая веселая, быстрая. «Тани тыныд бур пал ки» Бытовали на территории Удмуртии и кадрили. Это танцы с определенной композицией. Они, как правило, парные. Как и русская кадриль, фигурные. Каждая фигура имеет свое музыкальное сопровождение, наигрыш. Удмуртским кадрилям свойственна перемена направления движения, замысловатые переходы, повороты исполнителей в парах и т. д. Самостоятельную группу составляют танцы-игры «Чапкыса шудон», «Куинь кузя шудон», «Дасэн эктон». Самая распространенная форма удмуртского народного танца импровизационная пляска. Ни один праздник, ни одно гуляние не обходилось без нее. Исполняется пляска, как правило, с пеним частушек. Возможно ее исполнение танцующим, выходящим в центр круга или полукруга, затем его сменяет другой танцор по приглашению первого и т. д. Бытует и парная пляска. Чаще заводит пляску один, затем присоединяется второй, третий и последующий исполнитель. Когда все желающие включаются в пляску, они продвигаются по кругу, разворачиваясь спиной по линии танца и поворачиваясь вокруг себя. Импровизационная пляска может начинаться сразу несколькими танцующими. Движения, используемые в пляске, зависят от технических и физических возможностей исполнителей, возраста и танцевальных традиций. Чаще всего исполняется переменный удмуртский ход, нехитрые дроби, дробные ходы, «косички» с одной и двух ног. В удмуртских поселениях распространен линейный шаг как самостоятельный танец. Количество танцующих не ограничивается, его исполняют все желающие. Их может быть от трех до неограниченного числа желающих. Танцующие выстраиваются в линию и начинают двигаться, встречаясь с каждым следующим исполнителем то правым, то левым плечом. Трое крайние разворачиваются и вновь включаются в танец. Шаг встречается как элемент композиции какого-либо танца. Удмуртский народный танец сопровождался игрой на национальных музыкальных инструментах, это могли быть крезь (гусли), скрипка (кубыз), арган (гармошка), использовался и ансамбль этих инструментов, к которым иногда (особенно во время пӧртмаськон) присоединялись шумовые игра на ложке, заслонках, ведрах. В настоящее время народные танцы чаще исполняют под баян или гармошку.

    4 Викторина на знание удмуртской культуры 1. Один из городов Удмуртии монголо-татары когда-то назвали городом жёлтой рыбы (если точнее, стерляди). Что это за город? — Сарапул. В пер. с монгольского -«сара» — жёлтый, «пул»-рыба 2. Его окрестили в соборе Благовещения в 1840 г. в г. Воткинске. Ещё в детстве он написал: «Я живу в маленьком городке, но чту его и буду чтить всегда, если даже окажусь на чужбине» О ком идёт речь? П.И. Чайковский 3. Какое стихотворение положило начало удмуртской литературе. Кто его автор? «Чагыр, чагыр дыдыке» («Сизый, сизый голубок») Г. Верещагин 4. Удмурты называли его корка Кузе, а как его называли русские? домовой, суседушко 5. Перу какого удмуртского поэта принадлежат эти строки: Наши сосны Высокие самые, Наши ягоды Сладкие самые, Наши люди Добрые самые Такая уж родина у меня Ф. Васильев «Вкус солнца» 6. Название детского журнала Удмуртии на русском языке «Ёжик» 7. Как называют удмурты птицу счастья Воршуд. 8. В переводе с удмуртского языка это блюдо называют «хлебное ухо», что это на самом деле?

    5 — пельмени 9. Сактон» в переводе на русский язык — это закат или рассвет? — рассвет 10. Правда ли, что на гербе Удмуртии есть рябина? — нет, она есть только на Гербе города Ижевска 2. Этот храм в Ижевске называют удачной копией Софийского собора. Что это за храм? Александро — Невский собор 4. За что в удмуртской национальной мифологии «отвечает» Вукузё Хозяин воды 5. Удмуртский праздник, во время которого в борозду опускали горбушку хлеба или блин с яйцом, лили напитки, и обращались к богу с просьбой о хорошем урожае Акашка, гырыны потон 6. Ары, аряне, арские люди, кого так называли в древности удмуртов 7. Этот напиток составляет важную часть религиозных обрядов и обычаев удмуртов, что это? кумышка 8. Какой пост занимал в Глазове дед Петра Ильича Чайковского? — пост городничего 9. Как называли в удмуртских мифах и сказках богатырей — Алангасары 10. Завершите пословицу: Ум без книги, что птица. без крыльев 11. В Ижевске есть Кремль? — да, это Арсенал

    6 12. Есть ли на Государственном гербе УР птица? Да, человеко-птица символ Возрождения, мудрости и совершенства 13. Когда появились первые художественные произведения на удмуртском языке и чем они характерны? В 1905 г. Это были народные календари 14. Дача этого купца бесспорно лучшее творение своего времени в Прикамском крае. Какому купцу она принадлежала, и в каком городе стоит? Сарапульскому купцу Башенину. 15. До революции этот зелёный город назывался Сюга, позже его переименовали в Красный посёлок, а затем, в г. Красный. Ныне он носит другое, более привычное нам название, — какое? — Можга 16. Кто был автором первого удмуртского романа. Как он назывался? Кедра Митрей «Секыт зибет» — «Тяжкое иго» 17. Какой язык финно-угорской группы является самым близким к удмуртскому -коми 18. По-русски леший, а по-удмуртски Нюлэсмурт 19. «О-шур», «Ож-завод», «Ож-кар» — Такие звучные названия когда-то носил один из городов нашей республики, — какой? — Ижевск 20. Есть дивный цветок в Удмуртии, давший звучный псевдоним одной из самых нежных и лирических поэтесс удмуртской литературы. О ком идёт речь? Ашальчи Оки. Цветок ашальчи Самое крупное и известное городище северных удмуртов Иднакар. 22. Когда и где вышла первая газета на территории Удмуртии?

    7 В г. Сарапуле, в 1906 г.вышла первая общественно-политическая и литературная газета «Прикамский край». 23. Когда-то это дерево было любимо и почитаемо удмуртами и росло в каждом крестьянском дворе. Считалось, что оно защищает от порчи и сглаза. Что это за дерево? — Рябина 24. В далёкие языческие времена славянские народы называли её по разному: Золотой Бабой, Яхой, Бефаной, Чароморой, удмурты называли её обыда. А как зовут её в русских народных сказках? Баба Яга 25.Какие три свадьбы, по представлению удмуртов, бывают у человека? Рождение-свадьба младенца; настоящая, когда человек обручается со своим суженым; смерть- «свадьба умершего», мертвый навсегда обручается с землею. 26. Какие вам известны фольклорные коллективы Удмуртии? «Айкай», «Италмас», «Танок» 27. Какие вам известны эстрадные ансамбли Удмуртии? «Шулдыр жыт», «Италмас», «Арганчи» 28. Национальный инструмент удмуртов, изготовляемый из ели. Крезь 29. Самый распространенный сказочный герой в удмуртских сказках Лопшо Педунь 30. Бог неба у удмуртов Инмар

    Методическая разработка по теме:
    Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру

    Методическая разработка «Воспитание любви к родному краю» расчитана на три возрастные группы (младший, средний и старший).

    Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа.

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру»

    Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа.

    Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.

    Удмурты говорят: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются Иваны не помнящие родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. Но в наше время все чаще сталкиваешься с проблемой обрусения удмуртского народа. А с исчезновением языка исчезнет и сам народ, чтобы не случилось непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста, и мы пришли к тому, что необходимо создать программу по углубленной работе по краеведению // Сборник информационно – методических материалов по развитию национального образования в Удмуртской Республике (к 80-летию государственности УР). – Ижевск, Мин. нар. образов. УР, 2000//

    Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы постарались создать в нашем дошкольном учреждении и в данной возрастной группе. В работу программы включены все виды деятельности, то есть работа проходит как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Так же элементы удмуртского фольклора включаются в занятия по физической культуре, в ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях. Данная программа тесно взаимосвязана-с « Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, где рекомендовано, что в работе по ознакомлению с окружающим педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.

    Цель: Воспитание ребенка в контексте родной культуры, языка, как естественной эмоциональной среды ребенка. Включение различных форм фольклора в содержание обучения и воспитания.

    Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине;

    2. Приобщение к национальным обычаям, обрядам, национальным видам одежды, кухни, ремеслам.

    3. Обучение и воспитание на родном языке в соответствии с конституционными правами ребенка, создание искусственной речевой среды.

    5. Знакомство детей с государственными символами Удмуртии и России (герб, флаг, гимн);

    Категории: Канкан